Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РБ в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей: Мугиновой Р.Х.,
Хамидуллиной Э.М.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе М.О.Д. на решение Янаульского районного суда Республики Башкортостан от "дата", которым постановлено:
в иске М.О.Д. к Администрации муниципального района Янаульский район РБ, об оспаривании действия должностного лица, и обязать восстановить ей статус сироты, нуждающейся в жилом помещении и отменить постановление главы администрации муниципального района Янаульский район от "дата" о снятии ее с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.О.Д. обратилась в суд с заявлением к администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан об оспаривании действия должностного лица, и обязать восстановить ей статус сироты, нуждающейся в жилом помещении и отменить постановление главы администрации муниципального района Янаульский район от "дата" о снятии ее с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Свои требования М.О.Д. мотивировала тем, что на основании постановления главы администрации "N" от "дата" "О постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении М.О.Д.", она была принята на учет в органе опеки и попечительства администрации муниципального района Янаульский район РБ в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако в ходе рассмотрения гражданского дела по её иску к ответчику об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на "данные изъяты" лет, представитель администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан представил в суде постановление главы администрации "N" от "дата" в соответствии с которым она была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях по программе "Обеспечения жильем детей-сирот, категории "Ребенок, оставшийся без попечения родителей". Поскольку она в соответствии с решением исполнительного комитета Янаульского районного Совета народных депутатов БАССР от "дата" "N" состояла на учете в органе местного самоуправления как сирота и над ней была учреждена опека с назначением опекуна, а отдел народного образования и исполком Сандугачевского сельского Совета народных депутатов, обязали осуществлять контроль за содержанием и воспитанием несовершеннолетних и оказывать опекуну необходимую помощь, орган местного самоуправления обязан был обеспечить ее жилым помещением по достижении ей 18 лет, своевременно, приняв на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом орган местного самоуправления должен был своевременно поставить ее на учет, нуждающихся в жилье и обеспечить им. Ответчик надлежащим образом не сообщил о том, что ее сняли с учета нуждающихся в жилье и по каким причинам.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе М.О.Д. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным указывая, что орган местного самоуправления в силу административно-правового акта должен был своевременно поставить несовершеннолетнюю сироту М.О.Д. еще в "дата" на учет нуждающихся в жилом помещении и обеспечить жильем. Вывод суда о том, что ее сняли с учета нуждающихся в жилом помещении, так как ей более "данные изъяты" лет, не соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела. Она не имеет своего жилья, проживает в нанимаемом жилом помещении.
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела, не явка которых, в силу ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, выслушав М.О.Д., её представителя К.Д.В., действующего на основании доверенности "N" от "дата", обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявления М.О.Д. суд исходил из того, что она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании постановления главы администрации "N" от "дата" в "данные изъяты" года, тогда как право на льготное обеспечение жилым помещением имеют дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения ими 23 лет и ранее не обеспечивавшихся жильем. До указанного возраста на учете она не состояла. На основании решения заседания общественной комиссии по жилищным вопросам "N" от "дата" была снята с данного учета по п. 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 56 ЖК РФ.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с материалами дела и законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, исходя из положений ч. 3, ч. 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, ранее был регламентирован постановлением Правительства Республики Башкортостан N 200 от 20 июля 2007 года "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан N 441 от 02 декабря 2011 года), согласно пункту 1 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В настоящее время данное постановление утратило силу на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 06 марта 2012 года N 65. В настоящее время порядок предоставления в Республике Башкортостан законом не определен.
По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющих право на предусмотренные законом меры социальной поддержки.
В соответствии п. 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Как следует из свидетельства о рождении, М.О.Д. родилась "дата". Она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, согласно постановлению главы администрации "N" от "дата", в "данные изъяты" года, то есть после достижения возраста установленного Законом 23 лет. До указанного возраста на учете не состояла. На основании решения заседания общественной комиссии по жилищным вопросам "N" от "дата" была снята с данного учета по п. 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 56 ЖК РФ.
На основании вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования М.О.Д. удовлетворению не подлежат.
Из апелляционной жалобы не усматриваются объективные причины, которые бы препятствовали истцу своевременно обратиться в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а доказательств, свидетельствующих об отказе в постановке на учет, ею не представлено, при этом то, что она не знала о своем праве до достижении возраста "данные изъяты" лет, не является уважительной причиной.
Суд обсудил довод заявителя о том, что компетентные органы надлежащим образом не известили и не поставили в известность о ее снятии с учета, и признал несостоятельным, поскольку ч. 2 ст. 56 ЖК РФ такая обязанность не предусмотрена. Нарушения процедуры снятия заявителя с учета суд не усмотрел. Заявитель воспользовалась своим правом обжалования решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в судебном порядке.
То обстоятельство, что в настоящее время М.О.Д. не имеет своего жилья в собственности или по договору социального найма, правового значения для удовлетворения заявленных требований не имеет, но позволяет ей реализовать жилищные права на иных основаниях.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у Судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Янаульского районного суда Республики Башкортостан от "дата" оставить без изменения, а апелляционную жалобу М.О.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Р.Х. Мугинова
Э.М. Хамидуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.