Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Максименко И.В.,
судей: Захарова Д.П., Гудожникова Д.Н.,
при секретаре Щербина О.А.,
с участием прокурора Чукоминой О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению (ФИО)1 к (ФИО)2-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет,
по апелляционной жалобе Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение (ФИО)2-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1 к Прокуратуре ХМАО-Югры удовлетворить.
Признать незаконным решение Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о прекращении с 1 августа 2013 года выплаты пенсии за выслугу лет, назначенной в декабре 2011 года.
Обязать Прокуратуру Ханты-Мансийского автономного округа-Югры возобновить с 1 августа 2013 года выплату пенсии за выслугу лет, назначенную в декабре 2011 года, в полном объеме, исходя из 27 лет выслуги в органах прокуратуры Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи (ФИО)6, пояснения представителя прокуратуры Чукоминой О.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратился в суд с иском к Прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее Прокуратура) о признании незаконным решения о прекращении с 01 августа 2013 года выплаты пенсии за выслугу лет, назначенной в декабре 2011 года, возложении обязанности возобновить выплату с 01 августа 2013 года, исходя из 27 лет выслуги в органах прокуратуры Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что с 01 августа 2013 года (ФИО)1 прекращена выплата пенсии за выслугу лет, назначенная в декабре 2011 года, в связи с тем, что при назначении пенсии в декабре 2011 года в выслугу лет истца необоснованно был зачтен период службы в органах прокуратуры Украины с 01 января 1992 года по 20 мая 1998 года. Полагает данное решение незаконным, поскольку на основании судебного постановления от 23 ноября 2006 года прокуратурой истцу назначена выплата за выслугу лет с учетом периода службы в органах прокуратуры с 01 января 1992 года по 25 мая 1998 года и оклада 58% от должностного оклада первого заместителя Генпрокурора Российской Федерации. Вывод ответчика о необоснованности зачета периода службы в органах прокуратуры Украины противоречит нормам пенсионного законодательства Российской Федерации, а именно статье 14 Закона от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закона N4468-1) и пункта 2.6 Положения об исчислении выслуги лет назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям от 12 августа 1994 года N942 (далее Положение N942). В судебном заседании (ФИО)1 на удовлетворении требований настаивал по основаниям указанным в иске.
(ФИО)3 ответчика (ФИО)8 требования истца не признала, просила в иске отказать, поскольку истцу неправильно был включен в выслугу лет для назначения пенсии РФ период службы на Украине.
В апелляционной жалобе ответчик Прокуратура просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права, выразившиеся в неправильном истолковании закона, а именно п."а" ч.1 ст.13 Закона N4468-1, п.1.3.Положения N942, поскольку ввиду отсутствия международных соглашений в области пенсионного обеспечения прокурорских работников оснований для зачета (ФИО)1 в выслугу лет для назначения пенсии периода службы после 31 декабря 1991 года в органах прокуратуры Украины не имеется. По результатам проверки проведенной летом 2013 года Прокуратурой было принято обжалуемое решение о прекращении выплаты пенсии истцу с 01 августа 2013 года, поскольку служба в качестве прокуроров и следователей в органах прокуратуры государств - участников Содружества Независимых государств не может быть зачтена в выслугу лет для назначения пенсии. Поскольку судебное решение о зачете периодов работы в Украине с 01 января 1992 года по 20 мая 1998 года было принято относительно назначения пенсии в 2006 году, его действие не распространяется на новое назначение пенсии в 2011 году. На неверном толковании норм материального права основан вывод суда о принятии обжалуемого решения неуполномоченным органом. В соответствии с п.2.1 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 04 декабря 2009 года N374, пенсии прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам и членам их семей назначаются пенсионными службами прокуратур субъектов Российской Федерации по месту их жительства или по месту увольнения. Поскольку (ФИО)1 уволился из органов прокуратуры автономного округа и постоянно проживает в городе Ханты-Мансийске, вопросы, касающиеся назначения истцу пенсии по выслуге лет, относятся к компетенции прокуратуры ХМАО-Югры. Поскольку спорные вопросы по применению нормативных правовых актов об исчислении выслуги лет (ФИО)1 отсутствуют, единая судебная практика по включению в стаж, дающий право на пенсию периодов работы в органах прокуратуры государств - участников Содружества Независимых государств, сформирована Верховным Судом Российской Федерации, оснований для передачи пенсионного дела (ФИО)1 на рассмотрение комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации не имеется. Кроме того, с 23.11.2013г. истцу, с учетом решения суда о включении в стаж периода службы на Украине, возобновлена выплата пенсии, назначенная 20.06.2006г. (58%) с выслугой в календарном исчислении 20 лет.
В возражении на апелляционную жалобу истец (ФИО)1 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку вынесенное решение является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на его отмену, так как право истца на пенсию за выслугу лет было реализовано в 2006 году на день увольнения из органов прокуратуры 21 февраля 2001 года, где по решению суда был включен в выслуг лет период службы на Украине, поэтому при назначении пенсии в 2011 году, данный стаж не подлежит обсуждению.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец (ФИО)1 не явился, извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося истца.
