Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Григорьевой Ф.М.,
судей
Жегуновой Е.Е., Михеенко К.М.,
при секретаре
К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области в лице начальника управления Кашееда В.В. на решение Центрального районного суда города Тюмени от 06 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Драчева С.В. удовлетворить.
Решение Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) г. Тюмени Тюменской области от 05.06.2013 года признать незаконным в части невключения периодов работы Драчева С.В.:
с " ... ".2000 по " ... ".2000 в должности врача-хирурга лечебного отделения (хирургия) в ОАО " " ... "";
с " ... ".2000 по " ... ".2001, с " ... ".2001 по " ... ".2003, с " ... ".2003 по " ... ".2003, с " ... ".2003 по " ... ".2004, с " ... ".2005 по " ... ".2006, с " ... ".2006 по " ... ".2006, с " ... ".2006 по " ... ".2007, с " ... ".2007 по " ... ".2008, с " ... ".2008 по " ... ".2008, с " ... ".2008 по " ... ".2008, с " ... ".2008 по " ... ".2009, с " ... ".2009 по " ... ".2009, с " ... ".2009 по " ... ".2010, с " ... ".2010 по " ... ".2010, с " ... ".2010 по " ... ".2011, с " ... ".2011 по " ... ".2011 в должностях врача-онколога, врача-хирурга хирургического кабинета в ОАО " " ... "" (с 14.05.2003 - Городская больница ОАО " " ... " центр");
с " ... ".1979 по " ... ".1979, с " ... ".1990 по " ... ".1990, с " ... ".1998 по " ... ".1998 курсы повышения квалификации;
с " ... ".2004 г. по " ... ".2005 г. в должности врача-хирурга хирургического кабинета в Городской больнице ОАО " " ... " " ... "" (на 0,75 ставки); признать незаконным.
Возложить обязанность на Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) г. Тюмени Тюменской области включить периоды работы:
с " ... ".2000 по " ... ".2000 в должности врача-хирурга лечебного отделения (хирургия) в ОАО " " ... "";
с " ... ".2000 по " ... ".2001, с " ... ".2001 по " ... ".2003, с " ... ".2003 по " ... ".2003, с " ... ".2003 по " ... ".2004, с " ... ".2005 по " ... ".2006, с " ... ".2006 по " ... ".2006, с " ... ".2006 по " ... ".2007, с " ... ".2007 по " ... ".2008, с " ... ".2008 по " ... ".2008, с " ... ".2008 по " ... ".2008, с " ... ".2008 по " ... ".2009, с " ... ".2009 по " ... ".2009, с " ... ".2009 по " ... ".2010, с " ... ".2010 по " ... ".2010, с " ... ".2010 по " ... ".2011, с " ... ".2011 по " ... ".2011 в должностях врача-онколога, врача-хирурга хирургического кабинета в ОАО " " ... "" (с 14.05.2003 -Городская больница ОАО " " ... "");
с " ... ".1979 по " ... ".1979, с " ... ".1990 по " ... ".1990, с " ... ".1998 по " ... ".1998 курсы повышения квалификации;
с " ... ".2004 г. по " ... ".2005 г. в должности врача-хирурга хирургического кабинета в Городской больнице ОАО " " ... "" (на 0,75 ставки); в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Решение Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) г. Тюмени Тюменской области от 05.06.2013 года признать незаконным в части отказа исчислять периоды работы Драчева С.В. с " ... ".1989 г. по " ... ".1989 г., с " ... ".1989 г. по " ... ".1989 г., с " ... ".1989 г. по " ... ".1989 г., с " ... ".1989 г. по " ... ".1990 г., " ... ".1990 г. по " ... ".1991 г., с " ... ".1991 г. по " ... ".1992 г., с " ... ".1992 г. по " ... ".1992 г., с " ... ".1992 г. по " ... ".1992 г., с " ... ".1992 г. по " ... ".1994 г., с " ... ".1995 г. по " ... ".1995 г., с " ... ".195 г. по " ... ".1995 г., с " ... ".1995 г. по " ... ".1997 г., с " ... ".1997 г. по " ... ".1997 г., с " ... ".1997. по " ... ".1997 г., с " ... ".1997 г. по " ... ".1997 г., с " ... ".1997 г. по " ... ".1997 г., с " ... ".1997 г. по " ... ".1998 г., с " ... ".1989 г. по " ... ".1999 г., с " ... ".1999 г. по " ... ".1999 г., с " ... ".1999 г. по " ... ".1999 г. в должностях врача-хирурга хирургического отделения, заведующего хирургического отделения - врача-хирурга, врача- онколога в Медико-санитарной части "Главтюменьгеология" (с 06.07.1990 г. - МСЧ геологического концерна "Тюменьгеология", с 06.07.1994г. - Государственное медицинское учреждения МСЧ "Геолог") из расчета 1 год работы за 1 год 06 месяцев работы.
