Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Семенова Н.В., судей Смирновой Е.Д., Спиридонова А.Е., при секретаре Егоровой Т.В., с участием прокурора Ивановой И.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии об установлении административного надзора в отношении Тимошина В.А., поступившее по апелляционному представлению прокурора на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 5 февраля 2014 года, которым постановлено: установить в отношении Тимошина В.А. административный надзор на срок 8 лет; установить в отношении Тимошина В.А. административное ограничение в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации; отказать в удовлетворении заявления Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии в части установления в отношении Тимошина В.А. административных ограничений в виде запрещения пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22 часов до 6 часов.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии (далее - исправительное учреждение) обратилось в суд с заявлением, в окончательном варианте которого просило установить в отношении Тимошина В.А., освобождаемого из мест лишения свободы 19 марта 2014 года, административный надзор на срок 8 лет и установить поднадзорному лицу административные ограничения в виде запрещения пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22 часов до 6 часов, обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации.
В заявлении указано, что Тимошин В.А. осужден приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 10 ноября 2003 года по ч.4 ст.111 Уголовного кодекса Российской Федерации, и уголовное наказание в виде лишения свободы ему назначено по совокупности приговоров (ст.70 Уголовного кодекса Российской Федерации). С учетом внесенных в Уголовный кодекс Российской Федерации изменений вышестоящим судом признано, что преступление совершено им при опасном рецидиве. Постановлением Президиума Верховного Суда Чувашской Республики от 18 мая 2012 года Тимошина В.А. признано считать осужденным к 11 годам 2 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приведены в заявлении сведения, характеризующие Тимошина В.А.: за время отбывания наказания в местах лишения свободы допустил одно нарушение установленного порядка отбывания наказания, взыскание за которое погашено, имеет одно поощрение, трудоустроен сборщиком изделий из пластмассы.
В судебном заседании 5 февраля 2014 года представитель исправительного учреждения Овчинников О.В. заявление об установлении в отношении Тимошина В.А. административного надзора поддержал.
Не возражая против установления в отношении него административного надзора, Тимошин В.А. просил применить в отношении него минимальные административные ограничения.
Прокурор Шашков В.В. полагал необходимым установить в отношении Тимошина В.А. административный надзор и административные ограничения, названные в заявлении исправительного учреждения, утверждая при этом, что при определении поднадзорному лицу ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел для регистрации достаточно обязать его являться в орган внутренних дел для регистрации 1 раз в месяц.
Судом вынесено указанное выше решение, на которое прокурором принесено апелляционное представление на предмет отмены судебного решения в части отказа в установлении в отношении Тимошина В.А. административного ограничения в виде запрещения пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив. По мнению прокурора, решение в этой части нельзя признать обоснованным, учитывающим профилактический характер названного административного ограничения в отношении данного поднадзорного лица.
По своему усмотрению распорядившись процессуальными правами лица, участвующего в деле, заявитель и заинтересованное лицо Тимошин В.А., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, и не имеется предусмотренных процессуальным законом оснований, которые бы препятствовали рассмотрению апелляционного представления в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Ивановой И.Г., полагавшей изменить обжалуемое решение, установив в отношении Тимошина В.А. административное ограничение в виде запрещения пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив, согласно ст.327.1 ГПК Российской Федерации проверив законность и обоснованность решения только в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрев заявление исправительного учреждения об установлении административного надзора, суд первой инстанции установил административный надзор в отношении Тимошина В.А. обоснованно, в соответствии с установлениями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Признав необходимым установление в отношении Тимошина В.А. административного надзора, суд первой инстанции применил в отношении поднадзорного лица административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Такое судебное усмотрение не оспорено в апелляционном порядке.
В то же время суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исправительного учреждения в части установления в отношении Тимошина В.А. административного ограничения в виде запрещения пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив и запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22 часов до 6 часов.
Не согласившись с отказом в установлении Тимошину В.А. административного ограничения в виде запрещения пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив, в апелляционном представлении прокурор приводит довод о том, что сведения, характеризующие Тимошина В.А., обстоятельства совершения им преступлений свидетельствовали о необходимости установления в отношении Тимошина В.А. указанного административного ограничения.
Судебная коллегия такой довод прокурора находит заслуживающим внимания по следующим основаниям.
Согласно ст.2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу ч.1 ст.4 названного Закона при установлении административного надзора в отношении поднадзорного лица может устанавливаться, в частности, административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.22 постановления от 27 июня 2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре", выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Например, если лицо осуждалось за совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения или в период отбывания наказания подвергалось взысканиям за употребление алкогольных напитков в исправительном учреждении, целесообразно рассмотреть вопрос о применении административных ограничений, запрещающих его пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
Как следует из приговора Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 10 ноября 2003 года, Тимошин В.А. осужден за причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей; указанное преступление совершено им в состоянии алкогольного опьянения при опасном рецидиве преступлений. Ранее, приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 июля 2001 года Тимошин В.А. был осужден за совершение преступления, предусмотренного ст. 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, и указанное преступление также было совершено им в состоянии алкогольного опьянения.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что установление в отношении Тимошина В.А. административного ограничения в виде запрещения пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив, отвечает целям, декларируемым Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ, и может обеспечить индивидуальное профилактическое воздействие данного ограничения в течение установленного судом срока административного надзора. Соответственно, в указанной части решение суда подлежит изменению, а не отмене, как об этом просит прокурор в апелляционном представлении.
Поскольку административный надзор установлен Тимошину В.А. как лицу, совершившему особо тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений, срок административного надзора в отношении Тимошина В.А. устанавливается на основании п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ, т.е. на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Руководствуясь изложенным и ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
изменить решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 5 февраля 2014 года в части неприменения в отношении Тимошина В.А. административного ограничения в виде запрещения пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив, и установить в отношении Тимошина В.А. административное ограничение в виде запрещения пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.