Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Акбашевой Л.Ю.,
судей коллегии Домрачева И.Г. и Ощепкова Н.Г.,
при секретаре Минаковой В.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому АОна решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 5 февраля 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение УФМС России по ЯНАО N 1343/13 от 19 ноября 2013 года об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Обязать УФМС России по ЯНАО выдать Дуйшекеевой А. разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дуйшекеева А. обратилась в суд с жалобой об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому АО (далее УФМС) от 19.11. 2013, которым ей отказано в выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ на основании пп. 4 п. 1 ст. 7 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Закона), в связи с тем, что она не указала в заявлении факт привлечения её к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП в 2010 году за правонарушение в сфере соблюдения законодательства об иностранных гражданах, т.е сообщила ложные сведения.
В суде заявитель участие не принимала. Ее представитель Алексеев Л.А. поддержал требования по основаниям, указанным в заявлении. Пояснил, что с заявительницей они имеют двоих детей 2010 и 2012 г.р., которые являются гражданами РФ. В 2012 г. зарегистрировали брак, совместно проживают в п. Тазовский, ведут совместное хозяйство. В апреле 2010 г. Дуйшекеева А. в г. Екатеринбург привлекалась к административной ответственности за правонарушение в сфере соблюдения законодательства об иностранных гражданах. На следующий день он (Алексеев Л.А.) приехал в указанный город, где от сотрудников милиции узнал, что Дуйшекеевой А. назначено административное наказание в виде штрафа, который он уплатил. Просил признать решение незаконным и обязать УФМС выдать Дуйшекеевой А. разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
Представитель УФМС Смагина А.В. настаивала на законности решения, пояснила, что Дуйшекеева А. 13.04.2010 г. была привлечена к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ и ей было назначено наказание в виде административного штрафа с административным выдворением, после чего в течении пяти лет (до апреля 2015г.) не вправе въезжать на территорию России. Полагала, что имеется самостоятельное основание к отказу в заявлении - в связи с пропуском трехдневного срока обжалования решения, так как уведомление об обжалуемом решении УФМС от 19.11.2013 г. заявитель получила 21.01.2014, а с заявлением об обжаловании данного решения обратилась в суд 28.01.2014.
Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение об удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе представитель УФМС России Хорошева А.С. просит решение суда отменить, принять новое. Считает, вынесенное решение законным. При рассмотрении дела не было установлено было ли исполнено решение по административному выдворению от 2010 года и на каком основании заявитель находится на территории РФ.
В возражениях заявитель и её представитель просят решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Дуйшекеева является гражданкой Республики Кыргызстан.
Отделением УФМС России по ЯНАО в Тазовском районе Дуйшекеева А. поставлена на учёт до 26 февраля 2014 года (л.д. 29).
Постановка на учёт произведена компетентным органом, решение об отмене постановки на учёт не выносилось, следовательно, указанное выше обстоятельство является основанием для отклонения доводов апелляционной жалобы о неопределённости и необходимости проверки правовых оснований нахождения заявителя на территории Российской Федерации на время рассмотрения дела. Судебная коллегия также отмечает, что в силу норм материального и процессуального закона собирать и доказывать эти обстоятельства должен не суд, а УФМС - орган, на который возложены задачи по осуществлению миграционного контроля.
1 октября 2013 года Дуйшекеева обратилась в УФМС с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы.
Заключением от 19.11.2013 в выдаче разрешения оказано по изложенному выше основанию.
Согласно подп. 4 п.1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.
По сведениям АС ЦБДУИГ ФМС России, Дуйшекеева привлекалась к административной ответственности за правонарушение в сфере соблюдения законодательства об иностранных гражданах. В 2006 и в 2010 годах привлекалась к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП и подвергнута административному выдворению за пределы РФ. О привлечении к административной ответственности в 2010 году заявитель не указала.
В решении УФМС от 19.11.2013 указано, что разрешение на временное проживание аннулировано и в соответствии с п. 2 ст. 31, Дуйшекеева обязана выехать из Российской Федерации в течение 15 дней, а в случае невыезда она подлежит депортации в соответствии с п. 3 ст. 31 названного выше закона.
Решение по формальному признаку не противоречит нормам, на которые ссылается УФМС, однако законным его признать нельзя в силу следующих оснований.
В силу ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно статей 3 и 4 ФЗ N 115 законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
С 13 марта 2012 года Дуйшкеева состоит в зарегистрированном браке с гражданином РФ Алексеевым Л.А., супруги имеют двоих малолетних детей: Алексееву М.Л., 07.05 2010 и Алексееву Е.Л., 11.07. 2012 года рождения Дети являются гражданами РФ (л.д. 11,13).
В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе винтересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно п.2 ст. 54 Семейного кодекса РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч.1 и 2 ст. 38 Конституции РФ).
В соответствии с основополагающим принципом статьи 3 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11. 1989 г., вступившей в силу 02.09. 1990 г. (для Российской Федерации 15.09. 1990 г.), во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Согласно ст. 9 Конвенции государства - участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
Обжалуемое решение вынесено в нарушение требований статей 3 и 4 ФЗ N 115, поскольку приведённые выше нормы во внимание не принимались, возложенная на заявителя публично-правовая ответственность в установленных обстоятельствах явно не соразмерна тяжести нарушения, нарушает гарантированные и охраняемые законом права всех членов семьи заявителя, на что обоснованно указано в решении.
Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, проверил доводы сторон, истолковал и применил нормы материального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФМС России по Ямало-Ненецкому АО без удовлетворения.
Председательствующий Акбашева Л.Ю.
Судьи: Ощепков Н.Г.
Домрачев И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.