Возложить обязанность на Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) г. Тюмени Тюменской области исчислять периоды работы Драчева С.В.: с " ... ".1989 г. по " ... ".1989 г., с " ... ".1989 г. по " ... ".1989 г., с " ... ".1989 г. по " ... ".1989 г., с " ... ".1989 г. по " ... ".1990 г., " ... ".1990 г. по " ... ".1991 г, с " ... ".1991 г. по " ... ".1992 г., с " ... ".1992 г. по " ... ".1992 г., с " ... ".1992 г. по " ... ".1992 г, с " ... ".1992 г. по " ... ".1994 г., с " ... ".1995 г. по " ... ".1995 г., с " ... ".195 г. по " ... ".1995 г., с " ... ".1995 г. по " ... ".1997 г., с " ... ".1997 г. по " ... ".1997 г., с " ... ".1997. по " ... ".1997 г., с " ... ".1997 г. по " ... ".1997 г., с " ... ".1997 г. по " ... ".1997 г., с " ... ".1997 г. по " ... ".1998 г., с " ... ".1989 г. по " ... ".1999 г., с " ... ".1999 г. по " ... ".1999 г., с " ... ".1999 г. по " ... ".1999 г. в должностях врача-хирурга хирургического отделения, заведующего хирургического отделения - врача-хирурга, врача-онколога в Медико-санитарной части "Главтюменьгеология" (с 06.07.1990г. - МСЧ геологического концерна "Тюменьгеология", с 06.07.1994г. - Государственное медицинское учреждения МСЧ "Геолог") из расчета 1 год работы за 1 год 06 месяцев работы.
Возложить обязанность на Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) г. Тюмени Тюменской области назначить досрочную трудовую пенсию Драчева С.В. с 07.03.2013 г.".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения Панченко Д.А., представляющей на основании письменной доверенности от " ... " года интересы ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Тюмени и Тюменской области, полагавшего доводы апелляционной жалобы обоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Драчев С.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области (далее по тексу Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Тюмени Тюменской области, Управление либо ответчик), с учётом увеличения и уточнения исковых требований, о признании решения незаконным, обязании включить период работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначить досрочную трудовую пенсию. (л.д.25-26, 38-39).
Требования мотивированы тем, что 07 марта 2013 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Тюмени Тюменской области от 05.06.2013 года в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом ответчик указал, что стаж работы по п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года составляет 16 лет 01 месяц 07 дней, тогда как для назначения пенсии требуется иметь стаж работы 30 лет.
Ответчик отказал включить периоды работы истца с " ... ".2000года по " ... ".2000 года в должности врача-хирурга лечебного отделения (хирургия) в ОАО " " ... "": с " ... ".2000 года по " ... ".2001 года, с " ... ".2001 года по " ... ".2003 года, с " ... ".2003 года по " ... ".2003 года, с " ... ".2003 года по " ... ".2004 года, с " ... ".2005 года по " ... ".2006 года, с " ... ".2006 года по " ... ".2006 года, с " ... ".2006 года по " ... ".2007 года, с " ... ".2007 года по " ... ".2008 года, с " ... ".2008 года по " ... ".2008 года, с " ... ".2008 года по " ... ".2008 года, с " ... ".2008 года по " ... ".2009 года, с " ... ".2009 года по " ... ".2009 года, с " ... ".2009 года по " ... ".2010 года, с " ... ".2010 года по " ... ".2010 года, с " ... ".2010 года по " ... ".2011 года, с " ... ".2011 года по " ... ".2011 года в должностях врача-онколога, врача-хирурга хирургического кабинета в ОАО " " ... "" (с 14.05.2003 года - Городская больница ОАО " " ... ""), по тому основанию, что медицинская деятельность осуществлялась в организации, имеющей организационно-правовую форму "Общество", тогда как п.1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначении пенсии, предусмотрена только одна организационно-правовая форма - "Учреждение". Истец Драчев С.В. считает, что изменение организационно-правовой формы учреждения не имеет правового значения при назначении ему пенсии по старости.
