Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Немчиновой Н.В.
судей
Левиной Н.В., Глушко А.Р.,
при секретаре
Безгубенко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя Ялуторовского межрайонного отдела судебных приставов Мальцева Э.В. на решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от 26 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Администрации Ялуторовского района Тюменской области - удовлетворить.
Постановление судебного пристава исполнителя Ялуторовского МОСП N 184012/13/11/72 от 09.12.2013 г. по исполнительному производству N 7799/13/11/72 о взыскании с Администрации Ялуторовского района исполнительного сбора в размере 5000 (пять тысяч) рублей - отменить".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, заинтересованное лицо ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области, представители заинтересованного лица Правительства Тюменской области, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., пояснения представителя Ялуторовского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Кумызовой А.С., полагавшей, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, возражения представителя Администрации Ялуторовского района Тюменской области Рыбъяковой О.Д., полагавшей, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Ялуторовского района Тюменской области обратилась в Ялуторовский районный суд Тюменской области с заявлением об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Ялуторовского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Мальцева Э.В. (далее по тексту также- СПИ Ялуторовского МОСП) о взыскании исполнительского сбора от 09 декабря 2013 года N 184012/13/11/72, указывая, что решением Ялуторовского районного суда Тюменской области от 27 ноября 2012 года, вступившим в законную силу 24.04.2013 года, удовлетворены исковые требования Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, в интересах a5. к Правительству Тюменской области и Администрации Ялуторовского района Тюменской области о возложении обязанности обеспечить предоставление a5 благоустроенного жилого помещения на территории Ялуторовского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., из государственного жилищного фонда Тюменской области и о возложении обязанности на Администрацию Ялуторовского района Тюменской области принять решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области на территории Ялуторовского района по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., и о заключении договора социального найма на такое жилое помещение. Судебным приставом-исполнителем Ялуторовского МОСП Мальцевым Э.В. 05.06.2013 года на основании исполнительного листа N 026780081 от 28.05.2013 г., вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 7799/13/11/72. Определением Ялуторовского районного суда Тюменской области от 21 августа 2013 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 ноября 2013 года, заявление Администрации Ялуторовского района об отсрочке исполнения решения суда оставлено без удовлетворения. Судебным приставом-исполнителем Ялуторовского МОСП Мальцевым Э.В. 09.12.2013 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 (пять тысяч) рублей. Заявитель считая, что требования к Администрации Ялуторовского района являются вторичными, указывает, что на основании постановления Правительства Тюменской области N 101-п от 24 апреля 2006 года "О реализации полномочий в области жилищных отношений" Правительство Тюменской области выделяет жилые помещения, а Администрация Ялуторовского района издаёт постановление о предоставлении жилого помещения, на основании которого заключает с лицом, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор социального найма жилого помещения. Указывает, что Правительство Тюменской области не исполнило своих обязательств по решению Ялуторовского районного суда Тюменской области от 27 ноября 2012 года в связи с чем, Администрация Ялуторовского района в установленный срок не смогла исполнить свои обязательства, а именно издать соответствующее постановление и заключить договор социального найма с a5 по независящим от них причинам.
Представитель заявителя Администрации Ялуторовского района Тюменской области Андреев А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Ялуторовский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении заявления Администрации Ялуторовского района без участия представителя межрайонной прокуратуры.
Представитель заинтересованного лица Правительства Тюменской области, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении заявления без участия представителя Правительства Тюменской области.
Заинтересованное лицо a5. в судебное заседание не явился в связи с тем, что он " ... " умер.
Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель Ялуторовского МОСП Мальцев Э.В. с заявлением Администрации Ялуторовского района Тюменской области с заявленными требованиями не согласился.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен судебный пристав-исполнитель Ялуторовского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Мальцев Э.В., который в апелляционной жалобе просит решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от 26 декабря 2013 года отменить и принять по делу новое решение. Полагает, что Администрация Ялуторовского района Тюменской области не представила судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Также считает, что ссылка Администрация Ялуторовского района Тюменской области на то, что она не имела возможности исполнить решение в виду неисполнения Правительством Тюменской области своих обязательств, не является доказательством того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Отмечает, что заявителю отсрочка исполнения предоставлена не была, то есть заявитель не освобожден от обязанности совершить действия, указанные в исполнительном документе. Считает, что с момента вступления в законную силу решения суда 24.04.2013 г., возбуждения 05.06.2013 г. исполнительного производства и до вынесения 09.12.2013 г. постановления о взыскании исполнительского сбора у должника имелось достаточно времени для исполнения решения суда. Полагает, что наличие названных заявителем обстоятельств не является законным основанием для отмены постановления от 09.12.2013 г. о взыскании исполнительского сбора.
