Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре Гарафутдиновой А.Ю.,
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Газизова М.Т. о признании несоответствующими закону и недействующими Перечня должностей, замещение которых является основанием для прикрепления лиц к Республиканской клинической больницей N 2, введенного в действие распоряжением Президента Республики Башкортостан от 1 августа 2001 года N N ... Положения о комиссии при Президенте Республики Башкортостан по прикреплению контингента лиц на медицинское обслуживание в государственном учреждении здравоохранения "Республиканская клиническая больница N 2", утвержденного распоряжением Президента Республики Башкортостан от 28 января 2011 года N N ... ,
УСТАНОВИЛ:
распоряжением Президента РБ от 28 января 2011 года N N ... (в редакции от 28 февраля 2014 года N N ... ) утверждено Положение о Комиссии при Президенте Республике Башкортостан по прикреплению контингента лиц на медицинской обслуживание в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республиканская клиническая больница N2 (далее - РКБ N2).
Данное Положение определяет порядок формирования и деятельности Комиссии при коллегиальном решении вопросов о прикреплении лиц на медицинское обслуживание в РКБ N2, состав Комиссии.
Перечень должностей, замещение которых является основанием для прикрепления лиц к РКБ N 2, утвержден распоряжением Президента Республики Башкортостан от 1 августа 2001 года N РП- N ...
В указанный перечень включены Президент Республики Башкортостан, Председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан, Премьер-министр Республики Башкортостан, сотрудники органов государственной власти Республики Башкортостан, должностные лица, руководители учреждений, ведомств, организаций Республики Башкортостан и иные лица.
Газизов М.Т., открепленный от медицинского обслуживания в РКБ N 2 в связи с увольнением с государственной службы в аппарате Правительства РБ, обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании несоответствующими закону и недействующими Перечня должностей, замещение которых является основанием для прикрепления лиц к Республиканской клинической больницей N 2, введенного в действие распоряжением Президента Республики Башкортостан от 1 августа 2001 года N РП- N ... , Положения о комиссии при Президенте Республики Башкортостан по прикреплению контингента лиц на медицинское обслуживание в государственном учреждении здравоохранения "Республиканская клиническая больница N 2", утвержденного распоряжением Президента Республики Башкортостан от 28 января 2011 года N N ...
В обоснование заявления Газизов М.Т. указал, что ему было отказано в восстановлении на медицинское обслуживание в государственное учреждение здравоохранения "Республиканская клиническая больница N 2" (далее - РКБ N 2) со ссылкой на вышеуказанные нормативные акты, утвержденные распоряжениями Президента Республики Башкортостан.
Заявитель считает, что данные нормативные акты противоречат Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", поскольку ограничивают его право на выбор медицинской организации и не позволяют получать медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в РКБ N 2. Кроме того, полагает, что Президент Республики Башкортостан подписал оспариваемые распоряжения с превышением своих полномочий, определенных Конституцией РБ и Законом РБ "О Президенте Республике Башкортостан".
В судебное заседание Газизов М.Т. не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа власти, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Представитель Президента РБ Гадилов М.В. заявление Газизова М.Т. не признал, просил отказать в его удовлетворении за необоснованностью, считает, что оспариваемые акты не являются нормативными.
Заслушав представителя Президента РБ Гадилова М.В., заключение прокурора Замалетдиновой Л.И., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требований, изучив и оценив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 пункта "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, социальная защита. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N5487-1, действовавших до 1 января 2012 года, к полномочиям органов государственной власти субъекта в области охраны здоровья граждан относилась разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санаторно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан.
В силу подпунктов 2-4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании гражданских служащих Российской Федерации.
Гарантии по обязательному медицинскому страхованию государственных гражданских служащих определены пунктами 5 - 7 части 1 статьи 52 Федерального закона N 79-ФЗ, а согласно части 3 статьи 52 этого же Закона гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами.
В соответствии со статьей 53 вышеуказанного Федерального закона гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, могут предоставляться иные государственные гарантии.
В пункте 8 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N ... "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" (в редакции действовавшей до Указа Президента РФ от 17 июня 2010 года N ... ) было предусмотрено сохранение за лицами, замещавшими государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, и членами их семей медицинского и санаторно-курортного обслуживания, которое им предоставлялось на день прекращения полномочий по государственной должности Российской Федерации или на день увольнения с должности федеральной службы, если на этот день указанные лица имели право на государственную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо им в связи с освобождением от этих должностей досрочно была оформлена государственная пенсия в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
В пункте 10 данного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии за счет собственных средств.
Аналогичные социальные гарантии содержались в Указе Президента РФ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" в редакции от 17 июня 2010 года N N ... , от 12 декабря 2011 года N N ...
Подпункт 21.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N N ... -ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", введенный Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N N ... -ФЗ, организацию оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положениями статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 Федерального закона N 184-ФЗ (абзац 3 части 1 статьи 85). Эти расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (абзац 1 части 2 статьи 85).
При этом в силу пункта 3 статьи 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 49.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего Федерального закона, органы государственной власти могут создавать государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации.
