Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В. и Александровой А.В.,
при секретаре судебного заседания Казаковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Пайминой И.В., апелляционное представление прокурора Шемуршинского района Чувашской Республики на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 22 января 2014 года по исковому заявлению прокурора Шемуршинского района Чувашской Республики в интересах Пайминой И.В. к Администрации Трехбалтаевского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Шемуршинского района Чувашской Республики обратился в суд в интересах Пайминой И.В. с иском к администрации Трехбалтаевского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики о взыскании денежных средств в виде недополученной социальной выплаты в размере "данные изъяты" рублей.
Требования мотивированы тем, что Пайминой И.В. в соответствии с "Порядком предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья", утвержденным постановлением главы администрации Шемуршинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N администрацией Трехбалтаевского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена социальная выплата на приобретение (строительство) жилья. Размер предоставленной Пайминой И.В. субсидии составил "данные изъяты" рублей, в том числе "данные изъяты" рублей было выделено из средств Республиканского бюджета, "данные изъяты" рублей - из средств Федерального бюджета, "данные изъяты" рублей - из местного бюджета поселения. Ввиду отсутствия у администрации сельского поселения достаточных собственных финансовых бюджетных средств, Пайминой И.В. сумма в размере "данные изъяты" рублей самостоятельно внесена на лицевой счет администрации Трехбалтаевского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики, которая ответчиком истцу не возвращена. Прокурор считает, что органами местного самоуправления обязанность по поддержке молодых семей по субсидированию в части незаконно была возложена на семью Пайминой И.В.
В суде первой инстанции прокурор, истица Паймина И.В. исковые требования поддержали, представитель ответчика - глава администрации Трехбалтаевского сельского поселения Шемуршинского района ЧР Сейфутдинов К.К. иск не признавал по тем основаниям, что сельское поселение не обладало финансовыми средствами для участия в софинансировании выплат на приобретение жилья, о чем Паймина И.В. была поставлена в известность. Недостающие денежные средства были внесены на счет администрации сельского поселения в качестве добровольного пожертвования, после чего Пайминой И.В. была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья.
Решением Батыревского районного суда Чувашской Республики от 22 января 2014 года в удовлетворении исковых требованиях прокурора Шемуршинского района Чувашской Республики в интересах Пайминой И.В. к администрации Трехбалтаевского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики о взыскании недополученной социальной выплаты, отказано.
На указанное решение суда истицей Пайминой И.В. подана жалоба, которая мотивирована тем, что ввиду отсутствия знаний по ведению финансово-хозяйственных операций и опасаясь, что ввиду отсутствия денежных средств у сельского поселения она не сможет получить социальную выплату и из республиканского и федерального бюджетов, она внесла денежные средства в размере "данные изъяты" рублей в бюджет сельского поселения. Указанные денежные средства были собраны Пайминой И.В. у родственников, поскольку у нее самой таких денег не имеется. Считает, что администрацией Трехбалтаевского сельского поселения она была введена в заблуждение, ей было обещано, что денежные средства будут ей возвращены.
Кроме того, на указанное решение было подано апелляционное представление прокурором Шемуршинского района Чувашской Республики.
До рассмотрения дела по существу от прокурора Шумуршинского района Чувашской Республики поступил отказ от апелляционного представления. В соответствии со ст. 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ подлежит принятию с прекращением производства по апелляционному представлению.
В судебном заседании истица Паймина И.В. жалобу поддержала, прокурор Арюхина Ю.М. просила жалобу оставить без удовлетворения.
Администрация Трехбалтаевского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики просила дело рассмотреть без участия ее представителя. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционного представления, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Трехбалтаевского сельского поселения N от ДД.ММ.ГГГГ Пайминой И.В. предоставлена социальная выплата на строительство индивидуального жилого дома в сумме "данные изъяты" рублей, из них за счет средств бюджета сельского поселения - "данные изъяты" рублей, за счет средств республиканского бюджета - размере "данные изъяты" рублей; за счет средств федерального бюджета - "данные изъяты" рублей. Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики Пайминой И.В. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности серии N в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" в размере "данные изъяты" рублей на строительство индивидуального жилого дома в Трехбалтаевском сельском поселении (л.д. "данные изъяты"). При этом сумма субсидии в размере "данные изъяты" рублей складывается из суммы выделяемой Пайминой И.В. социальной выплаты из федерального бюджета в размере "данные изъяты" рублей и социальной выплаты из республиканского бюджета в размере "данные изъяты" рублей. Главой администрации Трехбалтаевского сельского поселения Пайминой И.В. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности N в размере "данные изъяты" рублей (л.д. "данные изъяты").
