Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Александровой А.В. и Савельевой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Казаковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 03 февраля 2014 года по гражданскому делу по иску прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах Бурасова Ю.Г. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить техническое средство реабилитации,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в интересах Бурасова Ю.Г. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - Минздравсоцразвития ЧР) о возложении обязанности обеспечить Бурасова Ю.Г. техническим средством реабилитации креслом-коляской прогулочной.
Исковые требования мотивированы тем, что Бурасов Ю.Г. является инвалидом и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, выданной учреждением медико-социальной экспертизы, нуждается в обеспечении креслом-коляской прогулочной. Однако, несмотря на обращение к ответчику с заявлением о предоставлении кресла-коляски, указанным средством он не обеспечен.
В судебном заседании прокурор Александрова О.Н. исковые требования поддерживала, истец Бурасов Ю.Г., представитель ответчика Минздравсоцразвития ЧР в суд не явились, представитель третьего лица БУ ЧР "Комплексный центр социального обслуживания населения г.Чебоксары" Минздравсоцразвития ЧР Чермакова Т.В. полагала, что требования подлежат удовлетворению.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 3 февраля 2014 года на Минздравсоцразвития ЧР возложена обязанность предоставить Бурасову Ю.Г. техническое средство реабилитации - кресло-коляску прогулочную.
Указанное решение обжаловано ответчиком Минздравсоцразвития ЧР по мотивам незаконности и необоснованности. В жалобе указывается, что суд первой инстанции не принял во внимание, что Минздравосоцразвития ЧР осуществляет переданные ему полномочия Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований республиканскому бюджету в форме субвенций на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, что в ДД.ММ.ГГГГ году Министерством было выполнено. Кроме того, законодательством не предусмотрено внеочередное обеспечение средствами реабилитации граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, внеочередное предоставление кресла-коляски прогулочной Бурасову Ю.Г. ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь.
В судебном заседании прокурор Овчинникова Н.А. просила апелляционную жалобу Минздравсоцразвития ЧР оставить без удовлетворения.
Представители ответчика Минздравсоцразвития ЧР, третьего лица БУ ЧР "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Чебоксары" Минздравсоцразвития ЧР, истец Бурасов Ю.Г., надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, не явились. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Бурасов Ю.Г. является инвалидом "данные изъяты" группы и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации к акту освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на кресло-коляску прогулочную.
В соответствии со статьями 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, в том числе, предоставление в соответствии с индивидуальной программой реабилитации специальных средств для передвижения (кресел-колясок).
В соответствии с п. 3.27.17 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2005 года N 229, полномочия по обеспечению лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид", и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Чувашской Республики, техническими средствами реабилитации, входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г. N2347-р, протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, возложены на Минздравосоцразвития ЧР.
В соответствии с п. п. 2 - 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.
Принимая во внимание, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации и не оспаривается его право на получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, ему не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации. Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта Российской Федерации не исполнили обязанностей по реализации закона в рамках переданных им Российской Федерацией соответствующих полномочий. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2011 года N 72-Впр11-9.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии у Минзравсоцразвития ЧР обязанности по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации независимо от наличия или отсутствия финансирования таких расходов является правомерным, а довод апелляционной жалобы Минздравсоцразвития ЧР об обратном, является несостоятельным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление истцу кресла-коляски ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не служат основанием для отмены решения суда, так как действующим законодательством очередность предоставления гражданам данной категории технических средств реабилитации не предусмотрена. Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение технического средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком средстве.
Разрешая исковые требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 февраля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.