Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Цехмистера И.И.
судей
при секретаре
с участием прокурора
Плосковой И.В., Косиловой Е.И.
Саакяне М.А.
Спириной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Заводоуковского межрайонного прокурора Тюменской области
на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 12 ноября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Заводоуковского межрайонного прокурора Тюменской области в интересах Морочковского В.А. к Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Цехмистера И.И.; пояснения истца Марочковского В.А., представителя ответчика Тютюник А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заводоуковский межрайонный прокурор Тюменской области в интересах Морочковского В.А. обратился в суд с иском к ответчику Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области о возложении обязанности по предоставлению Морочковскому В.А. на 3 года земельного участка в городе Заводоуковске Тюменской области для индивидуального жилищного строительства и заключении с Морочковским В.А. договора аренды земельного участка в двухнедельный срок после предоставления кадастровой карты (плана) или кадастрового паспорта данного земельного участка. Определить существенное условие договора аренды земельного участка - размер арендной платы в соответствие с решением Думы Заводоуковского городского округа "Об установлении арендной платы за землю в Заводоуковском городском округе N 159 от 14.11.2007г.
Требования мотивированы тем, что на поданное Морочковским В.А. как инвалидом " ... " года заявление в Администрацию Заводоуковского городского округа о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства был получен отказ. Отказ считает незаконным, а требования подлежащими удовлетворению в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.ст. 30, 65 ЗК РФ.
Ответчик представил возражения на иск, в которых указал, что иск не признает, поскольку Земельным кодексом РФ не предусмотрены льготы для лиц, участвующих в аукционе, и, соответственно, реализация принципа первоочередности при предоставлении земельных участков для жилищного строительства невозможна. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу. Таким образом, вывод прокуратуры о том, что нормы земельного законодательства должны применяться с учетом социальных гарантий и льгот, установленных Федеральным законом, не соответствует действующему земельному законодательству. Согласно пунктов 17,18 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года N 901 право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства поставлена в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Однако Морочковский В.А. не состоит в администрации городского округа на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Истец Морочковский В.А. в судебном заседании заявленные в его интересах требования поддержал, пояснил, что он желает воспользоваться своим правом, предоставленным ему законом на получение земельного участка вне аукциона. Он является инвалидом " ... " группы с " ... " года, проживает в жилом доме площадью " ... " кв.м., который в собственности у него с " ... ". Но в доме проживает также " ... ", поэтому ему необходим земельный участок для строительства нового дома, где он мог бы также развести пчел.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен прокурор.
В апелляционном представлении просит об отмене решения и принятии нового решения.
Судом неправильно применены нормы материального права и неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Ссылается на то, что действующее законодательство не связывает возможность получения инвалидом и семьи, имеющей в своем составе инвалида, земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, которая учитывается при обеспечении инвалида жилыми помещениями, а не земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства и не может повлечь улучшение жилищных условий инвалида.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий в качестве основания получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства не предусмотрена Земельным кодексом РФ.
В рамках аукциона невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства торги не проводятся.
От ответчика в суд поступили возражения на апелляционное представление.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении требований Заводоуковского межрайонного прокурора Тюменской области, обратившегося в суд с иском в интересах Морочковского В.А., суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для первоочередного предоставления истцу земельного участка, так как он не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
В статье 7 Конституции России Российская Федерация признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Согласно пункту 17 указанных выше Правил, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Из данных правовых норм следует, что действующее законодательство не связывает возможность получения инвалидом и семьи, имеющей в своем составе инвалида, земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, которая учитывается при обеспечении инвалида жилыми помещениями, а не земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, тем более, что обеспечение инвалида, в частности, земельным участком для подсобного хозяйства и садоводства, напрямую не может повлечь улучшение жилищных условий инвалида и семьи, имеющей в своем составе инвалида.
