Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Урмаевой Т.А.,
судей коллегии Холонгуевой О.Р., Усольцевой Л.А.,
при секретаре Помишиной Л.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГП "Каменское", Республиканскому агентству лесного хозяйства, ГКУ Республики Бурятия "Лесничество" об обязании очистить от захламления земельный участок, ликвидировать несанкционированную свалку
с апелляционной жалобой ответчикаМО ГП "Каменское" в лице законного представителя Главы Администрации А.А. Сокольникова
на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 28 января 2012 года,
которым постановлено: Исковое заявление прокурора Кабанского района Республики Бурятия удовлетворить частично.
Обязать администрацию МО ГП "Каменское" в срок до 01.06.2014 г. очистить от захламления земельный участок, расположенный в районе " ... ", ликвидировать на указанной территории несанкционированную свалку площадью 0,1 га, объемом 1,5 м3.
В иске к Республиканскому агентству лесного хозяйства, ГКУ Республики Бурятия "Лесничество" отказать.
Заслушав доклад судьи Усольцевой Л.А., представителя ответчика Администрации МО ГП "Каменское" по доверенности Ягунову Е.А., представителя соответчика Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Кривобокову В.В., представителя соответчика ГКУ РБ "Лесничество" по доверенности Камынина И.А., представителя прокурора Григорьеву Н.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, прокурор Кабанского района РБ просил обязать ответчика МО ГП "Каменское" очистить от захламления земельный участок в районе плотины, проезд по " ... ".
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки на территории ответчика выявлено захламление земельного участка указанной площадью отходами от жизнедеятельности людей, проживающих на территории муниципального образования ГП "Каменское" - стеклянной тарой, строительным, бытовым и другим мусором. Истец обосновал возникновение у ответчика обязательства по очистке от захламления земельного участка на территории Каменского лесничества тем, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения; территория Каменского участкового лесничества входит в границы муниципального образования городское поселение "Каменское", в аренде не находится; организация деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством в области обращения с отходами производства и потребления.
К участию в деле судом были привлечены в качестве соответчиков Республиканское агентство лесного хозяйства ( далее по тексту РАЛХ), ГКУ Республики Бурятия "Лесничество" ( далее по тексту ГКУ РБ "Лесничество).
В ходе рассмотрения дела представителем прокурора по доверенности Мархаевой Д.Д. неоднократно менялись исковые требования. Согласно последних изменений исковых требований, она в судебном заседании просила обязать ответчика и соответчиков в срок до 01.06.2014 г. очистить от захламления земельный участок, расположенный в районе " ... ", ликвидировать на указанной территории несанкционированную свалку площадью 0,1 га объемом 1,5 м3. Требования поддерживала по доводам искового заявления и ссылалась на полномочия соответчиков, предусмотренные Лесным кодексом РФ.
Представитель ответчика Администрации МО ГП "Каменское" по доверенности Ягунова Е.А. иск не признала, ссылаясь на наличие письменных возражений по делу, в соответствии с которыми убирать несанкционированную свалку на землях лесного фонда обязан собственник - РАЛХ и ГКУ РБ "Лесничество".
Представитель соответчика РАЛХ по доверенности Кривобокова В.В. иск не признала, указывая на то, что иск не был обоснован ссылками на Лесной кодекс РФ.
Представитель соответчика ГКУ РБ "Лесничество" по доверенности Калмынин И.А. иск не признал, пояснив, что обязанность по сбору и вывозу мусора, ликвидации несанкционированной свалки лежит на администрации МО ГП "Каменское", финансирование на данные цели не предусмотрено.
