Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Рахимкуловой Н.Р., Гниденко С.П.,
при секретаре Минаковой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Машоха Л.С. на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 января 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Машоха Л.С. к Администрации г. Новый Уренгой о признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, восстановлении в списке очередности на получение жилого помещения и предоставлении жилого помещения - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Рахимкуловой Н.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Машоха Л.С. обратилась в суд с иском к Администрации города Новый Уренгой, ГБУЗ ЯНАО Новоуренгойская городская стоматологическая поликлиника о признании права состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, восстановлении в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование исковых требований Машоха Л.С. указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в Городскую стоматологическую поликлинику города Новый Уренгой по профессии "данные изъяты" и направлена для работы в здравпункт Пуровского ЛПУ МГ "Тюментрансгаз". 24 мая 1996 года на основании её заявления она была включена в списки очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые велись по месту работы. Ежегодно списки очередности по Муниципальной городской стоматологической поликлинике согласовывались в Администрации города Новый Уренгой. В 2005 году должностное лицо поликлиники, ответственное за учёт и распределение жилья в учреждении - Архипова А.В., поставила её в известность, что списки переданы в Администрацию города Новый Уренгой. В 2012 году ей стало известно, что по сведениям Администрации города Новый Уренгой она не значится в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Оснований для снятия её с учета не имелось. Она проживает в общежитии, предоставленном на период работы в стоматологической поликлинике, других жилых помещений в собственности или в пользовании не имеет, жилищные субсидии ей не предоставлялись. Просит учесть, что имеет стаж работы в районах Крайнего Севера с 1986 года, является "Ветераном труда" и "Ветераном ЯНАО". 13 мая 2013 года она уволена из стоматологической поликлиники в связи с выходом на пенсию по старости и может быть выселена из общежития без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании истица Машоха Л.С. и её представитель Боева Ю.А. на исковых требованиях к Администрации города Новый Уренгой настаивали.
Представитель Администрации города Новый Уренгой Буржинская Н.Г. против удовлетворения иска возражала, пояснила, что истица Машоха Л.С. была включена в списки граждан нуждающихся в жилых помещениях по решению жилищно-бытовой комиссии городской стоматологической поликлиники и исключена из очередности в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете по месту жительства. Истица в списке малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории города Новый Уренгой не состояла и не состоит, в Администрацию города Новый Уренгой с соответствующим заявлением не обращалась. Поскольку Машоха Л.С. в установленном порядке не была признана малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях, основания для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.
Судом принято решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе Машоха Л.С. ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного решения, просит вынести новое решение, которым удовлетворить исковые требования полностью. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом при вынесении решения не учтено, что права граждан, принятых на учет как по месту жительства, так и по месту работы до 1 марта 2005 года на получение жилья по договору социального найма, были равными. Оснований для снятия её с учета не имелось и в настоящее время не имеется, в связи с чем считает, что имеет право состоять на данном учете до предоставления жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, заслушав пояснения представителя истицы Машоха Л.С. - Боеву Ю.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истица Машоха Л.С. состояла в трудовых отношениях с Городской стоматологической поликлиникой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
26 мая 1996 года, на основании письменного заявления от 21 мая 1996 года, Машоха Л.С. по месту работы была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях и была включена в Книгу учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (лд. 27-29).
Согласно сведениям, предоставленным Администрацией города Новый Уренгой, в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на территории муниципального образования город Новый Уренгой истица не состояла и не состоит.
Суд, первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований в части восстановления истицы на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, исходил из того, что истица не относится к категории малоимущих граждан и не обращалась в адрес Администрации города Новый Уренгой с заявлением о постановке не учет.
Судебная коллегия находит указанные выше выводы суда первой инстанции принятыми с нарушением норм материального права.
На момент принятия Машоха Л.С. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, действовал Жилищный кодекс РСФСР, который допускал учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы (статья 30 ЖК РСФСР). Аналогичные положения содержались в Постановлении Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" (далее по тексту - Постановление).
Пунктами 14, 15 Постановления было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях, в учреждениях, организациях, передавались в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.
Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов был вправе возвратить указанные списки для повторного их рассмотрения администрацией и профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации, если в них включены граждане с нарушением правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений.
Пункт 20 Постановления предусматривал сохранение права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий за гражданами до получения жилого помещения и основания для снятия с учета. Снятие с учета осуществлялось по решению органов, которыми граждане были приняты на учет: в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов - по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам; на предприятии, в учреждении, организации - жилищно-бытовой комиссии профсоюзного комитета.
Как следует из материалов дела, Машоха Л.С. была принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях по месту работы в соответствии с порядком, установленным приведенным выше Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335.
Списки работников муниципальной городской стоматологической поликлиники, принятых на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в которых также значилась истица, ежегодно до 2004 года включительно согласовывались Администрацией города Новый Уренгой (лд. 32-37), что указывает на отсутствие нарушений правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при постановке истицы на учет.
В силу части 2 статья 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Таким образом, Машоха Л.С. будучи поставленной на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, сохраняет право состоять на данном учете до получения жилого помещения по договору социального найма, при этом повторной подачи истицей заявления о постановке на соответствующий учет, а также признания истицы малоимущей, не требуется.
Жилищным кодексом РФ, введенным в действие с 01 марта 2005 года, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (статьи 14, 52 ЖК РФ). При этом предусмотрено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 44 Закона ЯНАО "О порядке обеспечения граждан, проживающих в ЯНАО" от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО, граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, обеспечиваются жилыми помещениями муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления, независимо от признания данных граждан малоимущими, в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Из анализа приведенных выше законодательных актов следует, что обязанность по дальнейшему ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятых на учет до 1 марта 2005 года, в том числе по месту работы, является обязанностью органов местного самоуправления.
Во исполнение этой обязанности, 20 декабря 2006 года Администрацией города Новый Уренгой в Новоуренгойскую муниципальную городскую стоматологическую поликлинику был направлен письменный запрос о передаче списков очередности работников поликлиники на улучшение жилищных условий по 01 марта 2005 года (л.д. 39).
Судом первой инстанции в качестве свидетеля была допрошена Архипова А.В., которая являлась должностным лицом, ответственным за учёт и распределение жилья в Новоуренгойской стоматологической поликлинике. Как следует из пояснений Архиповой А.В., по вышеуказанному запросу ею были направлены в Администрацию города Новый Уренгой списки работников поликлиники, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом истица из указанного списка исключена не была (л.д. 118).
Неисполнение Администрацией города Новый Уренгой обязанности по ведению учета вышеуказанной категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, привело к нарушению жилищных прав истицы.
Из материалов дела не следует, что истицей были утрачены основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо имелись основания, предусмотренные пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации для снятия её с учёта.
В связи с изложенным, решение суда в части отказа в удовлетворении иска о восстановлении на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях подлежит отмене с вынесением нового решение о восстановлении Машоха Л.С. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с даты принятия на учёт по месту работы, а именно с 24 мая 1996 года.
Вместе с тем, судебная коллегия не усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в остальной части, поскольку требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма заявлены истицей преждевременно. Принимая во внимание, что жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено Машохе Л.С. органом местного самоуправления после восстановления её на учете и согласно очередности, на момент рассмотрения настоящего спора жилищные права истицы в этой части не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 января 2014 года отменить в части.
Обязать Администрацию города Новый Уренгой восстановить Машоха Л.С. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 24 мая 1996 года.
В остальной части решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 января 2014 года оставить без изменения.
Председательствующий(подпись)
Судьи(подписи)
Копия верна:
Судья суда ЯНАО Н.Р. Рахимкулова
Секретарь суда ЯНАО Н.Н. Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.