На апелляционную жалобу поступили письменные возражения от Ялуторовского межрайонного прокурора Кульмухаметова А.Т., а также от представителя Администрации Ялуторовского района Тюменской области Рыбьяковой О.Д., в которых изложена просьба об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия полагает решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от 26 декабря 2013 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Ялуторовского районного суда Тюменской области от 27.11.2012 года, вступившим в законную силу 24.04.2013 года, на ответчика Администрацию Ялуторовского муниципального района Тюменской области возложена обязанность по принятию решения о предоставлении a5 благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области на территории Ялуторовского района по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., а также по заключению с a5 договора социального найма на такое жилое помещение
Судебным приставом-исполнителем Ялуторовского МОСП Мальцевым Э.В. 05.06.2013 года возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации Ялуторовского муниципального района Тюменской области, что подтверждается соответствующим постановлением, должнику был установлен пятидневный срок для его добровольного исполнения.
Из материалов гражданского дела следует, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, Администрацией Ялуторовского района Тюменской области исполнены не были, что не оспаривается и самим заявителем.
Учитывая, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, Администрацией Ялуторовского района Тюменской области исполнены не были, принимая во внимание, что Администрацией Ялуторовского района Тюменской области надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми обстоятельствами и другими обстоятельствами, находящимися вне её контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требуется от неё в целях надлежащего исполнения, СПИ Мальцевым Э.В. в рамках исполнительного производства было правомерно вынесено оспариваемое заявителем постановление от 09 декабря 2013 года о взыскании с Администрации Ялуторовского района Тюменской области исполнительского в размере 5000 руб.
Удовлетворяя заявление Администрации Ялуторовского района Тюменской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Ялуторовского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Мальцева Э.В. о взыскании исполнительского сбора от 09 декабря 2013 года, суд первой инстанции исходил из невозможности исполнения решения суда Администрацией Ялуторовского района в связи с неисполнением в свою очередь Правительством Тюменской области этого же решения в части выделения жилого помещения a5 а также из того обстоятельства, что a5 умер " ... " г.
Судебная коллегия полагает указанный вывод суда первой инстанции ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен без уважительных причин. Кроме того, в материалах дела отсутствуют надлежащие подтверждения реализации должником своих прав, предусмотренных статьями 37 - 40 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривающих прямой и безусловный запрет на совершение судебным приставом-исполнителем исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Из системного толкования указанных норм права следует, что наличие, какой-либо очередности между должниками Администрацией Ялуторовского района и Правительством Тюменской области по исполнению решения суда, равно как и исполнение требований исполнительного документа после истечения установленного судебным приставом-исполнителем срока добровольного исполнения не может служить основанием к признанию постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным.
Таким образом, само по себе неисполнение решения суда Правительством Тюменской области не освобождает Администрацию Ялуторовского района от обязанности совершить действия, указанные в исполнительном документе в срок, установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства.
То обстоятельство, что для проведения процедуры предоставления жилого помещения в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Тюменской области от 05.10.2009 N 286-п "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области") требуются временные затраты с учётом вышеизложенного основанием для признания постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным не является.
Судебная коллегия учитывает, что то обстоятельство, что Султанов А.А. умер " ... " в силу положений п 1 ч. 1 ст. 43, ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" само по себе основанием к, в частности, признанию постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным не является.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, кроме того, судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, что привело к постановлению незаконного и необоснованного решения, которое подлежит отмене с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от 26 декабря 2013 года отменить, принять по делу новое решение:
"В удовлетворении заявления Администрации Ялуторовского района Тюменской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Ялуторовского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Мальцева Э.В. о взыскании исполнительского сбора от 09 декабря 2013 года N 184012/13/11/72 отказать".
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.