Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Ф.М.,
судей: Жегуновой Е.Е., Михеенко К.М.,
при секретаре К.В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Тюменской области на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от " ... ", которым постановлено:
"Иск Попова С.А. к Департаменту социального развития Тюменской области в лице отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Заводоуковского городского округа, Правительству Тюменской области, администрации Заводоуковского городского округа о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Возложить на Департамент социального развития Тюменской области в лице отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Заводоуковского городского округа обязанность принять Попова С.А., " ... " года рождения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и включить его в Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Попову С.А. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Заводоуковского городского округа, общей площадью не менее " ... " кв.м.
Обязать администрацию Заводоуковского городского округа принять решение о заключении с Поповым С.А. договора найма специализированного жилого помещения, обеспеченного Правительством Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Заводоуковского городского округа, площадью не менее " ... " кв. м, а также заключить с Поповым С.А. договор найма на указанное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя истца Попова С.А. Третьяковой Л.В., действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попов С.А. обратился в суд с иском к Правительству Тюменской области, департаменту социального развития Тюменской области, администрации Заводоуковского городского округа, с учётом увеличения исковых требований в окончательном варианте просил возложить на департамент социального развития Тюменской области обязанность по постановке его на учёт нуждающихся в жилых помещениях как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление ему жилого помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области площадью не менее " ... " кв.м., отвечающего установленным законодательством требованиям, находящегося в г. Заводоуковске, возложить на администрацию Заводоуковского городского округа обязанности заключить с ним договор найма в отношении предоставленного жилого помещения.
В обоснование требований указал, что в возрасте " ... " решением Заводоуковского исполнительного комитета Заводоуковского городского Совета депутатов трудящихся от " ... " " ... " был передан под опеку деда Попова У.Н. в связи с тем, что его мать умерла, а отец находился под следствием, в дальнейшем был осужден к лишению свободы, в " ... " году умер. При установлении опеки жилое помещение за ним закреплено не было, правами на жилые помещения он не располагает, социальные гарантии по внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма в отношении него до достижения им возраста 23 лет реализованы не были, во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, отделом по опеке, попечительству и охране прав детства Заводоуковского городского округа в 2013 году ему отказано по причине достижения возраста 23 лет.
В судебном заседании истец Попов С.А., его представитель Третьякова Л.В., действовавшая на основании доверенности, заявленные требования поддержали. Истец дополнительно пояснил, что проживал совместно с опекуном - дедом Поповым У.Н. до призыва в " ... " году на военную службу. Когда он вернулся из армии, его дед уже умер, принять наследство после его смерти он не успел, стал проживать у брата и друзей, на регистрационном учёта состоит по месту жительства друга. В " ... " года он обращался в администрацию города по вопросу предоставления жилья, в постановке на учёт граждан, нуждающихся в жилье, ему было отказано. Представитель истца Третьякова Л.В. пояснила, что истец не был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях по категории лица из числа детей-сирот по причине недостаточности времени для сбора документов с момента вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" до достижения им возраста 23 лет.
Представитель ответчиков департамента социального развития Тюменской области, Правительства Тюменской области Колосова С.Г., действовавшая на основании доверенностей, в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала доводы письменных возражений относительно иска, в которых представляемые ею ответчики полагали отказ в постановке истца на учёт нуждающихся в жилье правомерным в связи с тем, что истец впервые обратился с заявлением о постановке на учёт по категории лиц, относящиеся к детям-сиротам, в 2013 году. Поскольку на момент обращения он не относился к данной категории по причине достижения возраста 23 лет, оснований для постановки на учёт и предоставления истцу жилья не имелось.
Представитель администрации Заводоуковского городского округа в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях относительно исковых требований излагал доводы, аналогичные доводам возражений других ответчиков.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на отсутствие в деле доказательств обращения истца в уполномоченный орган по вопросу постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения возраста 23 лет. Указывает, что законодательством, действовавшим на момент достижения истцом совершеннолетия, на органы опеки и попечительства не возлагалась обязанность по принятию мер по постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях лиц из числа детей-сирот, в связи с чем, истец должен был самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением. Обращает внимание на то, что до введения в действие Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право лиц из числа детей-сирот на внеочередное предоставление жилых помещений было закреплено в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР, а также в постановлении исполкома Тюменского областного Совета народных депутатов и областного Совета профсоюзов от 20 апреля 1986 г. N 140 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в области".
