Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Хапачевой Р.А.,
судей: Козырь Е.Н. и Муращенко М.Д.,
при секретаре: Пханаевой О.Д.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея на решение Теучежского районного суда от 11 декабря 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Бондаренко Т.Н. удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ -5 УФСИН России по Республика Адыгея от 11 мая 2012 года (Протокол N4) о снятии Бондаренко Т.Н. с жилищного учета в ФКУ /-5 УФСИН России по Республика Адыгея.
Обязать ФКУ ЛПУ-5 УФСИН России по Республика Адыгея восстановить Бондаренко Татьяну Николаевну в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилищном учёте) ФКУ ЛПУ-5 УФСИН России по Республики Адыгея с момента снятия с учета, то есть с 11 мая 2012 года. Считать Бондаренко Т.Н. состоящей в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилищном учёте) ФКУ ЛПУ- 5 ФСИН России по Республике Адыгея с первоначальной постановки, то есть 07 июня 2001 года.
Признать незаконным действия Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Адыгея по не включению Бондаренко Т.Н. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года" по УФСИН России по Республике Адыгея.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России Республике Адыгея включить Бондаренко Т.Н. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года" по УФСИН России по Республике Адыгея.
Заслушав доклад судьи Хапачевой Р.А., объяснения представителя ФКУ КП -4 УФСИН России по Республики Адыгея по доверенности Цей Н.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителей истца Бондаренко Т.Н. по доверенностям Грабо Е.А. и Малышевой И.В., считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бондаренко Т.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Адыгея и к ФКУ ЛПУ N5 УФСИН России по Республике Адыгея о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛПУ-5 УФСИН России по Республика Адыгея от 11 мая 2012 года (Протокол N4) о снятии её с жилищного учета в ФКУ ЛПУ-5 УФСИН России по Республика Адыгея, о возложении обязанности на ФКУ ЛПУ-5 УФСИН России по Республика Адыгея восстановить её в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилищном учёте) ФКУ ЛПУ-5 УФСИН России по Республика Адыгея с момента снятия с учета, то есть с 11 мая 2012 года, считать её, состоящей в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилищном учёте) ФКУ ЛПУ-5 УФСИН России по Республика Адыгея с первоначальной постановки, то есть с 07 июня 2001 года, о признании незаконным действия Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Адыгея по не включению её в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года" по УФСИН России по Республике Адыгея, и возложении обязанности на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Адыгея включить её в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" по УФСИН [России по Республике Адыгея, о признании членами её семьи зятя Чернышенко К.Ю. 14 июля 1987 года рождения и внучку Чернышенко Д.К. 24 апреля 2011 года рождения. В обоснование указал, что она с 03 октября 1994 года по 19 апреля 1995 года работала в Учреждении УО 68/6 Главного Управления Исполнения наказаний УПО РФ по Республике Адыгея, а с 19 апреля 1995 года по 26 декабря 2011года проходила службу ФКУ ЛПУ N5 УФСИН России по Республике Адыгея.
24 июня 2001 года во исполнение Приказа N39 от 01 июня 2001 года состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛПУ N5 УФСИН России по Республике Адыгея, на рассмотрение которой были поставлены вопросы о составлении списков сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом состоящих ранее на учете в УО-68/6 и с учетом принятых на учет сотрудников.
Протоколом N1 заседания жилищно-бытовой комиссии МЮ РФ УИН по РА ЛПУ N5 от 24 июня 2001 её приняли на учет по улучшению жилищных условий и включили в список сотрудников ЛПУ-5 принятых на учет по улучшению жилищных условий.
На протяжении всего срока службы вопросов о правомерности постановки её на учет по улучшению жилищных условий не возникало, по мере необходимости ею предоставлялись все необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В июне 2008 года при перерегистрации сотрудников ЛПУ-N5, состоящих на жилищном учете с проверкой факта нуждаемости в улучшении жилищных условий и наличия в учетных делах необходимых документов, подтверждающих обоснованность постановки на учет, правомерность постановки её на учет рассматривалась жилищно-бытовой комиссией ФБУ ЛПУ-5 УФСИН России по Республике Адыгея. Вышеуказанная комиссия единогласным голосованием подтвердила правомерность постановки её на жилищный учет и постановила "считать нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом поступивших документов следующих сотрудников ЛПУ-5, включая Бондаренко Т.Н. - 07.06.2001г. - 6 человек", что отражено в Протоколе N1 от 25 июня 2008 года.
