Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А..,
судей Старцевой Т.Г., Крыловой Э.Ю.
при секретаре Маклиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению Тульского транспортного прокурора на решение Чернского районного суда Тульской области от 13 декабря 2013 года по гражданскому делу по иску Тульского транспортного прокурора к негосударственному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" о признании осуществления медицинской деятельности без лицензии незаконной и запрете осуществления медицинской деятельности до получения лицензии.
Заслушав доклад судьи Старцевой Т.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тульский транспортный прокурор обратился в суд с иском к негосударственному дошкольному образовательному учреждению (далее НДОУ) "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" о признании осуществления медицинской деятельности без лицензии незаконной и запрете осуществления медицинской деятельности до получения лицензии.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в нарушение положений Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" НДОУ "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" осуществляет медицинскую деятельность без лицензии. При этом в штатном расписании НДОУ "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" имеется должность старшей медицинской сестры, которая осуществляет медицинскую деятельность, в том числе ежедневные медицинские осмотры детей. Осуществление медицинской деятельности без лицензии нарушает право на охрану здоровья и медицинскую помощь неопределенного круга лиц, а также создает реальную угрозу причинения вреда охраняемым административным законодательством интересам государства и общества.
С учетом уточненных требований просил суд признать осуществление НДОУ "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" медицинской деятельности без лицензии незаконной и запретить данному учреждению осуществлять медицинскую деятельность до получения лицензии.
В судебном заседании помощник транспортного прокурора Тульской транспортной прокуратуры Стариков Н.В. исковые требования поддержал по тем же основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика заведующая НДОУ "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" Карпухина Е.Г. в судебном заседании иск не признала, просила суд отказать в его удовлетворении, пояснив, что деятельность, осуществляемая детским садом, не относится к медицинской деятельности. Обязанности медсестры по своей сути, сводятся к утреннему осмотру детей, в случае заболевания ребенка медсестра не принимает никаких мер к его лечению, в том числе не дает ему никаких лекарственных препаратов. Медицинское обслуживание детей, в том числе оказание медицинской помощи детям, проведение медицинских осмотров, вакцинация осуществляется в ГУЗ "Чернская ЦРБ", а также фельдшером ФАП в соответствии с заключенным между детским садом и больницей договором. Являясь заведующей детского сада, она неверно составила должностную инструкцию медицинской сестры.
Решением Чернского районного суда Тульской области от 13 декабря 2013 года в удовлетворении исковых требований Тульского транспортного прокурора к негосударственному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" о признании осуществления медицинской деятельности без лицензии незаконной и запрете осуществления медицинской деятельности до получения лицензии отказано.
В апелляционной жалобе Тульский транспортный прокурор просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, полагая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Тульской транспортной прокуратурой в отношении НДОУ "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" была проведена проверка, в ходе которой выявлено отсутствие у учреждения лицензии на занятие медицинской деятельностью, что ответчиком не оспаривалось. При этом установлено, что в детском саду имеется должность старшей медицинской сестры, в должностные обязанности которой входит осуществление функций медицинского работника.
Изложенное, по мнению прокурора, свидетельствует о незаконном осуществлении НДОУ "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" медицинской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно ч.1, 3 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
На основании ст. 9 указанного закона лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
В силу п.46 ч.1 ст.12 того же закона медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно п.10 ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Из п. 3 Положения "О лицензировании медицинской деятельности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года N 291 (в редакции от 15.04.2013 N 342), усматривается, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в числе иных видов деятельности включено сестринское дело, а также сестринское дело в педиатрии.
Согласно Уставу НДОУ "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги", утвержденному распоряжением ОАО "Российские железные дороги" от ДД.ММ.ГГГГ N, данное учреждение является образовательным учреждением и осуществляет образовательную деятельность.
В соответствии с положениями ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся (п.1 ч. 4).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (ч.1 ст. 41)
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (ч.2 ст. 41).
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности (ч.3 ст. 41).
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самостоятельно таким учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение.
Как видно из п. 3.7 Устава НДОУ "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги", медицинское обслуживание воспитанников данного учреждения обеспечивается штатными медицинскими работниками, имеющими соответствующее образование и квалификацию, которые наряду с администрацией учреждения несут ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания. Учреждение предоставляет помещение и соответствующие условия для работы медицинского персонала.