Также в стаж на соответствующих видах работ не были зачтены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с " ... ".1979 года по " ... ".1979 года, с " ... ".1990 года по " ... ".1990 года, с " ... ".1998 года по " ... ".1998 года, тогда как нахождение на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ответчик отказал о включении в стаж период работы истца с " ... ".2004 года по " ... ".2005 года в должности врача-хирурга хирургического кабинета в Городской больнице ОАО " " ... "", по мотиву того, что истец работал только на 0,75 ставки. Истец полагает, что данный период также подлежит включению в стаж, поскольку на период " ... ".2004 г. по " ... ".2005 г. истцу была установлена инвалидность, и поэтому он не мог осуществлять профессиональную деятельность на полную ставку.
Кроме того, ответчик отказал включить периоды работы с " ... "1989 года по " ... ".1989 года, с " ... ".1989 года по " ... ".1989 года, с " ... "1989 года по " ... ".1989 года, с " ... ".1989 года по " ... ".1990 года, " ... ".1990 года по " ... ".1991 года, с " ... ".1991 года по " ... ".1992 года, с " ... ".1992 года по " ... ".1992 года, с " ... ".1992 года по " ... ".1992 года, с " ... ".1992 года по " ... ".1994 года, с " ... ".1995 года по " ... ".1995 года, с " ... ".1995 года по " ... ".1995 года, с " ... ".1995 года по " ... ".1997 года, с " ... ".1997 года по " ... ".1997 года, с " ... ".1997 года по " ... ".1997 года, с " ... ".1997 года по " ... ".1997 года, с " ... ".1997 года по " ... ".1997 года, с " ... "1997 года по " ... ".1998 года, с " ... ".1989 года по " ... ".1999 года, с " ... ".1999 года по " ... ".1999 года, с " ... ".1999 года по " ... ".1999 года в должностях врача-хирурга хирургического отделения, заведующего хирургического отделения - врача-хирурга, врача-онколога в Медико-санитарной части "Главтюменьгеология" (с 06.07.1990 года - МСЧ геологического концерна "Тюменьгеология", с 06.07.1994 года - Государственное медицинское учреждения МСЧ "Геолог", в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев, тогда как в указанные периоды времени фактически он работал в должности врача-хирурга в стационарном отделении краткосрочного содержания.
На основании изложенного истец просил решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Тюмени Тюменской области от 05.06.2013 года признать незаконным в части невключения вышеперечисленных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и возложить обязанность на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Тюмени Тюменской области назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения - 07.03.2013 года.
Истец Драчев С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Тюмени Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, причины неявки не сообщил. Ответчик направил письменные возражения, в которых считал, что Управление правомерно отказало Драчеву С.В. в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. (л.д.27-29, 36-37).
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области.