Бондаренко Т.В. обратилась 12 ноября 2010 года к руководству ЛПУ-5 с рапортом об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-015 года" по УФСИН России по Республике Адыгея. Однако её вышеуказанный рапорт жилищно-бытовой комиссией ЛПУ-5 не рассматривался, решение по нему не принималось. 27 июня 2011 года она вынуждена была повторно обратиться с рапортом об участии в вышеуказанной подпрограмме с составом семьи 5 человек.
11 июля 2011 года на заседании жилищно-бытовой комиссии ЛПУ-5 было решено включить ее в состав участников подпрограммы "Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года" по УФСИН России по Республике Адыгея составом семьи 4 человека, что нашло отражение в протоколе N4 от 11 июля 2011 года.
Однако, в соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Адыгея от 27 июля 2011 года N9, принято решение об отказе ей во включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года" по УФСИН " России по Республике Адыгея как неправомерно поставленной на учет и рекомендовано жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛПУ-5 рассмотреть вопрос о снятии ее с жилищного учета, как неправомерно поставленной на учет.
Решением жилищно-бытовой комиссии ЛПУ-5 от 23 октября 2011 года 5, при рассмотрении вопроса о снятии её с жилищного учета, наоборот принято решение об оставлении её на жилищном учете.
Бондаренко Т.Н. 10 января 2012 года обратилась с заявлением в УФСИН России по Республики Адыгея о включении ее в состав участников подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года" по УФСИН России по Республике Адыгея. Заявление было рассмотрено на заседании Жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Адыгея 12 января 2012 года и согласно протоколу N2 комиссия постановила: " ... Жилищно-бытовой комиссии повторно рассмотреть вопрос Бондаренко Т.Н. о включении состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года" по УФСИН России по Республике Адыгея с учетом решения протокола N9 от 27 июля 2011 года, учесть замечания по составу семьи".
Между тем, вместо того, чтобы повторно рассмотреть вопрос об участии ее вышеуказанной подпрограмме жилищно-бытовая комиссия ФКУ ЛПУ-5 11 я 2012 года вынесла на рассмотрение вопрос о снятии ее с жилищного учета протоколом N4 постановила снять её с жилищного учета "как неправомерно поставленную на учет". При этом основанием для снятия с учета указали, что нарушение п.7 постановления Правительства Республики Адыгея от 18 июня 1992 N125 "О правилах учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений" постановка на учет осуществлена на основании Решения Краснодарского краевого Совета родных депутатов от 26 декабря 1984 года N734 (протокол от 24 июня 2001 цаN1)".
О принятом решении о снятии её с жилищного учета ее никто не уведомил, копию протокола N4 заседания жилищно-бытовая комиссия ФКУ 1У-5 от 11 мая 2012 года в предусмотренный законом срок ей не вручили. О том, что ее сняли с жилищного учета ей стало известно лишь после её письменного обращения от 04 марта 2013 года по вопросу о включении её в число участников подпрограммы "Жилище ... " в Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Адыгея. Так в письме начальника УФСИН России по Республике Адыгея Заева Ю.Ю. от 02 апреля 2013 года было указано, что её сняли с жилищного учета решением заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛПУ-5 от 11 мая 12 года. Считает, что действия жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛПУ-5 УФСИН России по РА по снятию Бондаренко Т.Н. с жилищного учета незаконными, а также действия жилищно - бытовой комиссии ФКУ ЛПУ-5 УФСИН России по РА по не включению ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года" по УФСИН России по Республики Адыгея.
В судебном заседании представители истицы Бонтаренко Т.Н. по доверенностям Грабо Е.А. и Малышева И.В. поддержали требования своего доверителя в полном объеме.
