Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Ф.М.,
судей: Жегуновой Е.Е., Михеенко К.М.,
при секретаре К.В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Колтыкова А.А. на решение Омутинского районного суда Тюменской области от " ... ", которым постановлено:
"В удовлетворении иска Колтыкову А.А. к департаменту социального развития Тюменской области, о восстановлении пропущенного срока и включении его в список нуждающихся в жилье в льготную очередь детей-сирот, оставшихся без попечения родителей - отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения истца Колтыкова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колтыков А.А. обратился в суд с иском к департаменту социального развития Тюменской области, сектору по опеки, попечительству и охране прав детства Омутинского района, администрации Омутинского муниципального района о восстановлении пропущенного срока, обязательстве поставить на учёт, включить в список нуждающихся в жилье, как ребёнка-сироту.
В обоснование требований указал, что его мать умерла в " ... " году, бабушка, которой он был передан под опеку - в " ... " году, сведения о его отце были указаны в свидетельстве о рождении со слов матери. В " ... " года он узнал, что в связи с наличием статуса ребёнка-сироты имеет право на предоставление жилого помещения, о чём органы опеки и попечительства ни ему, ни его опекуну ранее не сообщали. В связи тем, что о праве на получение жилья он не знал, срок для обращения с заявлением о постановке на учёт нуждающихся им был пропущен. Он с женой и ребёнком фактически проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности отцу жены, зарегистрирован по месту жительства в " ... ".
Определением Омутинского районного суда Тюменской области от " ... " к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Тюменской области.
Определением Омутинского районного суда Тюменской области от " ... " производство по делу в части требований Колтыкова А.А. к сектору по опеки, попечительству и охране прав детства Омутинского района, администрации Омутинского муниципального района Тюменской области о восстановлении пропущенного срока, включении в список в список нуждающихся в жилье было прекращено в связи с отказом истца от иска.
В судебном заседании истец Колтыков А.А., его представитель Коновалова Н.А., действовавшая на основании устного заявления истца, заявленные требования поддержали в полном объеме оо основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец дополнительно пояснил, что после смерти матери и бабушки жильё за ним не закреплялось. После службы в армии в 2001- 2002 годах он обращался в администрацию оп поводу льгот, но ему отказали, сообщив, что в списках детей-сирот он не числится. С " ... " года по " ... " год он проживал в " ... ". В " ... " году получил в наследство дом, в котором ранее проживала его бабушка, и продал его.
Представитель ответчика департамента социального развития Тюменской области Мельников В.С. с иском не согласился.
Представитель третьего лица Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился.
Прокурор, участвовавший в деле, полагал иск не подлежащим удовлетворения.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец Колтыков А.А., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Ссылается на свою юридическую неграмотность, а также оказанное на него давление со стороны судьи и прокурора, в связи с чем, им в судебном заседании были даны неточные пояснения. Вновь указывает, что о нарушении своего права на жилье он узнал только в 2013 году. Ссылается на то, что ранее относительно отсутствия у него права на получение жилья был введен в заблуждение органами исполнительной власти. Указывает также на бездействие органов опеки и попечительства, не разъяснивших ему право обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилье. Настаивает, что дом, полученный в наследство, был продан им в связи с непригодностью для проживания, что подтверждено показаниями допрошенных судом свидетелей и представленными в деле документами о пожаре. Полагает, что представленным им доказательствам судом была дана ненадлежащая оценка.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Омутинского района, департамент социального развития Тюменской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, заслушав истца Колтыкова А.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая Колтыкову А.А. в иске, суд первой инстанции правильно исходил из того, что истец достиг предельного возраста, до которого на него распространялись гарантии, установленные федеральным законодательством для лиц из числа детей-сирот, и, зная на момент достижения такого возраста о том, что на учёте нуждающихся в жилых помещениях он не состоит, уважительность причин пропуска срока постановки на учёт не подтвердил.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из материалов дела, Колтыков А.А., " ... " года рождения, до достижения им совершеннолетнего возраста приобрёл статус ребёнка-сироты, поскольку в " ... " году умерла его мать умерла, а сведения об отце в свидетельстве о рождении Колтыкова А.А. были записаны с её слов (л.д. 27, 29).
После смерти матери Колтыкову А.А. был назначен опекун (л.д. 9).
Согласно ст. 8 указанного выше закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч. 1). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в том числе и на обеспечение жилым помещением, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако по смыслу жилищного законодательства обеспечение жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии их письменного обращения в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Учитывая, что доказательств обращения истца до достижения им возраста 23 лет в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот материалы дела не содержат, и уважительность причин пропуска срока обращения с указанным заявлением истцом не подтверждена, суд первой инстанции обоснованно отказал Колтыкову А.А. в иске.
Правовая неграмотность истца и его опекуна сами по себе уважительными причинами пропуска такого срока не является. О наличии обстоятельств, объективно не позволивших истцу самостоятельно с момента достижения совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет обратиться в администрацию Омутинского района либо в органы опеки и попечительства с заявлением о постановке его на учёт нуждающихся в жилом помещении с целью реализации права на получение социальных гарантий, предоставленных лицам из числа детей-сирот, истец не заявлял.
Указанные в апелляционной жалобе причины, побудившие истца продать в " ... " году принадлежавший ему на праве собственности жилой дом, на правильность принятого судом решения не влияют, его отмену не влекут.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права, при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а по существу повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в постановленном по делу решении.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омутинского районного суда Тюменской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу Колтыкова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.