Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Александровой Н.Н.,
судей коллегии Ахметзяновой Л.Р., Воронина С.Н.,
при секретаре Ефимчук А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С к администрации городского поселения (адрес) ХМАО-Югры об установлении и выплате дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет,
по апелляционной жалобе администрации городского поселения Малиновский на решение Советского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Исковое заявление С удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения (адрес) ХМАО-Югры установить и выплачивать С дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет ежемесячно с (дата) в размере 17 519 рублей 21 копейки".
Заслушав доклад судьи Александровой Н.Н., объяснения С, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С обратился в суд с иском к администрации городского поселения (адрес) ХМАО - Югры об установлении и выплате дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет.
В обоснование требований истец сослался на то, что с (дата) по (дата) работал главой городского поселения Малиновский.
Распоряжением главы городского поселения Малиновский (номер) от (дата) ему с (дата) была назначена дополнительная пенсия за выслугу лет в размере 17 519 рублей 21 копейка.
Однако (дата) указанное распоряжение было отменено, истцу отказано в назначении дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет.
Отказ в назначении дополнительного пенсионного обеспечения обоснован недостаточностью стажа работы на выборной муниципальной должности.
Истец считает отказ в назначении пенсии за выслугу лет незаконным, полагая, что Федеральный закон N 157-ФЗ от (дата) года, установив днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов, не должен ухудшать права граждан в части дополнительного пенсионного обеспечения.
Судом вынесено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского поселения Малиновский просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению ответчика, решение суда противоречит Уставу городского поселения Малиновский, Федеральному закону от (дата) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закону ХМАО-Югры от (дата) N 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты- (адрес) - Югре"
Дело рассмотрено судебной коллегией по правилам ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и дате рассмотрения дела, что подтверждается имеющейся в материалах дела телефонограммой.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с положениями, содержащимися в статье 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статьей 23 Федерального закона от (дата) N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее- Закон N 25-ФЗ) установлены гарантии для муниципального служащего, в том числе, право на пенсионное обеспечение за выслугу лет (п.5 части 1 ст. 23 ).
В соответствии с частью 4 ст. 7 Федерального закона от (дата) N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст. 22 Закона N 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Анализ выше приведенных норм права свидетельствует о том, что ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией, предоставляемой за счет средств соответствующего бюджета.
Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавших должности муниципальной службы, устанавливается представительным органом муниципального образования. Финансирование пенсионного обеспечения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования п.2 ст. 17 Закона ХМАО - Югры от (дата) N 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты- (адрес) - Югре".
Представительным органом городского поселения Малиновский является Совет депутатов.
Решением (номер) Совета депутатов г. (адрес) от (дата) утверждено Положение о дополнительном пенсионном обеспечении за выслугу лет лица, замещавшего муниципальную должность в городском поселении Малиновский (далее - Положение).
Пунктом 1.3. названного Положения предусмотрено, что право на дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет имеют лица, замещавшие выборные муниципальные должности на постоянной основе не менее срока, предусмотренного уставом городского поселения Малиновский, в случае прекращения полномочий в связи с истечением срока полномочий и имеющие право на трудовую пенсию по старости (инвалидности).
Согласно пунктам 3, 4 статьи 20 Устава городского поселения Малиновский, глава поселения выбирается на муниципальных выборах сроком на пять лет, и полномочия его начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы.
Федеральным законом от (дата) N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" введен единый день голосования - 2-е воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий региональных (местных) органов или их депутатов.
Согласно справке из отдела кадров администрации городского поселения Малиновский, период замещения муниципальной должности в городском поселении Малиновский С составил 4 года 10 месяцев 20 дней (с (дата) по (дата) г.).
Постановлением администрации городского поселения Малиновский от (дата) утверждено Положение о комиссии по назначению дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет (далее - Положение о комиссии).
Пунктом 5 Положения, комиссии предоставлено право принять положительное решение о назначении дополнительного пенсионного обеспечения лицам, замещавшим муниципальные должности в городском поселении Малиновский, сложившим свои полномочия ранее срока истечения полномочий, предусмотренного уставом городского поселения Малиновский.
Принимая во внимание указанное Положение о комиссии, (дата) администрацией городского поселения Малиновский вынесено распоряжение о назначении С пенсии за выслугу лет с (дата) при наличии у него стажа муниципальной службы 4 года 10 месяцев 20 дней.
При этом, администрация городского поселения Малиновский, в связи с установлением единого дня голосования, с целью сохранения прав на дополнительное пенсионное обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности менее пяти лет, внесла на рассмотрение Совета депутатов городского поселения предложение о внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета и выплаты дополнительного пенсионного обеспечения лицам, замешавшим муниципальные должности городского поселения Малиновский", позволяющих применение исключительного случая при рассмотрении вопроса о назначении дополнительного пенсионного обеспечения.
Однако Советом депутатов данное предложение было отклонено, в связи с чем, постановлением администрации г. (адрес) (номер) от (дата) в пункт 5 Положения о комиссии были внесены изменения, исключающие право комиссии назначать дополнительное пенсионное обеспечение с применением исключительного случая.
Действие постановления (номер) распространено на правоотношения, возникшие с (дата) года. (дата) комиссией по назначению дополнительного пенсионного обеспечения С отказано в назначении дополнительного пенсионного обеспечения.
Удовлетворяя требования С, суд первой инстанции сослался на то, что срок полномочий главы городского поселения Малиновский С был фактически сокращен в связи с изменением федерального законодательства, что, по мнению суда, не может служить основанием для ограничения служащего в праве на дополнительное пенсионное обеспечение, поскольку истец прекратил полномочия в связи с истечением срока полномочий, по основаниям от него не зависящим.
Из правового смысла пункта 1.3. Положения о дополнительном пенсионном обеспечении и пункта 4 статьи 20 Устава городского поселения Малиновский следует, что право на дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет имеют лица, замещавшие выборную должность со дня вступления в должность по день вступления в должность вновь избранного лица. Положения пункта 3 статьи 20 Устава входят в противоречия с пунктом 4 этой же статьи и пунктом 1.3 Положения о дополнительном пенсионном обеспечении.
Изменение Законом N 157-ФЗ дня голосования и установление единого дня голосования лишает лиц, замешавших выборные должности менее 5 лет (что будет иметь место практически для всех лиц, избранных на должность главы поселения) дополнительных социальных гарантий, что нельзя признать справедливым исходя из принципов социального государства.
Судебная коллегия считает правильной ссылку суда первой инстанции на недопустимость произвольного лишения лиц их права на дополнительное социальное обеспечение. Законодатель субъекта Российской Федерации при решении социальных вопросов должен руководствоваться, в том числе, принципом социальной справедливости, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта РФ.
Доводы апелляционной жалобы администрации городского поселения Малиновский не ставят под сомнение законность и обоснованность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда, изложенных в решении.
При рассмотрении спора судом правильно определены нормы права, подлежащие применению. Нормы права применены судом с учетом положений Конституции РФ, выводы суда подробно мотивированы в решении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда от 20 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского поселения Малиновский - без удовлетворения.
Председательствующий Александрова Н.Н.
Судьи коллегии Ахметзянова Л.Р.
Воронин С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.