Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Юркиной И.В., Блиновой М.А.,
при секретаре Казаковой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Бабаевой И.В. к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности включить в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
поступившее по апелляционной жалобе истицы Бабаевой И.В. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 января 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Бабаевой И.В. о признании незаконным отказа администрации Калининского района г.Чебоксары от 16 августа 2013 года в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда и возложении на администрацию Калининского района г.Чебоксары обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лицу из числа сирот отказать.".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения истицы Бабаевой И.В. и ее представителя Михуткина Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бабаева И.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконным отказа от 16 августа 2013 года в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Истица Бабаева И.В., ... года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее отец ... умер ... года, а мать Бычкова Г.В. решением Чебоксарского
районного суда Чувашской Республики от 14 апреля 2005 года лишена в отношении истицы родительских прав. Постановлением главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 26 мая 2005 года N 662 попечителем истицы Бабаевой И.В. был назначен ... В связи с отсутствием закрепленного жилого помещения 16 мая 2013 года истица Бабаева И.В. обратилась в администрацию Калининского района г.Чебоксары с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако письмом от 16 августа 2013 года ей было отказано в постановке на учет в льготном порядке в связи с достижением 23-летнего возраста.
В судебном заседании истица Бабаева И.В. и ее представитель Михуткин Е.В. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, при этом истица Бабаева И.В. суду дополнила, что о своем праве на получение жилого помещения узнала в марте 2012 года, поэтому в апреле 2012 года она обратилась в администрацию Калининского района г.Чебоксары за разъяснениями, но ее направили в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики по месту жительства опекуна, где ее заявление также не приняли, ссылаясь на регистрацию в г.Чебоксары. В мае 2012 года в администрации Калининского района г.Чебоксары у нее не приняли документы, мотивируя тем, что у нее имеется жилое помещение - комната ... , а заявление о постановке на учет приняли только в мае 2013 года после ее обращения к заместителю главы администрации Калининского района г.Чебоксары.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Калининского района г.Чебоксары Иванова Н.М. исковые требования не признала и суду пояснила, что истица не может быть обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда как лицо из числа детей-сирот в связи с тем, что она до достижения 23 лет не встала на учет в качестве нуждающейся в жилой площади и ранее не заявляла о своих правах состоять на учете в качестве нуждающейся в жилье.
Третьи лица Бабаев П.Н., Бычкова Г.В., Бычков Д.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в представленных заявлениях выразили согласие на рассмотрение дела в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истицей Бабаевой И.В. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в
порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) и абзацу четвертому статьи 1, пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись во внеочередном порядке, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями
жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый пункта 1). Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истица на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ
должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истицу лишь при наличии доказательств её обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Бабаева (до регистрации брака - Бычкова) И.В. родилась ... года. Отец истицы ... умер ... года, мать истицы Бычкова Г.В. решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 13 апреля 2005 года лишена родительских прав в отношении дочери Бычковой (Бабаевой) И.В. и сына Бычкова Д.В. Постановлением главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 26 мая 2005 года над несовершеннолетними Бычковой И.В. и Бычковым Д.В. установлена опека, опекуном назначен дедушка ...
Согласно выписке из лицевого счета нанимателем квартиры ... является Бычкова Г.В., вместе с ней в данной квартире зарегистрированы Бычков Д.В. и Бабаева И.В.
16 мая 2013 года истица Бабаева И.В. обратилась в администрацию Калининского района г.Чебоксары с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда.
Согласно письму администрации Калининского района г.Чебоксары от 16 августа 2013 года N 09-39/2262 Бабаевой И.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда в связи с достижением возраста 23 лет.
Отказывая в удовлетворении требований Бабаевой И.В., суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется указанной категории лиц в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет. Между тем, Бабаева И.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления ни по месту регистрации, ни по месту жительства опекуна в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состояла, на момент обращения с заявлением о постановке ее в указанный список ей исполнилось 23 года, а достижение 23 лет препятствует ей в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для внеочередного получения жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Доказательств того, что истица Бабаева И.В. ранее до достижения 23 лет обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, истицей в материалы дела не представлено. Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание показания допрошенных в суде свидетелей ... о том, что истица в апреле 2012 года обращалась в орган местного самоуправления по вопросу принятия ее на учет нуждающихся в жилье, поскольку данный факт должен подтверждаться письменным обращением истицы в соответствующий орган.
Представленный истицей в суде апелляционной инстанции заполненный бланк заявления, адресованный главе администрации Калининского района г.Чебоксары, о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями, от 24 апреля 2012 года судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку на самом заявлении отсутствует штамп входящей корреспонденции. При этом иных доказательств, подтверждающих направление данного заявления в районную администрацию и получение районной администрацией заявления, истицей не представлено. В связи с этим бланк заявления от 24 апреля 2012 года не отвечает требованиям относимости и допустимости доказательств, предусмотренным статьями 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, до достижения 23 лет истица Бабаева И.В. не реализовала свое право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем утратила это право.
Поскольку истица не реализовала предоставленное ей законом право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста, установленного Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Бабаевой И.В.
Доводы апелляционной жалобы о том, что, начиная с марта 2012 года, истица неоднократно обращалась в орган местного самоуправления по вопросу принятия ее на учет для получения жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако в приеме документов было отказано, повторяют правовую позицию стороны истицы, выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем эти доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. В своем решении суд оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для другой оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся
безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Бабаевой И.В. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 января 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.