Представитель Прокуратуры Чукомина О.Ю. на доводах указанных в апелляционной жалобе настаивает.
Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения в апелляционном порядке решения суда, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Из материалов дела, исследованных судом, видно, что (ФИО)1, на основании решения Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 ноября 2006 года, которым в стаж работы истца был включен период его работы в органах прокуратуры Республики Украина с 01 января 1992 года по 20 мая 1998 года, с 20 июня 2006 года, в связи с его выходом на пенсию и увольнением 21 февраля 2001 года из прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, назначена пенсия с учетом его оклада 58% к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.
Выплата указанной пенсии (ФИО)1 была приостановлена с 15 октября 2007 года в связи с его заявлением о трудоустройстве в Следственный комитет.
В соответствии с приказом Следственного комитета N175-к от 20 декабря 2007 года (ФИО)1 уволился из Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и в связи с выходом на пенсию с окла (адрес)% к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и выслугой лет 27 лет 9 месяцев 27 дней.
На основании заявления (ФИО)1 от 18 января 2008 года ему с 21 декабря 2007 года возобновлена выплата ранее назначенной пенсии.
05 декабря 2011 года (ФИО)1, руководствуясь установленным Постановлением Президиума суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 августа 2011 года правом о выборе более предпочтительного для него варианта пенсии либо возобновление выплаты ранее назначенной пенсии (58% и 20 лег выслуги) либо обратиться к ответчику с заявлением о назначении новой пенсии, исходя из выслуги лет на момент увольнения и оклада по последней занимаемой должности (52% и 27 лет выслуги), обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии исходя из выслуги лет на момент увольнения и оклада по последней занимаемой должности (52% и 27 лет выслуги). Указанное заявление истца ответчиком было удовлетворено и пенсия (ФИО)1 назначена вновь с 01 июня 2011 года, исходя из выслуги лет на момент увольнения и оклада по последней занимаемой должности (52% и 27 лет выслуги).
Письмом прокуратуры ХМАО-Югры от 26 июля 2013 года принято решение о прекращении с 01 августа 2013 года выплаты пенсии за выслугу лет, назначенной с 01 июня 2011 года, поскольку Главным управлением кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации установлена необоснованность зачета периода службы (ФИО)1 в органах прокуратуры Украины с 01 января 1992 года по 20 мая 1998 года в выслугу лет при назначении пенсии в 2011 год.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Виды, назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги лет, а также перерасчет пенсий установлены Законом N4468-1, Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям" (далее Постановление N942).
В соответствии со статьей 14 Закона N4468-1, в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
Статьей 18 Закона N4468-1 предусмотрено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2.6 Постановления N942 предусмотрено, что при назначении лиц, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности в органах прокуратуры, на должности прокурорских работников выплата пенсии приостанавливается. При последующем увольнении выплата пенсии по желанию пенсионера возобновляется с учетом повышения (индексации) либо назначается вновь исходя из денежного содержания по последней штатной должности прокурора и следователя, научного и педагогического работника и выслуги на день последнего увольнения из органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации.
Таким образом, пенсионеру предоставляется право выбора более предпочтительного для него варианта пенсии - либо возобновление выплаты ранее назначенной пенсии с учетом индексации либо назначение пенсии за выслугу лет по последнему месту работы.
Исходя из материалов дела, (ФИО)1 был вправе выбрать возобновление ранее назначенной пенсии (58% и 20 лет выслуги) либо обратиться к ответчику с заявлением о назначении новой пенсии, исходя из выслуги лет на момент увольнения и оклада по последней занимаемой должности (52% и 27 лет выслуги).
Между тем, суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца пришел к правильному выводу о том, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Учитывая, что и на момент назначения пенсии с 20 июня 2006 года и на момент назначения с 01 июня 2011 года, факт включения в выслугу лет периода службы (ФИО)1 в органах прокуратуры Украины с 01 января 1992 года по 20 мая 1998 года, был определен решением Ханты-Мансийского районного суда от 23 ноября 2006 года и постановлением Президиума суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 августа 2011 года, то прекращение, назначенной в 2011 году пенсии, на основании необоснованного включения в выслугу спорного периода работы истца на Украине, является незаконным.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном указании судом первой инстанции на нарушение Прокуратурой ХМАО-Югры приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N449 "Об утверждении Положения о комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения прокурорских работников и членов их семей", не влечет отмену правильного по существу решения суда.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений против требований истца, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы жалобы в целом не опровергают правильность выводов суда и не содержат правовых оснований для отмены решения суда. Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на правильность вынесенного судом решения, коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югрыбез удовлетворения.
Председательствующий Максименко И.В.
Судьи: Захаров Д.П.
Гудожников Д.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.