Верховного Суда Республики Алтай в составе:
Председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А.,
судей - Шинжиной С.А., Имансакиповой А.О.,
при секретаре - Володиной Е.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социального развития Республики Алтай А.Г.Н. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 20 февраля 2014 года, которым
исковые требования К.Т.А. к Министерству труда и социального развития Республики Алтай удовлетворены.
На Министерство труда и социального развития Республики Алтай возложена обязанность включить К.Т.А., "дата" рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.Т.А. в лице представителя по доверенности М.А.А. обратилась в суд исковыми требованиям к Министерству труда и социального развития Республики Алтай о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заявленные требования мотивированы тем, что К.Т.А. "дата" рождения, с 13 лет является сиротой, поскольку отец и мать умерли. В период с "дата" по "дата" воспитывалась в детских домах. В период "дата" по "дата" работала дояркой в "адрес" Истец не имеет закрепленного жилья. В период обучения обращалась в администрацию по вопросу постановки на очередь для получения жилья, но поскольку в период обучения была обеспечена жильем, действий по постановке на учет не совершала. В настоящее время истец проживает в г. "адрес", обращалась с заявлением о постановке на учет льготной категории граждан из числа детей сирот к ответчику, однако, получила отказ в связи с достижением на момент обращения возраста 23 лет, который считает незаконным.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель Министерства труда и социального развития Республики Алтай А.Г.Н. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда основаны на неверном толковании закона. По смыслу законодательства, регулирующего спорные правоотношения, только до достижения 23 лет дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации, так как после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной категории лиц, названных в ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Поскольку на момент обращения К.Т.А. к ответчику о постановке ее на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении исполнилось 34 года, основания для предоставления заявителю специализированного жилого помещения отсутствуют.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства труда и социального развития Республики Алтай Т.Л.В. поддержавшую жалобу, представителя БУ РА "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска" - И.А.В. полагавшую решение суда подлежащим отмене, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, К.Т.А. "дата" года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Поскольку родители К.Т.А. умерли до достижения ею восемнадцатилетнего возраста: отец К.А.П. - "дата", мать М.З.И. - "дата".
В период с "дата" года по "дата" К.Т.А. воспитывалась в Бийском детском доме N N, и находилась на полном государственном обеспечении. Выбыла для дальнейшего обучения в Барнаульский детский дом при ПУ N N
Судом апелляционной инстанции установлено, что постановлением председателя поселкового Совета народных депутатов от "дата" за несовершеннолетней К.Т.А. было закреплено жилое помещение по адресу: "адрес" Впоследствии закрепленное за истцом жилое помещение пришло в непригодное состояние и передано под снос вследствие аварийности.
Согласно сведениям ОФМС России по Республике Алтай, истица зарегистрирована на территории Республики Алтай с "дата", ранее проживала в ином субъекте Российской Федерации - "адрес"
По месту проживания: "адрес", К.Т.А. до "дата" состояла на учете по улучшению жилищных условий по федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" в качестве молодой семьи, была снята в связи с выбытием на новое место жительство.
В настоящее время К.Т.А. не имеет жилья в собственности или в пользовании на условиях социального найма, а также закрепленного жилого помещения. Зарегистрирована по адресу: "адрес"
С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями истица обратилась "дата", в возрасте 34 года. Однако, Решением Министерства труда и социального развития Республики Алтай, К.Т.А. отказано во включении в указанный список по причине превышения на момент обращения заявителя возраста 23 года.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ввиду того, что истец относится к категории детей-сирот, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, в собственности иного жилья не имеет, зарегистрирована по месту жительства, нанимателем жилого помещения не является, на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не состоит.
Апелляционная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку при вынесении решения нарушены нормы материального права.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанными в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 01.01.2013, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Применительно к данному делу истица должна была представить суду доказательства того, что она была постановлена на учет для предоставления жилья как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или обращалась за постановкой на учет в период, когда она относилась к указанной категории лиц.
Между тем, таких доказательств в материалах не имеется.
Отсутствуют и доказательства уважительности причин пропуска К.Т.А. установленного законом срока для обращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением.
Судом апелляционной инстанции предпринимались меры к получение вышеназванных доказательств, однако, доказательств не было добыто.
То обстоятельство, что до достижения 23 летнего возраста за К.Т.А. было закреплено жилое помещение, которое впоследствии явилось непригодным для проживания, в данном случае не свидетельствует об уважительности причин пропуска такого срока.
Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со
стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Таким образом, поскольку до достижения 23 лет истица не обращалась в уполномоченный орган с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была постановлена до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, и на момент обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не относилась к числу лиц вышеуказанной категории в связи с достижением 23-летнего возраста, оснований для включения ее в список детей-сирот на получение жилья не имеется.
Достижение 23-летнего возраста лицами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обратившимися за постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Ссылки представителя истца о том, что в соответствии с действующим законодательством право на обеспечение жильем сохраняется за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до фактического обеспечения жилым помещением, независимо от того, обращались они или нет с соответствующим заявлением до достижения 23 лет, основаны на неправильном толковании закона.
При изложенных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Ким Т.А. в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 20 февраля 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К.Т.А. к Министерству труда и социального развития Республики Алтай о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отказать.
Председательствующий Е.А. Кокшарова
Судьи А.О. Имансакипова
С.А. Шинжина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.