Представитель соответчиков по доверенностям Орлова И.В. занимала позицию, аналогичную иным представителям соответчиков.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
Ответчик Администрация МО ГП "Каменское" в лице главы А.А.Сокольникова просит отменить решение районного суда и принять новое решение об отказе прокурору в удовлетворении иска к Администрации МО ГП "Каменское". Автор жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. Он указывает в жалобе, что согласно Закона N 131 - ФЗ предусмотрено отнесение к вопросам местного значения поселений организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а не ликвидация свалок. Ответчик доказал соблюдение указанных требований закона, так как предоставил справку о количестве заключенных договоров на вывоз твердых бытовых отходов, графики работы мусоровозов, копии предупреждений и протоколов об административных правонарушениях в отношении лиц, складирующих и выбрасывающих мусор вне установленных мест. Не установлено, что мусор выброшен населением именно МО "Каменское", а не какого-либо другого муниципального образования. Автор жалобы ссылается на то, что Администрация МО ГП "Каменское" не уполномочена производить очистку от захламления земельных участков находящихся на немуниципальных землях, возложение на нее обязанности по очистке от захламления участков на территории лесного фонда - на землях федеральной собственности не основано на законе, что подтверждено в разъяснительном письме представителя Государственной думы от 31.10.2012 г. Автор жалобы приводит указанному утверждению следующие обоснования. Собственники на основании требований гражданского законодательства несут бремя содержания принадлежащего им имущества. В силу требований земельного законодательства собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель. Нормами Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия. Органы государственной власти осуществляют полномочия по охране и защите лесов, частью которых является санитарно-оздоровительные мероприятия. К таковым согласно Правил санитарной безопасности в лесах относятся, в том числе, очистка лесов от захламления. Согласно п. 67 приложения N 2 к Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 г. N 523 очистка лесов от захламления производится за счет нарушителя; в случае если он не обнаружен в течение года, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий. Лесным Планом РБ, утвержденным Постановлением Правительства РБ N 608 от 31.12.2008 г., запланированы лесозащитные мероприятия, в том числе мероприятия по очистке захламленности лесов. Ст. 84 Лесного кодекса РФ предусматривает полномочия органов местного самоуправления только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Представителем прокурора по доверенности Мархаевой Д.Д. принесены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит оставить решение районного суда без изменений, жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда в " ... " Каменского участкового лесничества, который находится в границах МО ГП "Каменское", по смыслу ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора должны осуществляться с территории муниципального образования вне зависимости от того, на земле какой формы собственности находится мусор или бытовые отходы, а также вне зависимости оттого, находится ли свалка в черте населенных пунктов МО ГП "Каменское" или нет.
На заседании судебной коллегии представитель ответчика Администрации МО ГП "Каменское" по доверенности Ягунова Е.А. жалобу поддержала по заявленным в ней доводам.
Представитель соответчика Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Кривобокова В.В. просила оставить жалобу ответчика без удовлетворения, ссылаясь на ее возражения, содержащиеся в письменном отзыве, предоставленном на заседание коллегии.
Представитель соответчика ГКУ РБ "Лесничество" по доверенности Камынин И.А. соглашался с решением районного суда, предоставил письменный отзыв на жалобу ответчика, просил его учесть.
Представитель прокурора по доверенности Григорьева Н.Н. полагала решение районного суда подлежащим изменению, ссылалась на наличие оснований для возложения солидарной ответственности : на РАЛХ обязанности по очистке лесного массива, а на Администрацию МО ГП "Каменское" обязанности по организации вывоза мусора.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудивдоводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы ответчика, находит решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая заявленные требования и возлагая на Администрацию МО ГП "Каменское" обязанности по очистке земель лесного фонда от захламления, несанкционированной свалки, районный суд пришел к выводу, что ответчик не выполнил требования законодательства в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, тем самым не выполнил требования ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и положения Устава МО ГП, предусматривающих его ответственность по организации сбора и вывоза мусора. При этом районный суд исходил из доказанности нахождения на землях лесного фонда несанкционированной свалки отходов производства и потребления, нахождения захламленного земельного участка на территории муниципального образования ГП "Каменское", принятие администрацией МО ГП "Каменское" недостаточных мер по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
С указанным выводом районного суда не имеется оснований согласиться в силу нижеследующего.