В апелляционной жалобе ответчик в лице начальника Управления Кашееда В.В., действующего в силу должностных полномочий, просит решение суда отменить и принять новое решение, полагая, что судом были существенно нарушены нормы материального и процессуального права, что привело к судебной ошибке, повлекшей удовлетворение требований без законных оснований. Считает, что УПФР в г. Тюмени Тюменской области правильно не засчитало в специальный стаж работы как 1 год 6 месяцев за 1 год периоды работы истца в должности врача-хирурга хирургического отделения, заведующего хирургического отделения - врача-хирурга, врача-онколога в Медико-санитарной части "Главтюменьгеология", так как не было представлено документов подтверждающих наличие в медико-санитарной части стационара. Не согласен с выводом суда о включении в специальный стаж период работы истца с " ... ".2004 года по " ... ".2005 года (01г. 00м. 00д.) в должности врача-хирурга (на 0,75 ставки) хирургического кабинета в Городской больнице ОАО " " ... "", так как согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, в соответствии со ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях с Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", данный период мог быть зачтён при условии работы на полную ставку. Указывает на недопустимость судом принятия показаний свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы, однако, судом в противоречие позиции Верховного суда Российской Федерации были приняты в основу свидетельские показания. По вышеперечисленным причинам оспариваемые периоды работы истца не могут быть включены в льготный стаж, поскольку общая продолжительность льготного стажа истца составляет 16 лет 01 месяц 07 дней, что не соответствует вышеуказанным требованиям ФЗ N 173 от 17.12.2001г., т.к. период работы составляет менее установленного законом - 30 лет.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Решение суда в части включения в специальный стаж истца Драчева С.В. периода работы с " ... ".2000г. по " ... ".2000г. в должности врача-хирурга лечебного отделения (хирургия) в ОАО " " ... ""; периодов с " ... ".2000г. по " ... ".2011г. в должностях врача-онколога, врача-хирурга хирургического кабинета в ОАО " " ... "" (с 14.05.2003г. - Городская больница ОАО " " ... ""), а также периоды прохождения курсов повышения квалификации лицами, участвующими в деле, не обжалуется. Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме судебная коллегия не находит.
При проверке доводов апелляционной жалобы в части включения судом первой инстанции в специальный стаж Драчёва С.В. периодов работы истца с " ... " 1989 года по " ... " 1999 года в должностях врача-хирурга хирургического отделения, заведующего хирургического отделения - врача-хирурга, врача- онколога в Медико-санитарной части "Главтюменьгеология" (с 06.07.1990 г. переименованного в МСЧ геологического концерна "Тюменьгеология", с 06.07.1994г. переименованного в Государственное медицинское учреждения МСЧ "Геолог") из расчета 1 год работы за 1 год 06 месяцев работы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 статьи 27 указанного Закона Правительством Российской Федерации утверждаются списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии.Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 5 указанных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом" "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464.
Пунктом 1 данного Списка предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно пункту 2 Постановления N 464 исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Льгота по исчислению стажа на соответствующих видах работ может применяться в отношении среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров без подтверждения факта участия в проведении хирургических операций. Указанные условия действовали до 1 ноября 1999 г., то есть до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.11.1999 г. N 395 (действие которого распространяется на периоды до 1 ноября 1999 г. - Письмом Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.09.2000 г. N3948/1-17, 06-25/8625), была утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, где в пункте 3 предусмотрена возможность создания Центров (кроме предусмотренных в настоящей номенклатуре) которые являются учреждениями здравоохранения или их структурными подразделениями. Учреждение (структурное подразделение), на которое возложены функции центра, сохраняет свое наименование в соответствии с номенклатурой.
Из справки N 28 Окружного государственного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть имени Е.М.Нигинского" от 18.05.2004 года следует, что Драчев С.В. работал в Главтюменьгеологии Медико-санитарной части с " ... ".1989 года по " ... ".1999 года в должностях врача-хирурга, заведующего хирургическим отделением, врача-онколога. Приказом N115 от 06.07.1994 года Главтюменьгеология Медико-санитарная часть реорганизована в Государственное медицинское учреждение Медико-санитарную часть "Геолог". На основании Распоряжения Российской Федерации от 28.05.2003 года N 686-р Государственное медицинское учреждение Медико-санитарную часть "Геолог" ликвидировано, на основании Постановления Губернатора ЯНАО от 07.07.2003 года N 267 создано Окружное государственное учреждение здравоохранения "МСЧ им Е.М.Нигинского". (л.д.51).
При таком положении, исходя из фактических обстоятельств дела и подлежащих применении норм материального права суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований истца о включении в стаж для назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности период работы истца с " ... ".1989 года по " ... ".1999 года - в должностях в должностях врача-хирурга хирургического отделения, заведующего хирургического отделения, врача-хирурга, врача-онколога в льготном исчислении один год как один год шесть месяцев.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, указаны должности заведующего, врача-хирурга, врача-онколога.
В Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 03.11.1999 N 395, предусмотрено такое лечебно-профилактическое учреждение, как медико-санитарная часть. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 утвержден прилагаемый к нему Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", которым установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам-хирургам всех наименований - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, указаны врачи независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Отделение хирургического профиля медико-санитарной части включено в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Судом первой инстанции установлено, что истец, работая в должности врача-хирурга, врача-онколога отделения хирургического профиля в отделении, которое обладает признаками хирургического профиля стационара, принимал непосредственное участие в проведении операций и выполнении комплекса лечебно-диагностических процедур в пределах своей компетенции.
Дав правовую оценку указанным выше фактическим обстоятельствам дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж работы Драчева С.В. в льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев вышеуказанных периодов работы в должности врача-хирурга, врача-онколога, поскольку истец работал в отделении, которое обладает признаками хирургического профиля стационара.
Каких-либо доводов, опровергающих представленные истцом доказательства, ответчиком суду не представлено. Суд пришел к правильному выводу, что истец не может быть лишен права на досрочное пенсионное обеспечение, установив, что отделение, в котором работал истец в спорный период относится к отделению, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - год работы за год и шесть месяцев.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения Драчеву С.В. в стаж лечебной деятельности периодов его работы с " ... ".2004 года по " ... ".2005 года в должности врача-хирурга хирургического кабинета в Городской больнице ОАО " " ... "" на 0,75 ставки повторяют позицию ответчика в судебном заседании, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Материалами дела установлено, что Драчёв С.В. в оспариваемый период, являясь инвалидом третьей группы, имел ограничение к трудовой деятельности - первой степени, в связи с чем мог осуществлять работу по своей профессии без противопоказанных факторов на 0,75 ставки, что подтверждается справкой серия МСЭ-2001 N " ... " выданной " ... ".2004 года Межрайонным бюро МЭС N " ... " Тюменской области (л.д.46, 45).
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд обоснованно пришел к выводу о том, что период работы с " ... ".2004 года по " ... "2005 года в должности врача-хирурга хирургического кабинета в Городской больнице ОАО " " ... "" подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.
Истец Драчев С.В. осуществлял хирургическую деятельность, выполняемую в объеме 0,75 ставки, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку фактически осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и выполняемые им функции аналогичны условиям и характеру деятельности тем работам по должностям и учреждениям, которые предусмотрены вышеуказанными Списками.
Доводам ответчика о том, что спорные периоды работы истца в должности врача-хирурга хирургического кабинета ОАО "Медицинский " ... "", не подлежат включению в специальный стаж по причине работы на условиях неполной ставки, судом дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Суд, руководствуясь п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, правильно исходил из того, что осуществление истцом хирургической деятельности в период после 1 ноября 1999 года в объеме 0,75 ставки является достаточным основанием для включения спорного периода в специальный стаж.
Принимая во внимание, что истец Драчев С.В. осуществлял в спорный период хирургическую деятельность на условиях неполной трудовой ставки в связи с инвалидностью и ограничением по состоянию здоровья, что не может ограничивать права истца, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, и позволило суду обоснованно включить период работы с " ... ".2004 года по " ... ".2005 года в специальный стаж.
В связи с этим, доводы жалобы о том, что работа Драчева С.В. в указанный период осуществлялась не полный рабочий день, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Включение Драчеву С.В. в стаж лечебной деятельности вышеуказанных периодов его работы в соответствующих должностях не противоречит Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N 2-П, в соответствии с которым гражданин может осуществлять оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размере пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
При включении вышеуказанных периодов в подсчет специального стажа истца в льготном исчислении, с учётом периодов, включенных пенсионными органами в специальный стаж, Драчёв С.В. имеет необходимый 30-летний стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 19 ФЗ N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", днём обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Поскольку истец обратился за назначением пенсии 07.03.2013 г., то досрочная трудовая пенсия подлежит начислению со дня обращения, то есть, с 07.03.2013 года, так как на эту дату с учётом включения спорных периодов работы в специальный стаж, у Драчева С.В ... возникло право на получение досрочной трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы, в пределах которых судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения, оснований для его отмены не содержат.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Тюмени от 06 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.