Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Акбашевой Л.В.,
судей коллегии Домрачева И.Г. и Ощепкова Н.Г.,
при секретаре Минаковой В.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому АОна решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 января 2014 года, которым постановлено:
Признать заключение УФМС России по ЯНАО от 27 сентября 2013 года N101п/13 по проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии гражданства РФ и обоснованности выдачи вкладыша о принадлежности к гражданству, паспортов гражданина Российской Федерации серии N N и серии N N, принятого УФМС России по ЯНАО незаконным и не порождающим правовых последствий.
Признать паспорт гражданина РФ серии N N Гришиной В.Н. не подлежащим изъятию.
Обязать УФМС России по ЯНАО внести соответствующие изменения в базу данных АРМ "Территория" и исключить сведения в автоматизированной системе "Российский паспорт" об изменении статуса паспорта.
Взыскать с УФМС России по ЯНАО в пользу Гришиной В.Н. судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гришина В.Н. оспорила решения Управления Управление Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому АО (далее - УФМС), указав следующие обстоятельства.
27.09. 2013 работником УФМС проведена проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии гражданства РФ и обоснованности выдачи ей вкладыша о принадлежности к гражданству РФ, паспортов гражданина РФ, по результатом которой было вынесено заключение N 101п/13 с принятием решения: считать факт наличия гражданства РФ не подтвердившимся, Гришина В.Н. не является гражданином РФ; признать паспорта гражданина РФ серии N N и серии N N выданными в нарушении установленного порядка; паспорт гражданина РФ серии N N подлежащим изъятию; внести соответствующие изменения в базу данных АРМ "Территория""; внести сведения в автоматизированную систему "Российский паспорт" об изменении статуса паспорта. Оспаривая законность заключения, заявитель указывает на следующее. С 15.01. 1993 прибыв из МВД Киргизии проходила службу в отделении ОМВД Пуровского района, где работает в настоящее время. Вкладыш о принадлежности к гражданству РФ, и выданные впоследствии паспорта гражданина РФ были выданы на законных основаниях, с соблюдением необходимых процедур. Просила признать все обозначенные действия УФМС незаконными, взыскать судебные расходы.
В суде Гришина В.Н. заявленные требования поддержала, пояснила, что являясь гражданкой СССР, переехала в январе 1993 гю из Киргизской ССР в п. Тарко-Сале для прохождения службы в Пуровском РОВД в порядке перевода из МВД Киргизии. Для оформления принятии гражданства РФ подала все документы начальнику ПВС Пуровского РОВД Фроловой Л.П. Оформила регистрацию по месту жительства по "адрес". Получив вкладыш о гражданстве РФ к паспорту гражданина СССР образца 1974 года, не обратила внимание на то, какая статья Закона о гражданстве РФ была указана во вкладыше как основание приобретения гражданства. В последующем при выдаче паспортов гражданина РФ в 2002 и 2005 г.г. сведения в форме 1-П она не заполняла, в том числе основание принятия гражданства РФ - это делали сотрудники ПВС, она только подписывала форму. Когда в августе 2013 года возник вопрос о том, что в документах неправильно указано основание принятия гражданства РФ, она позвонила работнику Фроловой Л.П., которая пояснила, что все документы, на основании которых выдавался вкладыш к паспорту СССР, в том числе её заявление о приобретении гражданства, были утеряны.
Представитель УФМС Манджиев Ч.А. представил отзыв на заявление, в котором сообщил, что оспариваемое заключение проверки законно и обоснованно, а заявление не подлежит удовлетворению. Получение заявителем вкладыша о принадлежности к гражданству РФ стало возможным по причине несоблюдения норм законодательства РФ полномочным органом.
Представитель УФМС Зенкова Е.А. поддержала отзыв, просила в заявлении отказать.
Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение об удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе представитель УФМС Зенкова Е.А. просит решение отменить, принять новое. Считает, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права. Указывает, что в силу п. 13 ФЗ "О гражданстве РФ" гражданином РФ признавался гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории РФ на день вступления в силу Закона (06.02.1992). Заявитель приехала в январе 1993 года, таким образом, вкладыш о принадлежности к гражданству РФ был выдан в нарушение действующего законодательства. Вместе с тем, гражданство не было приобретено и в порядке регистрации согласно п. "г" ст. 18 указанного Закона, так как в журнале регистрации дел по гражданству, среди документации отсутствует учетная карточка Гришиной, свидетельствующая о её обращении с заявлением и необходимыми документами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав в суде апелляционной инстанции представителя УФМС Наймушину Ю.В., судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Частью 2 статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, предусмотрено, что каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
В силу пункта "а" статьи 5 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 4 названного закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Ранее основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации устанавливались статьей 12 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что Гришина В.Н. ДД.ММ.ГГГГ прибыла в г. Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого АО для прохождения службы в органах внутренних дел РФ (выписка из приказа МВД России от "28" октября 2006 года N1450 л/с) в порядке перевода из МВД Республики Кыргызстан.
