Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Александровой Н.Н.,
судей коллегии Ахметзяновой Л.Р., Кульковой С.И.,
при секретаре Ефимчук А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1, (ФИО)2 к открытому акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" об оспаривании решения об исключении из списка участников программы,
по апелляционной жалобе истцов на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым (ФИО)1, (ФИО)2 в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1, (ФИО)2 обратились в суд с иском к ОАО "Ипотечное агентство Югры" об оспаривании решения агентства от (дата) (номер) об исключении истцов из списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения (адрес) - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" в связи с достижением истцом (ФИО)1 возраста 36 лет.
Иск мотивирован тем, что на момент принятия решения ОАО "Ипотечное агентство Югры" о признании истцов участниками целевой программы их возраст составлял менее 36 лет.
Полагая, что достижение (ФИО)9 36-летнего возраста не является основанием для исключения семьи из списка участников подпрограммы, истцы (дата) направили в адрес ответчика претензию и требование о восстановлении их семьи в Едином списке участников подпрограммы, однако (дата) получили отказ.
Истцы полагают, что государственная поддержка участников целевой подпрограммы в виде субсидии на оплату договора приобретения жилого помещения будет реализована только после предоставления участнику подпрограммы жилищной субсидии. Достижение участником подпрограммы 36-летнего возраста не освобождает ответчика от обязанности предоставления данной субсидии.
В судебном заседании (ФИО)2, (ФИО)1 иск поддержали, дали пояснения согласно исковому заявлению.
Представитель ответчика (ФИО)5 исковые требования не признала, суду пояснила, что истцы (дата) исключены из Единого списка участников на законном основании, согласно п. 1.6 ст. 9 Порядка, в связи с изменением условий, в результате которых утрачены основания для участия в целевой программе.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы просят об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению истцов, решение противоречит требованиям ст. 40 Конституции РФ, статей 2,6,11,61,67,195 ГПК РФ, а также сложившейся в округе положительной судебной практике по аналогичным делам.
В обоснование доводов жалобы истцы сослались также на то, что судом не было исследовано и принято во внимание то обстоятельство, что квартира приобретена истцами в 2011 году, когда они, как участники подпрограммы, подходили по всем критериям. Отсутствие финансирования на своевременное выделение денежных средств на получение субсидии по данной подпрограмме не зависит от истцов и не может являться основанием для отказа в реализации законных прав и интересов семьи (ФИО)9.
Стороны или их представители в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Руководствуясь требованиями ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть материалы гражданского дела без участия лиц, не явившихся в суд.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), возражений, обсудив их, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении спора судом установлено, что решением ОАО "Ипотечное агентство Югры", на основании заявления от 26.09.2011 года, истцы признаны участниками подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 и на период до 2015 года" как получатели субсидии под номером 10000400309. ОАО "Ипотечное агентство Югры" не оспаривает законность признания истцов участниками данной подпрограммы. Данные требования установлены п. 1.4 ст. 6 Порядка реализации целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утвержденного Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 г. N 108-п согласно которому участником целевой подпрограммы являются молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет.
(дата) истцы, с одной стороны, а Ханты-Мансийский банк (ОАО) с другой стороны заключили ипотечный кредитный договор (номер) от (дата) на приобретение квартиры по адресу: (адрес).
Этим же числом (ФИО)1, (ФИО)2, ОАО "Ипотечное агентство Югры" и Ханты-Мансийский банк (ОАО) заключили трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от (дата) (л.д. 14-17).
(дата) истцы заключили договор купли-продажи жилого помещения по указанному выше адресу, (дата) истцам выданы свидетельства о государственной регистрации права, субъектом права является квартира, существующие ограничения - ипотека.
(дата) истцы исключены из Единого списка участников подпрограммы 2 по достижении (ФИО)1 возраста 36 лет, в связи, с чем ими, в соответствии с п.п. 1.6 п.1 ст. 9 Порядка реализации целевой программы, были утрачены основания для участия в целевой программе.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ОАО "Ипотечное агентство Югры" действовало в рамках действующего законодательства, и истцы правомерно исключены из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы (адрес) - Югры "Улучшение жилищных условий населения (адрес) - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года".
В соответствии с пунктом 1.4 статьи 6 Порядка реализации целевой программы (адрес) - Югры "Улучшение жилищных условий населения (адрес) - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утвержденного постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) N 108-п, участником целевой программы по подпрограмме 2 "Доступное жилье молодым" является признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий молодая семья, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии.
Право участников подпрограммы 2 на получение субсидии в текущем году удостоверяется Уведомлением, как это предусмотрено п.1 ст.11 Порядка.
В силу п. 2 ст. 11 Порядка решение о предоставлении Уведомления участникам подпрограммы 2 на право получения субсидии принимается уполномоченным органом в порядке хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о признании участником подпрограммы и регистрационного номера в книге регистрации и учета, в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований в соответствующем году на финансирование программы, после получения участником подпрограммы такого Уведомления на право получения субсидии и представления участником подпрограммы в уполномоченный орган документов, указанных в п.п. 3 и 4 статьи 11 Порядка.
Таким образом, гражданин с момента признания участником подпрограммы становится лишь претендентом на получение субсидии, что не свидетельствует об одновременном принятии уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии, и, соответственно, в случае превышения одним из членов молодой семьи установленного предельного возраста 35 лет такая семья утрачивает основания для участия в целевой программе по категории "молодая семья" (п.п.1.6 п.1 ст.9 Порядка).
Участие в подпрограмме носит добровольный характер, и соблюдение ее условий, являющихся общедоступной информацией, участниками подпрограммы обязательно (п.1 ст.2, п.1 ст.4 Порядка).
То, что истцы являются получателями государственной поддержки по программе "Ипотечное жилищное кредитование", значения в данном случае не имеет.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 годы" также предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая ряду условий. Одним из таких условий является то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подп. "а" п.6 Правил).
С учетом изложенного, решение Ипотечного агентства об исключении истцов из Единого списка участников подпрограммы по мотиву достижения предельного возраста 35 лет соответствует требованиям закона, в связи с чем, суд первой инстанции в полном объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал объективную оценку доказательствам, которыми эти обстоятельства подтверждаются, и принял законное и обоснованное решение.
Выводы суда основаны на законе, не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Доводы, изложенные в жалобе, исследованы судом, этим доводам дана оценка, с которой судебная коллегия согласна.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 20 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ляпустина А.Ю., Ляпустиной Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Александрова Н.Н.
Судьи Ахметзянова Л.Р.
Кулькова С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.