Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Макоева А.А.
судей - Жернового Е.И. и Шомахова Р.Х.
при секретаре - Геттуеве А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Занибеков М.А. к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике и Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконными действий, включении в состав семьи ребенка, постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты
по апелляционной жалобе Занибекова М.А. на решение Нальчикского городского суда КБР от 26 февраля 2014 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения Занибекова М.А. и представителя истца по доверенности Жилину С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя МВД РФ и МВД по КБР по доверенности Сокурову М.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
УСТАНОВИЛА:
Занибеков М.А. обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконными действия ответчиков по отказу во включении в состав его семьи ребенка - дочери Камилы, 01 августа2013 года рождения, и по отказу в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты. Возложить на ответчиков обязанность включить в состав его семьи его дочь Камилу и поставить его на учет на получение единовременной социальной выплаты.
В обоснование иска он указал, что решением суда от 21.02.2012г. на МВД по КБР возложена обязанность по предоставлению ему квартиры на состав семьи из 2-х человек. 13 марта 2012 года у него родился сын. Решением суда от 24.09.2012г. он был включен в состав его семьи, с возложением на МВД по КБР обязанности по предоставлению его семье квартиры на состав семьи из 3-х человек. Решение суда вступило в законную силу, однако до настоящего времени квартира ему не предоставлена. В настоящее время у него родилась дочь. В связи с этим, он обратился в МВД по КБР с заявлением о включении ее в состав семьи и предоставлении единовременной социальной выплаты, в чем ему было отказано письмом от 12.12.2013г.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Сокурова М.М. иск не признала и просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 26 февраля2014г. постановлено:
Признать незаконным отказ Министерства внутренних дел по КБР по включению ФИО1, 01 августа 2013 года рождения в состав семьи Занибеков М.А. и предоставлении жилья на состав семьи 4 человека.
Обязать Министерство внутренних дел по КБР включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в состав семьи при предоставлении жилья и предоставить Занибеков М.А. жилое помещение на состав семьи 4 человека из расчета 18 кв.м. общей площади на одного человека, всего 72 кв.м.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Не согласившись с решением Нальчикского городского суда КБР Занибеков М.А. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение Нальчикского горсуда от 26.02.2014г. в части отказа ему в иске о признании действий ответчиков по отказу в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты незаконными, и возложении на ответчиков обязанности поставить Занибекова М.А. с составом семьи 4 человека на учет для получения единовременной выплаты из расчета 90 кв.м. в соответствии со ст.4 Закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ" отменить, и вынести новое решение, удовлетворив требования в этой части.
В апелляционной жалобе указанно, что причиной отказа истцу в части иска стало то обстоятельство, что он не был принят на учет до 01.03.2005г. в качестве лица имеющего право на получение единовременной социальной выплаты в период службы.
Данный довод суда не соответствует норме Закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ". Суд руководствовался ст. 6 Закона, предусматривающей порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. Тогда как истец ссылается на ст.4 Закона, согласно которой сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
В п.6 ст.4 Закона указано, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Имеется вступившее в законную силу решение суда от 21.02.2012г., которым истец признан нуждающимся в связи с заключением контрактов с 2003г-2005г. т.е. признан нуждающимся в период службы.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2011г. N1223 и ст.4 ФЗ от 19.07.2011г. N247-ФЗ не содержат ссылки на необходимость постановки на учет до 01.03.2005г. при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Это условие касается предоставления жилья по условиям социального найма (ст.6 Закона), что не одно и то же.
Истец имеет право на получение единовременной социальной выплаты по ст.4 Закона, поскольку имеет стаж более 10 лет и был уволен с выходом на пенсию в связи с повреждением здоровья полученного в период прохождения службы.
Суд не учел всех указанных обстоятельств и неверно применил нормы материального права.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со статьи 44 Закона "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата). Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (части 1 и 5 статьи 4).
В соответствии с частью 6 статьи 4 Закона N 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В силу пункта 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223, принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
В соответствии с пунктом 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
При этом, названным пунктом Правил определено, что к заявлению должны быть приложены соответствующие документы.
Таким образом, только сотрудники уволенные со службы в органах внутренних дел поставленные на учет для получения единой социальной выплаты в период прохождения службы в ОВД и вставшие на учет до 01.03.2005 г. в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, пользуются правом на получение единовременной социальной выплаты.
Занибеков М.А. к категории таких лиц не относится.
Действительно, истец имеет стаж службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 17 лет 1 месяц и 19 дней. Уволен из органов внутренних дел с правом на пенсию приказом МВД России по КБР от 10.02.2010 г.
Достоверных доказательств того, что до увольнения со службы Занибеков М.А. представил все необходимые для решения данного вопроса документы и был поставлен на учет, суду не предоставлено.
Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 г., предусматривает постановку на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, только по месту жительства органами местного самоуправления, если законодательством не предусмотрено иное. В связи с этим с 1 марта 2005 г. в МВД по КБР постановка граждан на жилищный учет прекращена.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - работники и пенсионеры, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел, сохраняют право состоять на данном учете до решения вопроса улучшения жилищных условий, в связи с чем МВД решает жилищные проблемы только тех работников и пенсионеров, которые встали на жилищный учет в МВД по КБР до 1 марта 2005 года.
Обращаясь в суд с требованием о признании незаконным отказа, истец ссылался на положения Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу статьи 21 ФЗ настоящий Федеральный закон вступил в силу с 01 января 2012 года.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Учитывая, что Федеральный закон 247-ФЗ не содержит прямого указания на распространение его положений на отношения, возникшие до введения в действие, действие указанного закона распространяется на отношения, возникшие после вступления его в силу.
Таким образом, положения Федерального закона по отношению к заявителю, уволенному из органов внутренних дел с 10.02.2010 г. не применимы, а применимы только к тем сотрудникам, который были приняты на учет в качестве нуждающихся до увольнения из органов внутренних дел.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 26 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Занибекова М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Макоев
Судьи Е.И. Жерновой
Р.Х. Шомахов
Копия верна: Е.И. Жерновой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.