Представитель ответчика Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по РА Цей Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ФКУ ЛПУ-5 УФСИН России по Ра по доверенности Хуако А.А. просил в удовлетворении Бондаренко Т.Н. отказать в полном объеме.
Суд принял изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Адыгея просит отменить решение суда в полном объеме и принять по делу новое решение, которым в заявленных требованиях Бондаренко Т.Н. отказать в полном объеме за необоснованностью. В обоснование указывает, что Бондаренко Т.Н. не состоит в списке очередников на получение жилых помещений в федеральном органе исполнительной власти, то есть согласно ст. 19 Правил она не состояла на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы, в связи с чем не представилось возможным включение ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств ... " федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
В возражениях на апелляционную жалобу представители по доверенностям Грабо Е.А. и Малышева И.В. просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования Бондаренко Т.Н., суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконном ее снятия с жилищного учета ФКУ ЛПУ N5 УФСИН России по РА и незаконности отказа Бондаренко Т.Н. УФСИН России по РА во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г." по УФСИН России по РА.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что истица Бондаренко Т.Н. с 03 октября 1994 года по 19 апреля 1995 года работала в Учреждении У О 68/6 Главного Управления Исполнения наказаний МЮ РФ по Республике Адыгея, а с 19 апреля 1995 года по 26 декабря 2011 года проходила службу ФКУ ЛПУ N5 УФСИН России по Республике Адыгея.
В соответствии с приказом N39 от 01 июня 2001 года о создании самостоятельного учреждения ЛПУ-5, состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛПУ N5 УФСИН России по Республике Адыгея 24 июня 2001 года, на котором рассмотрены вопросы составления списка сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом состоящих ранее на учете в УО-68/6 и с учетом принятых на учет сотрудников согласно поданным заявлениям.
В июне 2008 года при перерегистрации сотрудников ЛПУ-N5, состоящих на жилищном учете с проверкой факта нуждаемости в улучшении жилищных условий и наличия в учетных делах необходимых документов, подтверждающих обоснованность постановки на учет, правомерность постановки Бондаренко Т.Н. на учет рассматривалась жилищно-бытовой комиссией ФБУ ЛПУ-5 УФСИН России по РА
Вышеуказанная комиссия единогласным голосованием подтвердила правомерность постановки её на жилищный учет и постановила "считать нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом поступивших документов следующих сотрудников ЛПУ-5: ... Бондаренко Т.Н. - 6 человек", что отражено в Протоколе N 1 от 25 июня 2008 года.
Бондаренко Т.Н. 12 ноября 2010 года обратилась к руководству ЛПУ-5 с рапортом об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-. 15 года" по УФСИН России по Республике Адыгея.
11 июля 2011 года на заседании жилищно-бытовой комиссии ЛПУ-5 было решено включить Бондаренко в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года" по УФСИН России по Республике Адыгея и указан состав семьи 4 человека.
Жилищно-бытовая комиссия УФСИН России по РА от 27 июля 2011 г. отказала Бондаренко Т.Н. во включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорией граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г. по УСИН России по РА в связи с тем, что она была поставлена на учет на основании Решения Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 26.12.1984 г. N734, вместо Постановления Правительства РА от 18.06.1992 г. N125 "О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений", и рекомендовано было жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛПУ-5 рассмотреть вопрос о снятии с жилищного учета, как неправомерно поставленную на учет.
Решением жилищно-бытовой комиссии ЛПУ -5 от 23.10.2011 г. было принято решение об оставлении Бондаренко Т.Н. на жилищном учете.
10.01.2012г. она обратилась с заявлением в УФСИН России по РА о включении ее в состав участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорией граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г. по УСИН России по РА.
Согласно протоколу N2 комиссия постановила " ... Жилищно-бытовой комиссии повторно рассмотреть вопрос Бондаренко Т.Н. о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года" по УФСИН России по Республике Адыгея с учетом решения протокола N9 от 27 июля 2011 года, учесть замечания по составу семьи".
