Судья Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики Кудрявцева Ж.В.
при секретаре Бликанове А.В.
с участием: представителя Отхман Аял - Карданова М.А., действующего на основании нотариально удостоверенной 17 марта 2014 года доверенности "данные изъяты", выданной сроком на три года;
инспектора ФМС составившего протокол об административном правонарушении Толгурова Т.Х.;
представителей Управления Федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике Дзуева Б.Г., действующего на основании доверенности от 19 марта 2014 года N "данные изъяты", и Дидановой И.Р., представившей доверенность от 10 апреля 2014 года N "данные изъяты",
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Сирийской Арабской Республики Отхман Аял по жалобе Карданова М.А., представляющего интересы Отхман Аял по нотариально удостоверенной 17 марта 2014 года доверенности "данные изъяты", выданной сроком на три года, на постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 марта 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Нальчикского городского суда от 19 марта 2014 года гражданин Сирии Отхман Аял признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ - в том, что в нарушение режима пребывания иностранных граждан находился на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации (паспорт, виза, миграционная карта).
Административное наказание Отхман Аял назначено в виде штрафа в размере "данные изъяты" с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
От отбывания наказания в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" Отхман Аял освобожден в связи с уплатой по предыдущему постановлению судьи, которое было отменено с направлением дела на новое рассмотрение.
В поступившей в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики жалобе ставится вопрос о признании выдворения Отхман Аял за пределы Российской Федерации незаконным, отмене постановления судьи Нальчикского городского суда и прекращении производства по делу.
В жалобе указано, что на территории Сирии идет война и возвратиться туда он не может без опасения за свою жизнь.
В жалобе указано, что суд при назначении административного наказания не учел положения статьи 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьи 7 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также информационное письмо Федеральной службы судебных приставов от 30 августа 2013 года о том, что в связи с проведением на территории Сирии военных действий въезд в указанное государство закрыт, и то обстоятельство, что срок пребывания на территории РФ Отхман Аял продлен до сентября 2014 года.
Извещенный о месте и времени судебного разбирательства Отхман Аял в суд не явился, представив заявление о том, что он просит рассмотреть дело без его участия и что защищать свои интересы он доверяет Карданову М.А., в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Отхман Аял - Карданов М.А. жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней, и пояснил, что действие паспорта Отхман Аял продлено, в подтверждение чего представил копию паспорта гражданина Сирии Отхман Аял.
Инспектор ФМС Толгуров Т.Х. подтвердил, что при проверке соблюдения миграционного законодательства у Отхман Аял документы, подтверждающие его право на проживание в России отсутствовали, но пояснить, чем он занимался в г. Нальчике, обучался ли в образовательном учреждении, не мог.
Представитель УФМС Дзуев Б.Г., полагая постановление судьи Нальчикского городского суда законным и обоснованным, пояснил, что на момент проверки соблюдения миграционного законодательства у Отхман Аял отсутствовали документы, подтверждающие его право находиться на территории Российской Федерации, и в настоящее время у него отсутствуют виза, дубликат миграционной карты, за получением которых в органы миграционной службы он не обращался. В подтверждение своих доводов Дзуев Б.Г. представил сообщение начальника ОВиРИГ "данные изъяты" о том, что гражданин Сирии Отхман Аял въехал на территорию Российской Федерации 22 января 2011 года на основании деловой визы и был зарегистрирован на 90 дней в г. Нальчике. В дальнейшем виза Отхман Аял не продлевалась и за продлением визы он не обращался.
Представители ФМС Диданова И.Р. и Толгуров Т.Х. доводы Дзуева Б.Г. поддержали.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, нахожу жалобу представителя Отхман Аял подлежащей удовлетворению частично по следующим основаниям.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин должен иметь действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации. Образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, указанный в абзаце первом настоящего пункта, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления (пункт 7 статьи ФЗ N 115).
