Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Колосковой С.Е.
судей
Ревякина А.В., Глушко А.Р.,
при секретаре
Бурундуковой Ю.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Коркина П.П. в лице представителя Климовой О.С. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 17 января 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Коркина П.П. о признании отказа в государственной регистрации земельных участков незаконным, отказать".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, заявитель Коркин П.П., представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра по Тюменской области" в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., пояснения представителя Коркина П.П. - Спиридоновой Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Медведевой Е.В., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной и удовлетворению не подлежащей, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявитель Коркин П.П. обратился в Центральный районный суд г. Тюмени с заявлением о признании отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее по тексту - Управление Росреестра) в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерам " ... " и " ... " незаконными, и обязании Управления Росреестра принять решения об осуществлении государственной регистрации права собственности Коркина П.П. на земельные участки с указанными кадастровыми номерами, указывая, что он является собственником земельной доли в размере " ... " га в праве общей долевой собственности на землях бывшего ТОО "Тюменское", приобретенной в связи с трудовой деятельностью в ТОО "Тюменское" в период с " ... " по " ... " На основании объявления в газете "Тюменская область сегодня" от 22.07.2009 г. N129 (2478) и в газете "Красное знамя" N 59 от 21.07.2009 г. (7395), 25.08.2009 г. было проведено общее собрание участников долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения ТОО "Тюменское" Тюменского района Тюменской области, которое в связи с отсутствием кворума было признано несостоявшимся, вследствие чего не был определен порядок согласования проектов межевания земельных участков. В связи с указанными обстоятельствами заявитель 04.12.2009 г. подал объявления в областную газету "Тюменская область сегодня" и в газету "Красное знамя", которые были опубликованы в N 224 (2573) и N 98 (7434) соответственно в которых он сообщал о выделении в натуре земельного участка с местоположением, указанным на схеме N 1, пашня " ... " га., расположен " ... ", и земельный участок, указанный на схеме N2, сенокосы " ... " га., расположен " ... ", с правом подачи возражений в отношении места расположения земельных участков в течение 30 дней с момента публикации сообщения по адресу: д. Княжево, администрация Княжевского муниципального образования,. Так как возражений по месту расположения земельных участков, выделяемых в счет земельного пая на имя Коркина П.П. в течение 30 дней с момента опубликования объявления в газете не поступило, администрация Княжевского муниципального образования выдала ему соответствующую справку N 484 от 23.03.2010 г. Межевой план, подписанный заявителем, был сдан на кадастровый учет, получены кадастровые паспорта с кадастровыми номерами " ... " и " ... ", с датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости 26.07.2012 г. Земельный участок с кадастровым номером " ... " имеет адресное описание: Тюменская " ... ", участок N 1, площадью " ... " кв.м., образован в границах кадастрового квартала N " ... ", путём выделения из земельного участка с номером " ... " относящегося к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, с примыканием к земельным участкам с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", " ... " (с левой стороны), с правой стороны от образованного земельного участка в счет земельной доли с кадастровым N " ... " находится лес и овраг. Земельный участок с кадастровым номером " ... " имеет адресное описание: " ... ", участок N1 площадью " ... " кв.м., образован в границах кадастрового квартала N " ... " рядом с нефтепроводом, путём выделения из земельного участка с номером " ... ", относящегося к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, без нарушений прав иных лиц.
Коркин П.П. указывал, что он обратился в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права собственности на указанные земельные участки, 03.07.2013 г. из Управления Росреестра были получены уведомления о приостановлении государственной регистрации со сроком до 02.08.2013 г., с указанием на необходимость предоставления документов, подтверждающих соблюдение процедуры выдела земельного участка в счет земельной доли, а также подтверждающих соблюдение требований законодательства по формированию и постановке на государственный кадастровый учет рассматриваемых земельных участков площадью менее установленного минимального размера образуемого земельного участка, установленного в Тюменской области для земель сельскохозяйственного назначения. Сообщениями Управления Росреестра N 01/257/2013-321-32012 и 01/257/2013-320-32009 от 24.10.2013 г. заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности на земельные участки на основании абзацев 4 и 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ (далее по тексту также - ФЗ N 122 от 21.07.1997 г.). Заявитель полагал, что расположение указанных земельных участков не позволяет расширить данные земельные участки до 60 гектаров каждый как это предусмотренно пунктом 1 статьи 2 Закона Тюменской области от 03.11.2003 г. N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планирования их использования" (далее по тексту также - Закон N 170 от 03.11.2003 г.), кроме того, полагал, что установленный указанным законом минимальный размер земельного участка в 60 гектаров является не конституционным, нарушает его законные права, как собственника доли, на выдел в натуре земли из земель общей долевой собственности.