Между тем, вместо того, чтобы повторно рассмотреть вопрос об участии ее в вышеуказанной подпрограмме жилищно-бытовая комиссия ФКУ ЛПУ-5 11 мая 2012 года вынесла о снятии её с жилищного учета, о чем Бондаренко Т. Н. никто не уведомил, копию протокола N4 заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ 1ПУ-5 от 11 мая 2012 года в предусмотренный законом срок ей не вручили
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛПУ N5 УФСИН России по Республике Адыгея по снятию Бондаренко Т.Н. от 11 мая 2012 года с жилищного учета является незаконным.
Судебная коллегия считает, что действия жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по РА по не включению Бондаренко Т.Н. в состав участников подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года" по УФСИН России по Республике Адыгея, также являются незаконными по мотивам, подробно изложенным в решении суда первой инстанции.
Согласно действующему законодательству, обязанность проверить обоснованность постановки на учет Бондаренко Т.Н., как нуждающейся в улучшении жилищных условий, лежит на ответчике.
В 2001 году, при постановке Бондаренко Т.Н. на учет, все необходимые документы ею были предоставлены в жилищно-бытовую комиссию. 07 июня 2001 года истица была поставлена на учет. Вины Бондаренко Т.Н. в том, что в обоснование постановки ее на учет жилищно-бытовая комиссия ФКУ ЛПУ N5 УФСИН России по Республике Адыгея в 2001 году указала на оснований "Решения N734 депутатов от 26 декабря 1984 года", а не иное, нет. Повлиять на правильность написания протокола она не могла, ответственность за правильность написания протокола должен нести ответчик.
Согласно п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета, в том числе в случае выявления в предоставленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В протоколе N4 жилищно-бытовой комиссия ФКУ ЛПУ-5 от 11 мая 2012 года не содержится сведений о том, что предоставленные Бондаренко Т.Н. документы, послужившие основанием для постановки ее на жилищный учет, не соответствуют действительности и в связи с чем, не дают ей право состоять на таком учете. Все предоставленные ею документы достоверны и давали ей правовые основания постановки на жилищный учет.
Кроме того, в протоколе жилищно-бытовой комиссия ФКУ ЛПУ-5 N4 от 11 мая 2012 года не содержаться сведения о наличии неправомерных действий должностных лиц, органа, осуществлявшего принятия Бондаренко Т.Н. на жилищный учет.
Следовательно, вышеуказанный, протокол не содержит основания для снятия с учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ,
Более того, решения о снятии с учета граждан, должны быть приняты органом, на основании решений которого граждане приняты на учет, не позднее чем в 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся снованием принятия таких решений, и не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения. Однако, ответчиком вышеуказанные требования Жилищного кодекса РФ были нарушены, поскольку со дня выявления обстоятельства правомерности остановки её на жилищный учет, то есть с 27 июля 2011 года, до фактического снятия её с жилищного учета, то есть до 11 мая 2012 года, прошло более 9 месяцев, что является нарушением Жилищного кодекса РФ, чем было нарушено ее право на жилище.
Таким образом, судебная коллегия считает, что действия ответчиков являются незаконными, поскольку при снятии Бондаренко Т.Н. с жилищного учета они не учли, что в течение 11 лет ими признавалось ее право состоять на жилищном учете. Об этом свидетельствуют неоднократно проведенные проверки по обоснованности постановки её на учет, в том числе и проверка, проведенная 23 октября 2011 года, когда на заседании жилищно-бытовой комиссии ЛПУ-5 от 23 октября 2011 года было принято решение об оставлении её на жилищном учете, как правомерно поставленную на учет и нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, судом постановлено решение при правильном применении и толковании норм материального права, которые в решении приведены. Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением, субъективному толкованию норм материального права, направлены на переоценку исследованных в суде доказательств, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в постановленном решении им дана надлежащая правовая оценка, выводов суда они не опровергают, а, следовательно, не могут повлечь в соответствии с ст. 330 ГПК РФ отмену состоявшегося решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Теучежского районного суда от 11 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Хапачева Р.А.,
Судьи: Козырь Е.Н. и Муращенко М.Д.
Копия верна:
судья Верховного Суда
Республики Адыгея Р.А. Хапачева
Председательствующий Р.А. Хапачева
Судьи: Е.Н. Козырь
М.Д. Муращенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.