Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Хамитовой С.В.
судей
Кавка Е.Ю., Плосковой И.В.
при секретаре
Попояниной Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы Бейдель А.П.
на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 11 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Бейдель А.П. в удовлетворении исковых требований к администрации Каменского муниципального образования Тюменского района Тюменской области о признании незаконным письма администрации Каменского муниципального образования Тюменского района Тюменской области N " ... " от "ДД.ММ.ГГ" и об обязании принять акт об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: " ... ", с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., с вида разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения на вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства - отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кавка Е.Ю., пояснения представителя ответчика - Величко А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бейдель А.П. обратилась в суд с иском к администрации Каменского муниципального образования Тюменского района Тюменской области об обязании принять акт об изменении вида разрешенного использования земельного участка: с вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства".
Исковые требования мотивированы тем, что Бейдель А.П. общим собранием участников ТОО "Каменское" выделен в натуре земельный участок, расположенный по адресу: " ... ", площадью " ... " га., категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства или садоводства, огородничества и ведение дачного хозяйства. При постановке на учет в ФБУ "Кадастровая палата по Тюменской области", участку был присвоен кадастровый номер " ... " с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства". В государственной регистрации права собственности на данный участок истцу было отказано, поскольку минимальный размер образуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения устанавливается равным 60 га. Истица обратилась в администрацию Каменского МО с заявлением об изменении вида разрешенного использования ее земельного участка, на что ей было получен отказ в письме N " ... " от "ДД.ММ.ГГ" в связи с тем, что у главы администрации муниципального образования отсутствуют полномочия изменения вида разрешенного использования земельных участков. В виду отсутствия акта органа местного самоуправления Каменского МО об изменении вида разрешенного использования земельного участка нарушаются права истицы и её законные интересы как собственника земельного участка.
Впоследствии истица уточнила исковые требования, просила признать незаконным письмо администрации Каменского муниципального образования от "ДД.ММ.ГГ" N " ... ".
Истица Бейдель А.П. в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени проведения судебного заседания извещена. Её представитель Солянов Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме.
Глава администрации Каменского МО Тюменского района Дорогина Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала.
Представитель третьего лица администрации Тюменского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась истица Бейдель А.П., в апелляционной жалобе просит об отмене решения и принятии нового об удовлетворении исковых требований. Повторяя позицию, изложенную в суде первой инстанции, указывает, что выдел доли земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства не противоречит цели таких земель. Считает, что отсутствие акта органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка нарушает её права и законные интересы в отношении права собственности на земельный участок. Кроме того, полагает, что письмо администрации Каменского муниципального образования от "ДД.ММ.ГГ" N " ... " является незаконным, несоответствующим действующему законодательству.
От представителей ответчика и третьего лица в суд поступили возражения на апелляционную жалобу истицы, в которых просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции не явились истица, представитель третьего лица, извещены надлежаще.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что у Главы администрации Каменского МО отсутствуют правовые основания для принятия решения о внесении изменений в разрешенное использование спорного земельного участка. Публичные слушания от "ДД.ММ.ГГ" были проведены по повестке "Обсуждение Правил землепользования и застройки Каменского сельского поселения, сбор и учет предложений, замечаний, мнений, уточнений со стороны жителей Каменского МО". Сведения о проведении публичных слушаний были опубликованы в газете "Красное Знамя" N8 от 03.02.2009 года. Кроме того, решение о внесении изменений в разрешенное использование земельного участка, на которое претендует истица, будет противоречить закону, так как в территориальной и функциональной зоне сельскохозяйственных угодий будет находиться земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства и дачного строительства, что не соответствует действующим генеральному плану и правилам землепользования и застройки Каменского сельского поселения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Бейдель А.П. является участником коллективно-долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения ТОО "Каменское" Тюменского района Тюменской области, в соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", произведена процедура выдела земельного участка в счет принадлежащей ей земельной доли.
Вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, а также положения ч. 3 ст. 11.2 ЗК Российской Федерации.
Разрешенным использованием спорного земельного участка является - "для ведения сельскохозяйственного производства", то обстоятельство, что в протоколе общего собрания участников долевой собственности было определено, что земельный участок выделяется для личного подсобного хозяйства, не имеет юридического значения, поскольку указанный протокол не является документом для определения вида разрешенного использования выделяемого земельного участка.Ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения. Независимо от формы собственности на земельный участок он должен использоваться в соответствии с установленной категорией и разрешенным использованием.
В соответствии с п.1 ст.77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно п.1 ст.78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В ч.1 ст.79 Земельного кодекса РФ указано, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно ч.2 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Действующее законодательство прямо предписывает при разрешении вопроса об определении вида разрешенного использования земельного участка руководствоваться нормативными актами, регулирующими градостроительную деятельность, в том числе схемами территориального зонирования, планами развития территорий, правилами землепользования и застройки, градостроительными регламентами.
Границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Правила землепользования и застройки Каменского сельского поселения Тюменского муниципального района утверждены Решением Думы Каменского муниципального образования " ... " от "ДД.ММ.ГГ" N " ... ".
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель из одной категории в другую подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти.
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Истцом было подано заявление в администрацию Каменского МО об изменении вида разрешенного использования земельных участков на вид "для садоводства, огородничества и дачного хозяйства", на что получен отказ, в качестве причины которого указано на отсутствие полномочий главы администрации муниципального образования принимать решение об изменении вида разрешенного использования, поскольку порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения имеет свою специфику, связанную с особым статусом таких земель.
В соответствии с соглашением о передаче органами местного самоуправления Каменского муниципального образования Тюменского муниципального района от "ДД.ММ.ГГ" N " ... ", полномочия по решению градостроительных и земельных вопросов, в частности по подготовке генеральных планов муниципального образования и правил землепользования и застройки, документации по планировке территории переданы Тюменскому муниципальному району.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка не относится к компетенции главы администрации Каменского МО.
Ссылки в жалобе на ст.4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", касающиеся полномочий главы местной администрации по принятию решения об изменении вида разрешенного использования, несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм закона и не могут повлечь отмену решения суда. В соответствии с абз.1 ч.1 ст.4 указанного закона, изменение вида разрешенного использования (на основании акта главы местной администрации) осуществляется до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки.
Правилами землепользования и застройки Каменского сельского поселения Тюменского муниципального района на территории Каменского сельского поселения не предусмотрено выделение земельных участков с таким разрешенным видом использования как ведение личного подсобного хозяйства, истица не обращалась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о выдаче распорядительного документа на смену разрешенного использования земельного участка. Таким образом, основания для принятия акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка отсутствуют.
Поскольку законодательством не предусмотрена возможность использования земель сельскохозяйственных угодий для ведения личного подсобного хозяйства, а также строительства, в том числе жилого дома, изменение разрешенного использования земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, без изменения категории земель, в составе которых данный участок находится, противоречит приведенным нормам.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что суд правильно установил фактические обстоятельства дела, предоставленным сторонами доказательствам дал надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права, а потому доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку они не опровергают выводы суда и содержат лишь субъективную оценку установленным по делу обстоятельствам, а также направлены к иному толкованию норм материального и процессуального права, правильно примененных судом.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 11 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Бейдель А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.