Таким образом, федеральное законодательство не содержит запрета на установление субъектом Российской Федерации дополнительных гарантий государственным гражданским служащим в виде медицинского обслуживания, не запрещает высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создание комиссии по прикреплению на медицинское обслуживание государственных служащих.
В силу статьи 82 Конституции Республики Башкортостан высшим должностным лицом Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан.
Высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан. Правительство Республики Башкортостан возглавляет Президент Республики Башкортостан (статья 91 Конституции Республики Башкортостан).
В силу статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 19 апреля 2001 года N N ... (ред. от 22 апреля 2013 года) "О Президенте Республики Башкортостан" Президент Республики Башкортостан на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и законов Республики Башкортостан издает указы и распоряжения, контролирует их исполнение.
Проанализировав Положение о Комиссии при Президенте Республике Башкортостан по прикреплению контингента лиц на медицинской обслуживание в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республиканская клиническая больница N2 (далее - РКБ N2) и Перечень должностей, замещение которых является основанием для прикрепления лиц к РКБ N 2, суд приходит к выводу, что данные акты приняты с целью обеспечения социальной защищенности государственных служащих Республики Башкортостан путем предоставления дополнительных гарантий на амбулаторное обслуживание и стационарное лечение. Оспариваемые акты подписаны Президентом Республики Башкортостан в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством.
Федерального и республиканского закона, устанавливающего порядок опубликования распоряжений Президента Республики Башкортостан, не имеется. Законом Республики Башкортостан "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" от 12 августа 1996 года N N ... определен порядок официального опубликования и вступления в силу Конституции Республики Башкортостан, законов Республики Башкортостан, постановления Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, указов Президента Республики Башкортостан, постановлений Правительства Республики Башкортостан, правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан, носящих нормативный характер.
В пункте 4 Положения о порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Республики Башкортостан и актов Кабинета Министров Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента РБ от 26 сентября 1996 года N N ... (редакция действовала до 12 апреля 2004 года) было предусмотрено, что акты Президента Республики Башкортостан и акты Кабинета Министров Республики Башкортостан могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению, радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.
В редакции Указов Президента РБ от 22 марта 2004 года N N ... , от 21 октября 2011 года N N ... содержатся аналогичные требования.
Оспариваемый Перечень должностей, замещение которых является основанием для прикрепления лиц к Республиканской клинической больницей N 2, введенный в действие распоряжением Президента Республики Башкортостан от 1 августа 2001 года N N ... , Положение о комиссии при Президенте Республики Башкортостан по прикреплению контингента лиц на медицинское обслуживание в государственном учреждении здравоохранения "Республиканская клиническая больница N2", утвержденное распоряжением Президента Республики Башкортостан от 28 января 2011 года N N ... , не имеют общего значения, содержит информацию ограниченного распространения, касающуюся медицинского обслуживания отдельных категорий государственных служащих Республики Башкортостан. Поэтому к вышеуказанным актам не могут быть применены предусмотренные ст.15 Конституции РФ последствия неопубликования для всеобщего сведения. Оспариваемые акты доведены до всеобщего сведения путем направления во все заинтересованные организации, в том числе в РКБ N 2, где любое заинтересованное лицо вправе получить консультацию по вопросу медицинского обслуживания. Кроме того, Положение о комиссии при Президенте Республики Башкортостан по прикреплению контингента лиц на медицинское обслуживание в государственном учреждении здравоохранения "Республиканская клиническая больница N2", утвержденное распоряжением Президента Республики Башкортостан от 28 января 2011 года N N ... (с последующими изменениями) было размещено в интернет версии правовой системы "Консультант плюс".
Утверждение представителя Президента РБ Гадилова М.В. о том, что оспариваемое Положение и Перечень не являются нормативным актом, является неправомерным.
Так, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N ... "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Перечисленным признакам оспариваемые акты соответствуют, поскольку изданы в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, направлены на урегулирование общественных отношений, рассчитаны на неоднократное применение, затрагивают права, свободы и законные интересы граждан.
Нельзя признать обоснованным довод заявителя о том, что оспариваемые распоряжения Президента Республики Башкортостан лишают его права на выбор медицинского учреждения, поскольку в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N ... -ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, однако РКБ N2 не включена в вышеуказанный перечень медицинских организаций. Оспариваемые нормы не снижают уровень прав Газизова М.Г. на медицинское обеспечение, т.к. не препятствуют реализации права на медицинское обслуживание в соответствии с федеральным законодательством.
Поскольку оспариваемые нормы не нарушают права и законные интересы заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Газизова М.Т. о признании несоответствующим закону и недействующим Перечня должностей, замещение которых является основанием для прикрепления лиц к Республиканской клинической больницей N 2, введенного в действие распоряжением Президента Республики Башкортостан от 1 августа 2001 года N N ... , Положения о комиссии при Президенте Республики Башкортостан по прикреплению контингента лиц на медицинское обслуживание в государственном учреждении здравоохранения "Республиканская клиническая больница N2", утвержденного распоряжением Президента Республики Башкортостан от 28 января 2011 года N N ... , отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.