То обстоятельство, что такая социальная гарантия инвалидов как право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства содержится в статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под названием "Обеспечение инвалидов жилой площадью", не свидетельствует, что к ней применяются требования, указанные в части первой этой правовой нормы о нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий и нахождении его на соответствующем учёте, поскольку эти нормы имеют разное правовое регулирование: к части 1 статьи 17 указанного закона применяется жилищное законодательство, а к части 14 статьи 17 - земельное.
С учетом вышеизложенного, выводы суда первой инстанции о том, что право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, судебная коллегия признает ошибочными.
Кроме того, нуждаемость в улучшении жилищных условий в качестве основания получения земельного участка в собственность или в аренду для индивидуального жилищного строительства не предусмотрена и Земельным кодексом РФ.
Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, порядок и особенности предоставления таких земельных участков для индивидуального жилищного строительства, урегулированы статьями 28, 30 и 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 28 данного Кодекса, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставляются, по общему правилу, за плату.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в статье 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24 ЗК РФ (если предоставляются земельные участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости или если предоставляются земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом), пунктом 2.1 статьи 30 ЗК РФ (если земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории) и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов.
Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе, в связи с чем в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" торги не проводятся (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, ответ на вопрос N 2).
Между тем, поскольку статьями 28, 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность получения гражданами земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность или в аренду, по общему правилу, на возмездной основе, при этом нормы, закрепляющие возможность предоставления инвалиду или семье, имеющей в своем составе инвалидов, земельных участков бесплатно, в Земельном кодексе РФ, иных федеральных законах и законах Тюменской области отсутствуют, судебная коллегия считает, что предоставление инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться за плату.
Как следует из материалов дела, Морочковский В.А. является инвалидом " ... " группы, при этом " ... " он обратился к ответчику Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области с заявлением о предоставлении ему для индивидуального жилищного строительства земельного участка, ориентировочной площадью " ... " кв.м., в аренду, то есть за плату, приложив к заявлению копию справки об инвалидности (л.д. " ... ").
Учитывая изложенные обстоятельства, поскольку в соответствии с п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996г. N 901, единственным условием для предоставления инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства является факт подачи им в установленном порядке в органы местного самоуправления заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, что Морочковским В.А. было исполнено, ответчик обязан был предоставить истцу земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Учитывая изложенное, суд необоснованно отказал в удовлетворении искового заявления Заводоуковского межрайонного прокурора о возложении на Администрацию Заводоуковского городского округа Тюменской области обязанности по предоставлению Морочковскому В.А. для индивидуального жилищного строительства земельного участка, площадью " ... " кв.м., в г. Заводоуковске Тюменской области и по заключению с истцом договора аренды земельного участка в двухнедельный срок после предоставления кадастровой карты (плана) или кадастрового паспорта участка.
Доводы апелляционного представления судебная коллегия признает заслуживающими внимания.
В силу ст. 330 ГПК РФ нарушение норм материального права является основанием к отмене постановленного судом решения.
Поскольку данные нарушения были допущены судом первой инстанции при разрешении спора, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований Заводоуковского межрайонного прокурора Тюменской области в интересах Морочковского В.А. к Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 12 ноября 2013 года отменить и принять новое решение.
"Иск Заводоуковского межрайонного прокурора Тюменской области в интересах Морочковского В.А. к Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства - удовлетворить.
Обязать Администрацию Заводоуковского городского округа Тюменской области предоставить Морочковскому В.А. в аренду сроком на " ... ") года земельный участок в городе Заводоуковске Тюменской области, площадью " ... " кв.м., для индивидуального жилищного строительства.
Определить существенное условие договора аренды земельного участка - размер арендной платы в соответствии с решением Думы Заводоуковского городского округа "Об установлении арендной платы за землю в Заводоуковском городском округе" N 159 от 14.11.2007г.
Обязать администрацию Заводоуковского городского округа Тюменской области заключить с Морочковским В.А. договор аренды земельного участка в двухнедельный срок после предоставления кадастровой карты (плана) или кадастрового паспорта данного земельного участка".
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.