Из сообщения проректора Кабардино-Балкарского Государственного аграрного университета следует, что Отхман Аял был восстановлен в число студентов 4 курса специальности "Механизация сельского хозяйства" по заочной форме обучения с 13 октября 2010 года, а приказом от 25 июня 2013 года отчислен с 6 курса за нарушение условий договора (л.д.47- 49). Сведения о том, что образовательное учреждение уведомило органы миграционной службы и Отхман Аял об отчислении с 6 курса в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 10 февраля 2014 года инспектором ОИК Управления Федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской ФИО1 составлен протокол "данные изъяты" об административном правонарушении, согласно которому 10 февраля 2014 года в 12 часов 30 минут при проверке соблюдения миграционного законодательства в квартире "данные изъяты" был выявлен гражданин Сирийской Арабской Республики Отхман Аял, 1988 года рождения, который нарушил режим пребывания в Российской Федерации, а именно, в нарушение предусмотренных Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ правил не имел документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации ( паспорт, виза, миграционная карта). В объяснении к протоколу об административном правонарушении Отхман Аял, заявивший, что русским языком владеет, в переводчике не нуждается, пояснил, что срок действия его паспорта закончился 6 августа 2013 года, новый паспорт сделать не успел (л.д.3).
По данным Федеральной миграционной службы России Отхман Аял с 2006 года неоднократно пребывал на территории Российской Федерации, имея миграционную карту и указывая цель пребывания - учеба. В сентябре 2011 года ему было выдано разрешение на временное проживание "данные изъяты" на период с 9 сентября 2011 года по сентябрь 2014 года. Цель въезда на территорию Российской Федерации - деловая.
Ранее Отхман Аял пояснял суду, что сначала обучался в Кабардино-Балкарском Университете, а затем перешел в Сельскохозяйственную академию, где продолжает обучаться по заочной форме обучения, что ранее он обращался в ФМС с просьбой о предоставлении временного убежища, но официального ответа не получил.
В материалах дела имеется копия заявления Отхман Аял в миграционную службу, датированное 20 февраля 2014 года, о предоставлении ему временного убежища, в котором он указал, что вынужден обратиться с заявлением по почте, так как ему отказывают в принятии такого заявления (л.д.50). 26 февраля 2014 года ему дан ответ о том, что он имеет разрешение на проживание на территории Российской Федерации сроком до 9 сентября 2014 года и это является основанием для отказа в рассмотрении ходатайства о признании беженцем в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах" (л.д.44).
Факт совершения Отхман Аял административного правонарушения установлен материалами дела и не отрицается в жалобах. Наказание назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Однако, при решении вопроса о назначении Отхман Аял, в отношении которого характеризующие его данные в материалах дела отсутствуют, административного наказания, не были учтены следующие обстоятельства.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда РФ от 19 марта 2003г. N 3-П; от 13 марта 2008г.: от 27 мая 2008г. N 8-П; от 13июля 2010 г. N 15-П; от 17 января 2013г. N 1-П и др.).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 23.1 Постановления от 24 марта 2005 года N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
В соответствии со статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года, лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в толковании Европейского Суда по правам человека, к бесчеловечному обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения или наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания. Унижающим достоинство обращением или наказанием признается, в частности, такое обращение или наказание, которое вызвает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашиваемом государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.
Рассматривая вопрос о возвращении в Сирийскую Арабскую Республику, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев по вопросу возвращения в Сирийскую Арабскую Республику настоятельно рекомендовало странам ввести мораторий на все возвращения в Сирию до тех пор, пока не будет дано заключение о том, что вследствие стабилизировавшейся обстановки, безопасное и достойное возвращение людей в Сирию возможно.
Несмотря на то, что возможность назначения административного наказания без выдворения за пределы Российской Федерации за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, санкцией данной статьи не предусмотрена, но учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие такого смягчающего обстоятельства, как раскаяние лица, привлекаемого к административной ответственности, с учетом сообщения Федеральной службы судебных приставов о том, что в связи с проведением на территории Сирии военных действий въезд в указанное государство закрыт, выдворение Отхман Аял в государство, гражданином которого он является, не соответствует статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в толковании Европейского суда по правам человека и позиции Верховного комиссара ООН по делам беженцев, и с учетом всех обстоятельств дела нахожу возможным изменить обжалуемое постановление судьи Нальчикского городского суда, исключив из него указание на назначение Отхман Аял административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Сирийской Арабской Республики Отхман Аял изменить: исключить указание на назначение Отхман Аял административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Кабардино-Балкарской Республики Ж.В. Кудрявцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.