Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Дудниченко Г.Н.
судей Кучинской Е.Н., Малининой Л.Б.
при секретаре Гавриковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ООО "Жилищный фонд" на решение Центрального районного суда города Тюмени от 19 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Иск Яицкой М.М. удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Жилищный
фонд" в пользу Яицкой М.М. в счет возмещения ущерба " ... " рублей, расходы за составление отчета в размере " ... " рублей, расходы по составлению нотариальной доверенности в размере " ... " рублей, расходы по уплате госпошлины в размере " ... " рублей".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кучинской Е.Н., пояснения представителя ООО "Жилищный фонд" Афанасьевой О.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истицы Реу В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яицкая М.М. обратилась в суд с иском к ответчику ООО "Жилищный фонд" о взыскании материального ущерба в размере " ... " рублей, расходов по оценке ущерба в размере " ... " рублей и судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Тюмень, " ... ". " ... " года в туалете лопнул кран на стояке холодного водоснабжения, в результате затопления причинен ущерб на сумму " ... " руб. Полагает, что лопнувший кран относится к общему имуществу многоквартирного дома, в связи с чем, ответственность за последствия, вызванные поступлением воды в квартиру, должна нести управляющая организация ООО "Жилищный фонд".
В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истицы Реу В.А., действующий на основании доверенности от " ... " года (л.д. 67), исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ООО "Жилищный фонд" Хисматуллина А.К., действующая на основании доверенности от " ... " года (л.д.68), иск не признала.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик ООО "Жилищный фонд". В апелляционной жалобе просит решение отменить, мотивируя тем, что в нарушение п.33 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" истица не обеспечила доступ к инженерным сетям общедомового имущества, проходящим через принадлежащее ей жилое помещение для проверки и устранения недостатков предоставления коммунальных услуг, выполнения необходимых ремонтных работ, в связи с чем, должна самостоятельно нести ответственность за причиненный вред. С выводом суда о недоказанности надлежащего уведомления истицы о проведении планового осмотра инженерных сетей не согласен. Указав, что проверка инженерных коммуникаций проведена более чем в 90% квартир " ... ", полагает очевидным, что о проведении осмотра собственники помещений данного жилого дома были извещены управляющей компанией надлежащим образом.
В возражениях на апелляционную жалобу истица просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Надлежащее состояние предполагает содержание сетей дома в состоянии, способном обеспечивать соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц (п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил).
Пунктом 5 Правил определено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу п. 11 указанных Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя его осмотр, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 ответственными лицами (в том числе, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и выполняющими работы), обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, предусматривают, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств; контроль за техническим состоянием осуществляется путем проведения плановых и внеплановых осмотров, целью которых является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению (раздел 2).
В соответствии со ст.ст.15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из положений названных статей, а также статей 13, 14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" следует, что на потерпевшем лежит обязанность доказать факт причинения вреда, его размер. Соответственно, обязанность по доказыванию отсутствия своей вины в причинении вреда возлагается на причинителя вреда (исполнителя услуг).
Согласно пп. "е" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 г. N 354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Судом установлено, что Яицкая М.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Тюмень, " ... " (л.д. 9).
Обязательства по управлению и содержанию указанного многоквартирного дома осуществляет ООО "Жилищный фонд", что ответчиком не оспаривалось.
" ... " года произошло затопление принадлежащей истице квартиры, о чем " ... " года составлен акт, в котором в качестве причины аварии указано: "лопнувший кран на стояке холодного водоснабжения" (л.д. 11).
В результате затопления было повреждено имущество истицы, что отражено в отчете ООО " " ... "" (л.д. 14-52).
Удовлетворяя исковые требования и возлагая обязанность по возмещению ущерба на ООО "Жилищный фонд", суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что лопнувший кран на стояке холодного водоснабжения в санузле относится к общему имуществу многоквартирного дома, и пришел к выводу о том, что вред был причинен в результате ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей по содержанию общего имущества.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждается доказательствами, которым дана надлежащая оценка по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая доводы представителя ответчика о том, что информация о предстоящем " ... " годя осмотре инженерных коммуникаций общего пользования была размещена на информационных стендах в подъездах дома, но истица не обеспечила доступ в своё жилое помещение, что исключает ответственность управляющей организации, суд обоснованно руководствовался пп. "а" п.85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предусматривающим, что проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке: исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета.
В соответствии с ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Допустимых доказательств, подтверждающих надлежащее уведомление истицы Яицкой М.М. о проведении " ... " годя осмотре инженерных сетей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тюмень, " ... ", материалы дела не содержат, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы об очевидности факта надлежащего извещения всех собственников помещений дома о предстоящем осмотре, судебная коллегия находит несостоятельными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, по существу сводятся к изложению позиции ответчика, выраженной им в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для отмены решения, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Тюмени от 19 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилищный фонд" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.