12 февраля 1994 года Пуровским РОВД Тюменской области Гришина В.Н. документирована паспортом гражданина СССР образца 1974 года серии N N в связи с негодностью ранее выданного Первомайским РОВД г. Фрунзе 17.12.1987 года паспорта серии У-ГС N.
17 марта 1994 года Пуровским РОВД Тюменской области Гришина В.Н. документирована вкладышем о принадлежности к гражданству Российской Федерации серии Ш-ПГ N в соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации".
23 мая 2002 года Гришина В.Н. документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии N N Пуровским РОВД Тюменской области в связи с общим обменом паспорта гражданина СССР образца 1974 года. 15.07.2005 года Гришина В.Н. документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии N N Пуровским РОВД ЯНАО в связи с утратой ранее выданного паспорта.
Согласно части 1 статье 13 ранее действовавшего Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы жалобы о том, что у заявителя отсутствовали основания получения гражданства РФ в соответствии с вышеуказанной нормой, так как Гришина прибыла на территорию РФ после 6 февраля 1992.
Однако п. "г" статьи 18 Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" предусматривает, что в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Как пояснила Гришина, указанным правом она воспользовалась, обратившись в 1993 году с заявлением о приобретении гражданства. Так же фактом, который может послужить доказательством обращения с таким заявлением является выдача ей вкладыша о принадлежности к гражданству РФ, что освидетельствует о принятии уполномоченным органом положительного решения по его выдаче.
Кроме того, Гришина не могла бы проходить службу в органах внутренних дел без наличия гражданства РФ. Согласно ст.1 Положения
о службе в органах внутренних дел Российской Федерации
(утв. постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I) сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, о том, что порядок приобретения гражданства Российской Федерации, о соблюдении которого сообщил заявитель, имел место на период 1993-1994 г.г. и факт обращения с заявлением о принятии гражданства Российской Федерации в ПВС Пуровского РОВД не опровергнут.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 08 июля 1997 г. N828 "Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ", паспорт, выданный в нарушение установленного порядка, подлежит изъятию Федеральной Миграционной Службой РФ или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт.
Нормативные правовые акты об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, устанавливают, что паспорт является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, только в том случае, если он выдан уполномоченным государственным органом на соответствующем официальном бланке, с соблюдением установленного порядка.
Паспорт, не соответствующий этим требованиям, не может считаться документом, удостоверяющим личность и гражданство Российской Федерации.
Норма пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации предметом своего регулирования имеет отношения, связанные с изъятием основного документа (паспорта), когда такой документ выдан в нарушение установленного порядка или оформлен на утраченном (похищенном) бланке, то есть распространяются на отношения, связанные с выдачей паспорта в обход установленных правил, и не затрагивает вопросы гражданства. Изъятие такого паспорта само по себе не влечет лишение гражданства Российской Федерации, приобретенного лицом на законном основании.
Согласно ст. 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.
Данных о том, что паспорта Гришиной В.Н., выданы в нарушение установленного порядка или оформлены на утраченном (похищенном) бланке паспорта, материалы дела не содержат. Виновных действий в связи с приобретением гражданства Российской Федерации при получении паспорта заявителем не допущено, доказательств совершения таких действий не представлено, а в заключении наличие таких действий не подтверждено.
Факты, устанавливающие использование заявителем подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений, отсутствуют.
При установлении таких обстоятельств, оспариваемое решение не соответствует статье 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и является незаконным, поскольку направлено на лишение Гришиной В.Н. гражданства в нарушение закона.
Кроме того, постановляя обжалуемое решение, УФМС не учло, что ч.4 ст. 14 ФЗ "О гражданстве" закрепляет переходное по своей сути положение, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий о сроке проживания на территории Российской Федерации, наличии законного источника средств к существованию, подтверждении владения русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды (пункты "а", "в", "д" части первой статьи 13), если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Такое регулирование свидетельствует о том, что законодатель, несмотря на изменение подхода к регулированию порядка приобретения гражданства лицами, ранее имевшими гражданство СССР, исходит из необходимости с учетом произошедших исторических и политических событий обеспечить преемственность нового правового регулирования по отношению к положениям Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" и предоставить указанным лицам возможность приобрести гражданство Российской Федерации в более льготном - по сравнению с общим - порядке (Определение Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 1254-О).
В деле не имеется сведений о том, что Гришина В.Н. не может быть отнесена к таким гражданам, имеющим право на упрощённое получение гражданства.
В установленных обстоятельствах, когда решение о гражданстве Гришиной В.Н принято уполномоченным органом, доказательств виновных действий заявителя не представлено, как и доказательств, что заявитель в силу объективных причин не могла получить гражданства Российской Федерации, постановленное по формальному признаку решение о незаконности вкладыша в паспорт гражданина СССР образца 1974 года о гражданстве Российской Федерации по истечению 19 лет после его выдачи, и незаконности выданных в последующем паспортов гражданина РФ, в том числе выданного более 10 лет назад, не может быть признано законным.
Суд правильно установил фактические обстоятельства дела, дал оценку представленным доказательствам, истолковал и применил нормы материального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 30 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому АО без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: /подписи/
Копия верна: судья И.Г. Домрачев
Секретарь суда С.П. Сазанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.