Истцом Поповым С.А. представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из принципа диспозитивности и в соответствии с ч. 1 ст. 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и возражениях относительно неё.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно неё, выслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из дела, истец Попов С.А., " ... " года рождения, на основании решения " ... " исполнительного комитета Заводоуковского городского Совета депутатов трудящихся от " ... " в возрасте " ... " вместе с братом А. и сестрой О. был передан под опеку дедушке Попову У.Н. Мать Попова С.А. умерла " ... ", отец был осужден к лишению свободы, умер " ... " до достижения Поповым С.А. совершеннолетия (л.д. 9, 12, 13).
С " ... " по " ... " Попов С.А. проходил военную службу по призыву (л.д. 11).
В " ... " году Попов С.А. обратился в отдел по опеке, попечительству и охране прав детства Заводоуковского городского округа с заявлением о включении его в список лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жильём. Приказом " ... " от " ... " во включении в данный список ему было отказано в связи с достижением возраста 23 лет (л.д. 20).
Правами собственника либо нанимателя в отношении каких-либо жилых помещений Попов С.А. не располагает (л.д. 17 - 19), сведений о том, что такими правами он располагал ранее в деле нет.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Материалами дела установлено, что истец Попов С.А. относился к категории лиц из числа детей-сирот. Согласно ст. 8 указанного выше закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч. 1). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу п.п. "б" п. 2.1. действующего в настоящее время Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 г. N 583-П, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Список), включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее состоявшие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Поскольку по смыслу жилищного законодательства предоставление жилья носит заявительный характер, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. Факт постановки на учёт нуждающихся означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения. За лицами из числа детей-сирот, вставшими на учёт нуждающихся в жилье до введения в действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями и после вступления в силу данного закона. Если лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не поставлено на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории лиц, которым такое право гарантировано.
Вместе с тем, как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 г., отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма. Данный подход к разрешению обозначенной проблемы является правильным.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что короткий промежуток времени со дня вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", установившего дополнительные социальные гарантии для лиц из числа детей-сирот, к каковым относился истец, до достижения возраста 23 лет не позволил Попову С.А. реализовать предоставленное данным законом право на обеспечение жильём.
Такой вывод суда основан на материалах дела, достаточно подробно мотивирован, оснований считать его ошибочным у судебной коллегии не имеется.
Как следует из дела, до достижения истцом совершеннолетия в период нахождения его под опекой опекун в целях защиты прав подопечного обязанность по обращению с заявлением о постановке истца на учёт нуждающихся в жилье не исполнил, что при вступлении в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" послужило причиной, ограничившей истца в праве на реализацию предусмотренных данным законом гарантий по обеспечению жильём, несмотря на то, что фактически жильём он обеспечен не был, на момент вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не достигнув возраста 23 лет, относился к категории граждан, на которых распространялись введённые данным законом гарантии. Самостоятельно до достижения совершеннолетия с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилье истец обратиться не мог, хотя жилое помещение за ним закреплено не было.
Как правильно указано в апелляционной жалобе, согласно п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, в её редакции, действовавшей до 23 марта 1998 г., гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям жилое помещение предоставлялось вне очереди.
Однако, жилым помещением во внеочередном порядке, как того требовала ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, истец ни по окончании опеки, ни после возвращения с военной службы по призыву обеспечен не был. При этом, предоставление жилья указанной в данной норме категории граждан не было поставлено в зависимость от достижения гражданином, имеющим право на предоставление жилья, какого-либо возраста. Такое ограничение появилось с введением в действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Факт обращения истца после вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в орган местного самоуправления по вопросу постановки на учёт нуждающихся с целью реализации права на обеспечение жильём, предоставленное лицам из числа детей-сирот, и невозможность собрать необходимые для этого документы в срок до достижения истцом возраста 23 лет был подтвержден в суде первой инстанции показаниями свидетелей. Доказательства обратного ответчиками в дело не представлены.
При таких обстоятельствах само по себе отсутствие истца на учёте нуждающихся в жилых помещениях не могло являться основанием для лишения его права на обеспечение жильём, гарантированного законом лицам из числа детей-сирот, к каковым истец до достижения возраста 23 лет относился.
Поскольку материалами дела установлено, что у истца, обладающего статусом лица из числа детей-сирот, возникло право на обеспечение жильём, но не было им своевременно реализовано по уважительным причинам, судебная коллегия находит удовлетворение иска Попова С.А. правильным.
Об иных основаниях для отказа истцу в иске ответчики не заявляли ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе.
Судом первой инстанции правильно и полно определены юридически значимые для дела обстоятельства, дана верная оценка представленным в деле доказательствам, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда не опровергают, отмену решения суда не влекут, так как в целом сводятся к желаемой для ответчика переоценке представленных в деле доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит, и неверному пониманию закона.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.