Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В. и Савельевой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Петровой Г.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 февраля 2014 года по исковому заявлению Михайловой Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, и назначению досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее УПФ РФ в городе Чебоксары ЧР) от ДД.ММ.ГГГГ N Михайловой Л.Н. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 173-ФЗ) по мотиву отсутствия требуемого 25-летнего медицинского стажа работы. Специальный стаж комиссией установлен в "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяца "данные изъяты" дня.
Не согласившись с указанным решением, Михайлова Л.Н. обратилась в суд с иском о признании его незаконным, включении в специальный стаж периодов:
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры хирургического отделения стационара в РОД в льготном порядке из расчета 1 год 6 месяцев за один год работы;
- нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности медсестры Н. участковой больницы в К. центральной районной больнице "адрес" в льготном порядке из расчета один год три месяца за один год работы;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в дополнительных отпусках в связи с обучением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) - в должности медсестры в Центре социального обслуживания населения, МСУ "Центр социального обслуживания населения", РГУ "Центр социального обслуживания нселения", БУ "Центр социального обслуживания населения" МЗ и СР ЧР календарно, а также назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 февраля 2014 года исковые требования Михайловой Л.Н. удовлетворены частично:
На УПФ РФ в городе Чебоксары Чувашской Республики возложена обязанность по включению Михайловой Л.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды:
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры хирургического отделения стационара в РОД в льготном порядке из расчета 1 год 6 месяцев за один год работы;
- нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности медсестры Н. участковой больницы в К. центральной районной больнице с "адрес" в льготном порядке из расчета один год три месяца за один год работы;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включая нахождение в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медсестры в Центре социального обслуживания населения, МСУ "Центр социального обслуживания населения", РГУ "Центр социального обслуживания нселения", БУ "Центр социального обслуживания населения" МЗ и СР ЧР;
- нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- нахождения в дополнительном отпуске в связи с обучением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ календарно.
На указанное решение УПФ РФ в городе Чебоксары ЧР подана апелляционная жалоба по мотивам его незаконности и необоснованности в части возложения на УПФ РФ в городе Чебоксары ЧР обязанности по включению в специальный стаж Михайловой Л.Н. периодов работы в должности медсестры в Центре социального обслуживания населения, МСУ "Центр социального обслуживания населения", РГУ "Центр социального обслуживания нселения", БУ "Центр социального обслуживания населения" МЗ и СР ЧР, включая период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Жалоба мотивирована тем, что в пункте 8 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которым руководствовался суд первой инстанции удовлетворяя исковые требования, речь идет о медицинских центрах, осуществляющих непосредственную лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в то время как работа истца протекала в учреждении социального обслуживания населения. Вывод о том, что фактически выполнявшаяся истцом в спорный период работа соответствовала функциональным обязанностям медицинского персонала в осуществляющих лечебную деятельность центрах органов государственной власти, которые предусмотрены Списком, по мнению Управления, нельзя признать правомерным, поскольку как ранее действовавшее, так и действующее законодательство, равно как и пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", не предусматривает возможности установления тождественности наименования одной должности другой, как и наименования одного учреждения другому.
В судебном заседании истица Михайлова Л.Н. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители ответчика УПФ РФ в городе Чебоксары ЧР и третьего лица БУ ЧР "Комплексный центр социального обслуживания населения г.Чебоксары" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседения, в суд не явились.
На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список 2002 года) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила 2002 года).
До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и указанных выше Списка и Правил, вопросы назначений досрочной трудовой пенсии по старости регулировались ст. 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятыми во исполнение указанного Закона Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (Список 1991 года), регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до ноября 1999 года, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список 1999 года) и Правилами исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Правила 1999 года), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
В специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, подлежат включению лишь периоды работы, протекавшие в должностях и в учреждениях, включенных в Списки, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Должность медицинской сестры поименована в указанных выше Списках.
Постанавливая оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что работа истицы протекала в учреждениях, перечисленных в п. 8 Списка 2002 года, а именно, в центрах, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименования).
Указанные выводы судебная коллегия находит необоснованными, поскольку данные центры должны быть медицинскими учреждениями. Перечень таких центров был изложен в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 года N 627, в настоящее время он изложен в Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 529н. Учреждения, в которых работала истица, в этих перечнях не указаны.
Согласно п. 1.1 Устава МСУ "Центр социального обслуживания населения", п. 2.1 Устава РГУ "Центр социального обслуживания нселения", указанные учреждения являются учреждениями социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов, а в последующем и семей с детьми и других групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, проживающих на территории "адрес".
Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также комплексный центр социального обслуживания населения включены в Номенклатуру
учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющуюся приложением к письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 5 января 2003 года N 30-ГК "О Номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов".
Таким образом, работа истицы в спорные периоды протекала в учреждении социального обслуживания.
Пунктами 32 и 31 соответственно, разделов "Наименование учреждений" Списков 1999 и 2002 годов к учреждениям социального обслуживания, работа в которых в должности медицинской сестры предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся лишь социальный приют для детей и подростков; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; дом-интернат для престарелых и инвалидов; специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; дом-интернат для детей с физическими недостатками; дом милосердия; геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью; дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий. Центры социального обслуживания населения в эти Списки не включены.
В применявшийся в отношении периодов работы до 01 ноября 1999 года Список 1991 года, учреждения социального обслуживания не были включены вовсе, то есть согласно данному нормативному акту работа в должности медицинской сестры в учреждениях социального обслуживания не предоставляла право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, работа истицы протекала в учреждении социального обслуживания, которое в Списки не включено.
Из разъяснений, данных в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания в перечень учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, указанных в п. 6 Правил, также не включены.
Наличие у центра социального обслуживания населения отдельных функций по организации социально-медицинских услуг, лицензии на осуществление медицинской деятельности (осуществление доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу) и работа истца в должности медицинской сестры, предусмотренной Списком, не дают оснований считать, что указанное учреждение относятся к медицинским учреждениям, поскольку оно осуществляет лишь отдельные виды медицинской деятельности, тогда как такая деятельность не является их основной функцией.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Действующее законодательство не предусматривает возможность установления в судебном порядке тождества различных видов учреждений. Вывод суда о тождественности характера работы и направленности деятельности центра социального обслуживания населения такому учреждению, как центр, осуществляющий лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с целью зачета спорных периодов в специальный стаж, противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
На основании вышеизложенного периоды работы истицы в учреждении социального обслуживания населения, а также приходящиеся на периоды работы в указанном учреждении отпуск по беременности родам, периоды нахождения в дополнительных учебных отпусках не подлежат включению в специальный стаж, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права, с вынесением в указной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 10 февраля 2014 года в части возложения на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанности включить Михайловой Л.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры в Центре социального обслуживания населения, МСУ "Центр социального обслуживания населения", РГУ "Центр социального обслуживания нселения", БУ "Центр социального обслуживания населения" МЗ и СР ЧР, период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения в дополнительных отпусках в связи с обучением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отменить.
В удовлетворении исковых требований Михайловой Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о возложении обязанности по включению указанных периодов в специальный стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.