Согласно штатному расписанию НДОУ "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в нем имеется 0,25 ставки старшей медицинской сестры.
Из должностной инструкции старшей медицинской сестры НДОУ "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что старшая медицинская сестра в числе иных функций обязана вести осмотр детей во время утреннего приема, отмечать отсутствующих по болезни детей (п. 3.2), оказывать первую медицинскую помощь детям и сотрудникам ДОУ в случае травм, доставлять их в травмпункт (п.3.4), вести соответствующую медицинскую документацию и отвечать за ее состояние (п.3.18).
В соответствии с журналом утреннего осмотра и приема детей детского сада N ОАО "Российские железные дороги" проведение осмотров детей в детском саду заключается в измерении у них температуры тела, проведении осмотра зева и внешнем осмотре тела детей. Осмотры проводятся воспитателями, включая и воспитателя, совмещающего должность медицинской сестры.
Как следует из заключенного между НДОУ "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" и ГУЗ "Чернская ЦРБ" договором от ДД.ММ.ГГГГ года, осуществление медицинского обслуживания детей детского сада, в том числе оказание им медицинской помощи, проведение медицинских осмотров и вакцинации, предусмотрено медицинскими работниками ГУЗ "Чернская ЦРБ", а также фельдшером фельдшерско-акушерского пункта (ФАП).
Учитывая данные обстоятельства, а также приведенные выше правовые нормы и положения Приказа Министерства здравоохранения России от ДД.ММ.ГГГГ N 1346н "О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что осмотр детей, проводимый в детском саду N ОАО "Российские железные дороги", по своей сути медицинским осмотром не является, поскольку каких-либо манипуляций медицинского характера в себя не включает, а относится к мероприятиям по реализации образовательным учреждением возложенной на него ч.4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обязанности по осуществлению текущего контроля за состоянием здоровья детей.
Однако содержащиеся в должностной инструкции старшей медицинской сестры обязанности по оказанию первой медицинской помощи детям и сотрудникам ДОУ в случае травм (п.3.4), а также по ведению соответствующей медицинской документации с несением ответственности за ее состояние (п.3.18), применительно к вышеупомянутым положениям п.10 ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и п. 3 Положения "О лицензировании медицинской деятельности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года N 291 (в редакции от 15.04.2013 N 342), свидетельствует о предусмотренной возможности осуществления НДОУ "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" медицинской деятельности, что в отсутствие у данного учреждения лицензии на ведение такой деятельности, а также при наличии предусмотренного законом запрета на осуществление ее образовательным учреждением самостоятельно (без привлечения работников медицинских учреждений) является недопустимым.
Между тем, данные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела по существу, судом первой инстанции учтены не были.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для его отмены.
Что касается представленной НДОУ "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" в суд апелляционной инстанции должностной инструкции старшей медицинской сестры от ДД.ММ.ГГГГ года, которая не содержит в числе обязанностей данного работника функций по оказанию первой медицинской помощи детям и сотрудникам ДОУ в случае травм, а также по ведению соответствующей медицинской документации с несением ответственности за ее состояние, то вышеизложенных выводов она опровергать не может, поскольку в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции сторона ответчика на данную должностную инструкцию, как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ, не ссылалась и в качестве доказательства ее не представила.
При этом судебная коллегия учитывает, что названная должностная инструкция утверждена в день вынесения решения суда - ДД.ММ.ГГГГ года.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, установлены, по делу подлежит принятию новое решение об удовлетворении исковых требований Тульского транспортного прокурора о признании осуществления медицинской деятельности НДОУ "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" без лицензии незаконной и о запрете данному учреждению самостоятельно осуществлять такую деятельность.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чернского районного суда Тульской области от 13 декабря 2013 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Тульского транспортного прокурора к негосударственному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" о признании осуществления медицинской деятельности без лицензии незаконной и запрете осуществления медицинской деятельности удовлетворить.
Признать осуществление негосударственным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" медицинской деятельности без лицензии незаконным.
Запретить негосударственному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N ОАО "Российские железные дороги" самостоятельно осуществлять медицинскую деятельность.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.