Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Блиновой М.А.,
судей Юркиной И.В., Губаревой С.А.,
при секретаре Казаковой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Ширковой Л.М. к администрации Канашского района Чувашской Республики, казенному образовательному учреждению Чувашской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " ... " о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, возложении обязанности принять на учет с 22 января 1996 года,
поступившее по апелляционной жалобе истицы Ширковой Л.М. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 19 февраля 2014 года, которым постановлено:
"В иске Ширковой Л.М. к администрации Канашского района Чувашской Республики, казенному образовательному учреждению Чувашской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " ... " о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, возложении обязанности принять на такой учет с 22 января 1996 года отказать.".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения истицы Ширковой Л.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика администрации Канашского района Чувашской Республики Ковшовой В.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ширкова Л.М. обратилась в суд с иском к администрации Канашского района Чувашской Республики, казенному образовательному учреждению Чувашской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " ... " о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии на учет нуждающихся в жилых помещениях как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 22 января 1996 года, указав в обоснование заявленных требований следующее.
На основании постановления главы администрации Канашского района Чувашской Республики от 22 января 1996 года N 6/2 несовершеннолетняя ... (Ширкова) Л.М. вместе со своим братом была определена в школу-интернат. Администрации Канашского района Чувашской Республики, на которую Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложена обязанность защищать права и законные интересы граждан, находящихся под опекой или попечительством, было известно о том, что условия проживания истицы не соответствовали требованиям жилищного законодательства, так как жилая площадь дома ... , где истица ранее проживала, составляла ... кв.м., что составляло менее учетной нормы площади жилого помещения в расчете на одного человека. При определении в интернат жилое помещение за ... (Ширковой) Л.М. не закреплялось, при выпуске из интерната государство не обеспечило ее жильем по установленным нормам. Администрация Канашского района Чувашской Республики, осуществляющая функции органа опеки и попечительства, не исполнила своей обязанности по постановке истицы на учет нуждающихся в жилом помещении в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для льготного получения жилья, чем нарушила право истицы на жилище.
Истица Ширкова Л.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в представленном заявлении выразила согласие на рассмотрении дела без ее участия.
В судебном заседании представитель истицы Ширковой Л.М. - Комиссаров А.Ю. исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам и суду пояснил, что поддерживает требования в части признания незаконным бездействие администрации Канашского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии истицы на учет в качестве нуждающейся в жилье, и возложения обязанности принять Ширкову Л.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 22 января 1996 года.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Канашского района Чувашской Республики Ковшова В.А. исковые требования не признала и суду пояснила, что истица обратилась в администрацию Канашского района Чувашской Республики с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, лишь 13 ноября 2013 года, на момент обращения Ширковой Л.М. исполнилось 23 года, в связи с чем она не имеет право на государственную поддержку в виде обеспечения жильем специализированного жилого фонда.
Представитель ответчика казенного образовательного учреждения Чувашской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " ... " в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истицей Ширковой Л.М. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах
доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) и абзацу четвертому статьи 1, пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись во внеочередном порядке, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего
права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый пункта 1). Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истица на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истицу лишь при наличии доказательств её обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Ширкова (до регистрации брака - ... ) Л.М. родилась ... года. Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 10 ноября 1995 года мать истицы ... лишена родительских прав в отношении своих детей, в том числе и в отношении дочери ... Л.М.
Согласно постановлению от 22 января 1996 года N 8/2 администрация Канашского района Чувашской Республики ходатайствовала перед Министерством образования, науки и высшей школы Чувашской Республики об устройстве ... и ... Л.М. в школу-интернат, поскольку их мать ... лишена родительских прав, а отец ... Л.М. - ... приговором Канашского районного суда Чувашской Республики от ... года лишен свободы на срок ... В последующем решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 13 ноября 2002 года отец истицы ... лишен родительских прав в отношении своих детей, в том числе и в отношении дочери ... Л.М.
Из сообщения Казенного образовательного учреждения Чувашской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " ... " от 14 января 2014 года N 7 следует, что ... Л.М. являлась воспитанницей детского дома и находилась на полном государственном обеспечении с 25 января 1996 года по 1 сентября 2005 года.
Из материалов дела также следует, что истица Ширкова Л.М. зарегистрирована в доме ... , вместе с ней в данном доме зарегистрированы ...
12 апреля 2013 года истица Ширкова Л.М. обратилась в администрацию ... сельского поселения Канашского района Чувашской Республики
с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку.
Постановлением главы администрации ... сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 13 мая 2013 года N 75 Ширкова Л.М. принята в очередь на улучшение жилищных условий по программе "Молодая семья".
13 ноября 2013 года Ширкова Л.М. обратилась в администрацию Канашского района Чувашской Республики с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Решением межведомственной комиссии по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Канашского района Чувашской Республики от 25 ноября 2013 года Ширковой Л.М. отказано во включении в указанный список в связи с достижением возраста 23 лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ширковой Л.М., суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется указанной категории лиц в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет. Между тем, истица на учете нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состояла, на момент обращения с заявлением о постановке ее в указанный список ей исполнилось 23 года, а достижение 23 лет препятствует ей в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для внеочередного получения жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Доказательств того, что истица ранее до достижения 23 лет обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, в материалах дела не имеется.
Таким образом, до достижения 23 лет истица не реализовала свое право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем утратила это право. Как правильно указал суд первой инстанции, обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями носит заявительный характер, поэтому возможно лишь при условии письменного обращения таких граждан в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку истица не реализовала предоставленное ей законом право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста, установленного Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Ширковой Л.М.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не рассмотрел заявленное истицей требование о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии истицы на учет нуждающихся в жилье как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку судом первой инстанции рассмотрены все требования истицы.
Так, убеждения истицы в том, что она лишена прав на жилище по вине органа местного самоуправления, выполняющего функции органа опеки и попечительства, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как было указано выше, право состоять на учете для льготного получения жилья ограничено достижением 23-летнего возраста. Обязательства органов опеки и попечительства прекращены с достижением истицей совершеннолетия, то есть в 2006 году. На протяжении оставшихся пяти лет до достижения 23-летнего возраста истица не была лишена возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в орган местного самоуправления по вопросу постановки ее на учет для получения жилья, однако данного права она не реализовала. Кроме того, законом не предусмотрена обязанность органов опеки и попечительства подавать заявления о постанове на учет для получения жилого помещения вне очереди указанной категории граждан. Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исходя из положений пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истица имеет право на обеспечение жилым помещением, судебная коллегия признает несостоятельными.
Действительно, пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, как указано выше, в силу норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в том случае, если такое право было реализовано путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья до достижения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста.
В рассматриваемой ситуации истица, как это установлено материалами дела, обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о принятии ее на учет для обеспечения жильем как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только в ноябре 2013 года в возрасте 25 лет, ранее с таким заявлением она не обращалась, а потому не состояла на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Ширковой Л.М. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 19 февраля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.