Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Максименко И.В.
судей: Захарова Д.П., Гудожникова Д.Н.,
при секретаре Щербина О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании материал по частной жалобе на определение судьи Ханты - Мансийского районного суда от 22 января 2014 года, которым определено:
"Исковое заявление (ФИО)1 к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями, возвратить с приложенными к нему документами".
Заслушав доклад судьи (ФИО)6, объяснения заявителя (ФИО)1, поддержавшего доводы частной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты -Мансийскому автономному округу - Югре о возмещении убытков, причинённых неправомерными действиями.
Определением судьи Ханты - Мансийского районного суда от 22 января 2014 года исковое заявление (ФИО)1 было возвращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподсудностью спора Ханты - Мансийскому районному суду. (ФИО)1 разъяснено право на обращение с настоящим иском по месту нахождения Министерства финансов Российской Федерации, расположенного по адресу: (адрес).
В частной жалобе (ФИО)1 просит отменить определение судьи Ханты - Мансийского районного суда от 22 января 2014 года, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что судом не учтено, то обстоятельство, что согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации N 114н и Федерального казначейства N 9н от 25 августа 2006 года "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации" обязанность по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации возложена на управление Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
Изучив материал, обсудив доводы частной жалобы, заслушав объяснения заявителя (ФИО)1, поддержавшего доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 статьи 46).
В силу ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии со ст. 28 Гражданского процессуального кодекса РФ иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
Из искового заявления (ФИО)1 следует, что иск предъявлен к Министерству финансов Российской Федерации, которое в данных правоотношениях выступает как федеральный орган исполнительной власти, действующий от имени государства в интересах казны Российской Федерации, а также к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре о возмещении убытков, причинённых неправомерными действиями по основаниям, предусмотренным ст. ст. 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 указанного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 данной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Совместным Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 114н и Федерального казначейства 9н от 25 августа 2006 года "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации" руководителям управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (за исключением Управления Федерального казначейства по (адрес)) приказано на основании доверенностей (с правом передоверия), выданных Министерством финансов Российской Федерации, представлять в судебных органах интересы Министерства финансов Российской Федерации и интересы Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации; организовать работу по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации; обеспечивать направление в судебный орган после возбуждения производства по делу заявления о направлении всех последующих процессуальных документов по данному спору, в том числе и в адрес управления Федерального казначейства по месту нахождения суда; организовать работу с судебными органами по получению информации о дате и ходе рассмотрения судебных споров, в которых стороной выступает Министерство финансов Российской Федерации; обеспечивать принятие исчерпывающих мер по обжалованию судебных актов при наличии к тому оснований; информировать в течение 30 дней с момента вступления в законную силу судебного акта (постановления) Правовой департамент Министерства финансов Российской Федерации о принятии судебным органом данного акта (постановления) и принимаемых мерах по его обжалованию после рассмотрения дела судом кассационной инстанции и т.д.
Таким образом, на управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации специальным поручением возложена обязанность представлять интересы Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации в тех случаях, когда ответчиком по судебным спорам выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Более того, судьей при вынесении обжалуемого определения не учтён принцип диспозитивности, закрепленный в ст. ст. 3, 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяющий содержание процессуальных норм, регулирующих состав лиц, участвующих в деле. Так, заинтересованному лицу, обращающемуся за судебной защитой, предоставлено право решать по своему усмотрению вопрос о возбуждении гражданского дела, определять предмет иска и его основание, а также указать ответчика. Истец по своему усмотрению может предъявить иск как к одному, так и к нескольким ответчикам (ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), приобретающим данный процессуальный статус в силу указания на них в исковом заявлении. При этом иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца (ч. 1 ст. 31 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из искового заявления следует, что в качестве ответчиков в нём указаны Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре и Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре, при этом (ФИО)1 просит взыскать причинённые ему неправомерными действиями убытки с Министерства финансов Российской Федерации.
Возвращая исковое заявление, суд первой инстанции исходил, в том числе и из того, что исковые требования к УМВД России по ХМАО - Югре истцом не заявлены.
Данный вывод суда нельзя признать правильным, поскольку ответчиком по смыслу ст. 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является не только лицо, к которому непосредственно предъявлены исковые требования, но и лицо, которое, по мнению истца, допустило нарушение его прав и законных интересов. При этом следует учитывать, что законом обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Вместе с этим, решение вопроса о том, является ли лицо, указанное в исковом заявлении в качестве ответчика, надлежащим, на стадии принятия искового заявления преждевременно.
В исковом заявлении (ФИО)1 ссылается на нарушение своих прав со стороны УМВД России по ХМАО - Югре, указывая на него в качестве ответчика, и обращаясь в суд, в том числе и по месту его нахождения (ч. 1 ст. 31 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учётом изложенного, исковое заявление (ФИО)1 к Министерству финансов Российской Федерации, УМВД России по ХМАО - Югре о возмещении убытков, причинённых неправомерными действиями, в порядке гл. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, поданное в Ханты - Мансийский районный суд по месту нахождения Управления Федерального казначейства по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре: (адрес), а также УМВД России по ХМАО - Югре: (адрес), подлежало принятию к производству суда Ханты - Мансийского районного суда.
Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Ханты - Мансийского районного суда от 22 января 2014 года отменить и разрешить вопрос по существу.
Исковое заявление (ФИО)1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре о возмещении убытков, причинённых неправомерными действиями, направить в Ханты - Мансийский районный суд со стадии принятия искового заявления.
Председательствующий И.В. Максименко
Судьи: Д.П. Захаров
Д.Н. Гудожников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.