Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Гавриловой Е.В.,
при секретаре Шаталиной К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 24 января 2014 года по иску Hayма Б.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию со снижением установленного возраста.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Наум Б.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на пенсию со снижением общеустановленного возраста.
В обоснование заявленных требований указал, что на протяжении длительного времени проживал в различных зонах радиоактивного загрязнения, в связи с чем имеет право на уменьшение пенсионного возраста на 5 лет на основании ст. ст. 33, 34 Федерального закона N 1244-1 от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". С 26.11.1987 г. по настоящее время проживает в г. Узловой Тульской области, который относится к зоне радиоактивного загрязнения. С целью реализации своих пенсионных прав он обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, однако решением N N от ДД.ММ.ГГГГ г. ему было отказано в назначение досрочной пенсии по причине отсутствия требуемого пенсионного возраста.
Решением Узловского городского суда Тульской области от 25.12.2012 г. в удовлетворении исковых требований о признании права на досрочную пенсию ему было отказано.
ДД.ММ.ГГГГ г. Наум Б.М. повторно обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной государственной пенсии, поскольку с 26 ноября 1987 года по 25 апреля 1993 года, с 5 июня 1993 года по 31 июля 1993 года, с 10 сентября 1993 года по 30 марта 1994 года, с 25 мая 1994 года по 7 августа 1994 года, с 2 октября 1994 года по 30 марта 1995 года, с 25 мая 1995 года по 7 августа 1995 года, 2 октября 1995 года по 30 марта 1996 года, с 25 мая 1996 года по 7 августа 1996 года, с 2 октября 1996 года по 30 марта 1997 года, с 25 мая 1997 года по 7 августа 1997 года, с 2 октября 1997 года по 31 января 1998 года проживал в зоне с правом на отселение, а с 1 февраля 1998 года по 30 марта 1998 года, с 25 мая 1998 года по 7 августа 1998 года, с 2 октября 1998 года по 30 марта 1999 года, с 25 мая 1999 года по 7 августа 1999 года, с 2 октября 1999 года по 30 марта 2000 года, с 25 мая 2000 года по 7 августа 2000 года, с 2 октября 2000 года по 30 марта 2001 года, с 25 мая 2001 года по 7 августа 2001 года, с 2 октября 20001 года по 9 октября 2013 года - в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Однако решением N 493 от 15.10.2013 г. в назначении государственной пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемого пенсионного возраста.
Просил суд признать за ним право на назначение досрочной государственной пенсии и обязать ответчика назначить и выплатить ему досрочную государственную пенсию по старости с момента первоначального обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Пояснил, что при первоначальном обращении в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении государственной пенсии ему не было разъяснено о предоставлении дополнительно трудового договора и графиков работы на предприятии "Эколад" (Украина). После разъяснения в декабре 2012 года он обратился к руководству коллективного предприятия "Эколад" (Украина) и вышеперечисленные документы им были получены в ноябре 2013 года, которые в последующем он представил ответчику. Полагал, что его вины в несвоевременном предоставлении указанных документов в пенсионный орган не имеется.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. исковые требования не признала, в связи с отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска.
Суд постановил решение, которым иск Наума Б.М. удовлетворил.
Обязал УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Науму Б.М. досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда в части даты назначения пенсии, поскольку несвоевременное представление истцом дополнительных документов не может рассматриваться в качестве доказательств незаконности действий пенсионного органа.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринову Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Наума Б.М., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
Согласно ст.7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-Ф3 от 17.12.2001 г. право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечаний к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ N 403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, положения ст.ст. 33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и п.2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Распоряжением Правительства РСФСР N 237-р от 28.12.1991 г. был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловая Тульской области была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, в последующем с 1 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ N 1582 от 18.12.1997 г. статус населенного пункта г. Узловая Тульской области был изменен, он стал относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Наум Б.М. с 26 ноября 1987 года по 25 апреля 1993 года, с 5 июня 1993 года по 31 июля 1993 года, с 10 сентября 1993 года по 30 марта 1994 года, с 25 мая 1994 года по 7 августа 1994 года, с 2 октября 1994 года по 30 марта 1995 года, с 25 мая 1995 года по 7 августа 1995 года, 2 октября 1995 года по 30 марта 1996 года, с 25 мая 1996 года по 7 августа 1996 года, с 2 октября 1996 года по 30 марта 1997 года, с 25 мая 1997 года по 7 августа 1997 года, с 2 октября 1997 года по 31 января 1998 года, а также с 1 февраля 1998 года по 30 марта 1998 года, с 25 мая 1998 года по 7 августа 1998 года, с 2 октября 1998 года по 30 марта 1999 года, с 25 мая 1999 года по 7 августа 1999 года, с 2 октября 1999 года по 30 марта 2000 года, с 25 мая 2000 года по 7 августа 2000 года, с 2 октября 2000 года по 30 марта 2001 года, с 25 мая 2001 года по 7 августа 2001 года, с 2 октября 20001 года по настоящее время проживает на территории населенного пункта г. Узловая Тульской области.
Указанные обстоятельства подтверждаются данными паспорта истца, справкой участка ООО УК "Наш дом", удостоверением серия АФ N от ДД.ММ.ГГГГ г ... справкой N196/исх от ДД.ММ.ГГГГ г., трудовым соглашение N от ДД.ММ.ГГГГ г., ежегодным графиком работы инженера от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., выпиской из приказа N от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу.
В связи с чем, в силу положений п. 7, 8 ст. 13, ст. ст. 33, 34, 35 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N от ДД.ММ.ГГГГ истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания в зоне с правом на отселение, а также дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, согласно положениям ст. ст. 33, 34 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 г. Наум Б.М. имеет право на снижение пенсионного возраста на пять лет.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что законом N 1244-1 от 15.05.91 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по мнению судебной коллегии являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в полном объеме.
Довод о том, что право на назначение досрочной государственной пенсии по старости у истца наступило с 9 октября 2013 года, а не с 18 августа 2012 года, поскольку им были представлены необходимые документы с нарушением трехмесячного срока с даты первоначального обращения в пенсионный орган судебная коллегия не может признать состоятельным, поскольку на дату обращения с заявлением о назначении пенсии - 18 августа 2012 года - у Наума Б.М. имелось право на досрочную пенсию со снижением установленного возраста.
В силу п.2-3 ст.24 Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Необходимые для назначения и выплаты пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Заявитель может представить необходимые для назначения и выплаты пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
Между тем УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области не представило доказательств, свидетельствующих о том, что истцу было разъяснено, какие документы он должен представить дополнительно. Протокол комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области N 322 от 24.08.2012 г. не содержит разъяснений о предоставлении Наум Б.М. трудового договора и графиков работы с коллективного предприятия "Эколад" (Украина).
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Узловского городского суда Тульской области от 24 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.