Истицей заявлено требование о взыскании с Трехбалтаевского сельского поселения денежной суммы в размере "данные изъяты" рублей, внесенных ею в бюджет поселения с целью участия поселения в софинансировании программы и предоставления ей субсидий на строительство жилья.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 858 от 3 декабря 2002 года утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", целью которой является реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
Как указано в Программе, на указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.
Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренными приложением N16 к указанной Программе.
Названными Правилами определен порядок предоставления денежных средств на софинасирование программы, предусмотрен порядок перечислений субсидий в бюджеты субъектов Российской Федерации на реализацию указанной Программы, а также перечислена совокупность обязательных условий, при которых субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил, обязательным условием является наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и (или) нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств по софинансированию (финансовому обеспечению) в соответствующем финансовом году мероприятий, предусмотренных программой, в размере не менее размера, необходимого для обеспечения установленного уровня софинансирования за счет субсидий. Выполнение мероприятий Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
В соответствии с Распоряжением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 ноября 2012 года N 79-р "Об утверждении уровней софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета на мероприятия федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" на ДД.ММ.ГГГГ год, уровень софинансирования из федерального бюджета в Чувашской Республике составляет "данные изъяты"%. В денежном выражении доля денежных средств, выделенных истице из федерального бюджета составила "данные изъяты" рублей Соответственно, оставшаяся доля расходов подлежала софинансированию за счет республиканского и местного бюджетов. Из республиканского бюджета было выделено "данные изъяты" рублей, оставшаяся сумма подлежала выделению органом местного самоуправления за счет местного бюджета, которое вправе осуществлять финансирование, как из бюджетных, так и из внебюджетных источников.
Как установлено судом первой инстанции, Трехбалтаевское сельское поселение бюджетных средств на софинансирование программы не имело. Факт отсутствия у Трехбалтаевского сельского поселения бюджетных средств на софинансирование программы сторонами не оспаривается.
Согласно п. 10 Правил отсутствие в консолидированном бюджете субъекта Российской Федерации денежных средств, достаточных для установленного уровня софинансирования, влечет сокращение средств, выделяемых из федерального бюджета с целью обеспечения соответствующего уровня софинансирования. В силу указанной нормы отказ Трехбалтаевского сельского поселения от участия в программе ввиду отсутствия средств влек невозможность выделения средств из федерального, а соответственно, и республиканского бюджетов.
Как установлено судом, Паймина И.В. была поставлена в известность об отсутствии у Трехбалтаевского сельского поселения бюджетных средств на софинансирование программы, что в ходе рассмотрения дела в суде подтвердила и сама Паймина И.В., пояснившая, что денежные средства в Трехбалтаевское сельское поселение были внесены с целью получения ею в ДД.ММ.ГГГГ году субсчидии на строительство жилья из федерального и республиканского бюджетов.
При этом в материалах дела отсутствуют и истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что администрация сельского поселения воспользовалась финансовой неосведомленностью истицы, и именно под этими воздействиями получила от нее денежные средства в размере "данные изъяты" рублей. Отсутствуют в деле и доказательства договоренности возвратности денежных средств.
В материалах дела имеется копия квитанции (л.д. "данные изъяты"), из которой следует, что некая Шарафутдинова З.Н. на указанный в квитанции счет внесла "данные изъяты" рублей. В качестве источника поступления указано "добровольное пожертвование".
В соответствии со ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 21, 46 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из видов дохода бюджета являются безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
В силу ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации на принятие пожертвований не требуется чьего-либо разрешения или согласия. Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридически лица может быть обусловлено жертвователем использованием данного имущества по определенному назначению. Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным назначением дает право жертвователю требовать отмены пожертвования. Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением, дает право жертвователю требовать отмены пожертвования.
Как следует из объяснений лиц, участвующих в деле, пожертвование было осуществлено с целью осуществления Трехбалтаевским сельским поселением софинансирования программы по улучшению жилищных условий Пайминой И.В., внесенные денежные средства были использованы в указанных целях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Пайминой И.В. о взыскании с ответчика денежных средств. Кроме того, как правильно указано судом, плательщиком по представленной суду квитанции является не Паймина Н.П., а иное лицо, в связи с чем документального подтверждения факта внесения денежных средств Пайминой И.В. не имеется, что является достаточным и самостоятельным основанием для отказа истице в иске.
На основании вышеизложенного судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, анализ представленных суду доказательств, их оценка подробно изложены в обжалуемом решении суда. Нарушений норм процессуального права в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции судебной коллегией не выявлено.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отказ прокурора Шемуршинского района Чувашской Республики от апелляционного представления на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 22 января 2014 года принять. Производство по апелляционному представлению прокурора Шемуршинского района Чувашской Республики на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 22 января 2014 года прекратить.
Апелляционную жалобу Пайминой И.В., на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 22 января 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.