Заявитель Коркин П.П., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель заявителя Климова О.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Ушакова Н.В. с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" Теплова А.А. оставила разрешение данного заявления на усмотрение суда.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Коркин П.П. в лице представителя Климовой О.С., которая в апелляционной жалобе просит решение Центрального районного суда г. Тюмени от 17 января 2014 года отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение. Полагает, что установленный в ч. 1 ст. 2 Закона N 170 от 11.03.2003 г. минимальный размер земельного участка в 60 гектаров является неконституционным, нарушает законное право Коркина П.П. как собственника доли на выдел в натуре земли из земель общей долевой собственности сельскохозяйственного назначения ТОО "Тюменское" Тюменского района Тюменской области, и в отношении земельных участков Коркина П.П. минимальный размер 60 гектаров не должен устанавливаться. Утверждает, что выделение одного из земельных участков относится к исключительному случаю, при котором допускается выделение вновь образуемого земельного участка размером менее установленных 60 гектаров, поскольку образуемый земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером " ... ", ограничен со всех сторон землями других категорий, а земельный участок с кадастровым номером " ... " образован без нарушения прав иных лиц. Заявитель полагает, что им действующий порядок выделения земельных участков был полностью соблюдён.
На апелляционную жалобу поступили возражения представителя Управления Росреестра Захаровой С.Л., в которых она полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы представителя Коркина П.П. - Климовой О.С. удовлетворению не подлежащими.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Центрального районного суда г. Тюмени от 17 января 2014 года.
Из материалов дела следует, что заявитель в лице представителя Спиридоновой Е.С. 18.06.2013 г. обратился в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., имеющим адресное описание: " ... ", участок N 1, и кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., имеющим адресное описание: " ... ", участок N 1. Оба земельных участка относятся к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
В соответствии с положениями ст.11.5 Земельного кодекса РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) (пункт 1). Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (пункт 3).
В силу положений ст.13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (пункт 1). Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется (пункт 5).
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Статьёй 2 Закона Тюменской области от 03 ноября 2003 года N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" предусмотрено, что минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается равным 60 гектарам.
Судебная коллегия считает, что орган Управление Росреестра, руководствуясь вышеуказанными нормами права, обоснованно исходило из того, что установленный минимальный размер вновь образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения позволяет сохранить размеры сформированных земельных участков, фермерских наделов для развития сельскохозяйственного производства и эффективных рыночных земельных отношений.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы относительно того, что требования ч. 1 ст. 2 Закона Тюменской области N 170 от 03.11.2003 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" являются неконституционными и не распространяются на выделяемые Коркиным П.П. спорные земельные участки удовлетворению не подлежал, поскольку в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" законы субъектов Российской Федерации предметом конституционного контроля со стороны Конституционного Суда Российской Федерации не являются. При этом, судебная коллегия принимает во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что указываемая заявителем апелляционной жалобы норма была признана противоречащей федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и недействующей.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена лишь при наличии зонирования территорий.
Согласно п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающего порядок проведения градостроительного зонирования территорий, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки (п. 1 ч. 6 ст. 30 указанного Кодекса).
В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие изменение в установленном законом порядке вида разрешенного использования выделяемых Коркиным П.П. земельных участков с "для сельскохозяйственного производства" на иной вид разрешенного использования, предусмотренный ч. 1 ст. 2 Закона Тюменской области от 03 ноября 2003 года N 170 с видами деятельности, целями и условиями, которые перечислены в указанной норме. При этом, из материалов дела, в частности, из межевых планов на спорные земельные участки, вопреки доводам апелляционной жалобы, не следует, что земельный участок с кадастровым номером " ... " ограничен со всех сторон землями других категорий или ранее предоставленными земельными участками. В то же время, соответствующего требованиям действующего законодательства обоснования выделения земельного участка с кадастровым номером " ... " размером менее, предусмотренного ч. 1 ст. 2 Закона Тюменской области от 03 ноября 2003 года N 170, заявителем не приведено.
Из изложенного следует, что к образованным по заявлениям Коркина П.П. земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, имеющим вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, подлежат применению положения ч. 1 ст. 2 Закона Тюменской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" об установлении минимального размера образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, равным 60 гектарам.
В соответствии абзацами 4 и 10 пункта 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если, в частности: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Исходя из изложенного судебная коллегия полагает, что решениями Управления Росреестра от 24.10.2013 года в государственной регистрации права собственности заявителя на земельные участки с кадастровыми номерами " ... " и " ... " отказано правомерно, поскольку площади указанных земельных участков меньше, чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный действующим законодательством субъекта Российской Федерации, а соответствующего действующему законодательству подтверждения права на выделение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения размером менее вышеуказанного, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 17 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коркина П.П. в лице представителя Климовой О.С. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.