Коллегия находит противоречащим действующему законодательству вывод районного суда об ответственности органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза мусора с земельного участка лесного фонда в связи с его вхождением в состав территории поселения, так как, применив общие нормы Федерального Закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", суд не дал оценки тому обстоятельству, что правоотношения по очистке лесов от захламления и загрязнения регламентированы специальными нормами законодательства, предусматривающими ответственность собственника земельного участка, органа государственной власти субъекта РФ за состояние земель лесного фонда.
При вхождении в состав территории муниципального образования земель лесного фонда, ответственность за очистку которых возложена не на органы местного самоуправления, а на иных лиц, районный суд обязан был обсудить данный вопрос со ссылкой на действующее законодательство.
Является незаконным вывод районного суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований к соответчикам Республиканскому агентству лесного хозяйства и ГКУ РБ "Лесничество" по мотиву, что истец не основал требования нормами лесного законодательства.
Согласно статьи 196 ГПК РФ суд обязан определить характер спорных правоотношений и нормы материального права, регулирующие данные отношения, он не связан пределами заявленных требований при рассмотрении дел, предметом которых является защита общественных интересов ( к каковым относится иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц о нарушении природоохранного законодательства, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства об обращении с отходами производства и потребления).
Из материалов дела следует, что Республиканская служба Бурприроднадзора 23.10.2013 г. при проведении рейдовых мероприятий по обследованию земель лесного фонда Республики Бурятия выявила несколько несанкционированных свалок, в связи с чем обратилась к Прокурору Кабанского района РБ о принятии мер по охране лесов от загрязнения и от иного негативного воздействия, ссылаясь на положения статей 23,83 Лесного кодекса РФ, предусматривающих ответственность РАЛХ (Республиканского агентства лесного хозяйства) по осуществлению лесного контроля и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, а также на положения Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414, которыми не допускается загрязнение лесов, в том числе отходами производства и потребления (л.д. 6).
Согласно приобщенного к указанному письму Акта рейдовых мероприятий от 10.07.2013 г. в ходе проведенной совместно с сотрудниками Республиканского агентства лесного хозяйства и ГКУ РБ "Лесничество" выявлена несанкционированная свалка и захламление земельного участка в районе " ... ".; что состоит из отходов производства и жизнедеятельности людей - стеклянной тары, полиэтиленовых пакетов, консервных банок, пластиковых бутылок, строительного, бытового мусора (л.д.7-9).
Статьей 42 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ст. 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено в ч.1 ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указанные нормы являются общими, действующими в отношении территорий общего пользования - с улиц, обочин дорог, с общедоступных контейнерных площадок.
Вместе с тем, указанная обязанность не означает, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять сбор и вывоз отходов за счет средств местного бюджета с любых земельных участков, расположенных на территории поселения.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 4 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Изложенное также подтверждается положениями Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 г. N 1254-1У "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия", которым установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Республики Бурятия.
Пунктом 3 статьи 8 указанного Закона РБ предусмотрено, что собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.
Таким образом, законодатель ограничил ответственность органов местного самоуправления по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, если только указанные участки не находятся в собственности иных лиц.
Нормой ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ установлены общие положения об охране и о защите лесов, предусматривающие, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно п. 1 ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе, осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
В соответствии с п.п. 1.1, 2.4, 3.1.1. Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 25.09.2012 г. N 552, указанное Республиканское агентство осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: организует использование лесов и охрану лесов (в том числе, осуществление мер пожарной безопасности), обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов, разрабатывает лесные планы Республики Бурятия.
Согласно пункта 4 Постановления Правительства РБ от 25.09.2012 г. N 552 "О создании государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Лесничество" указанное предприятие выполняет государственные функции в области лесных отношений, в том числе планирует мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Лесным планом Республики Бурятия, осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор ( лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением земель обороны и безопасности, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 55 Лесного кодекса РФ, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах; данные санитарно-оздоровительные мероприятия являются частью полномочий по охране и защите лесов; они обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов РФ, средства на осуществление таких полномочий предоставляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что работы по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу лесов, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства.
Согласно положениям пункта 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В силу утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 N 523 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий (п.9).
Согласно п. 67 Руководства очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, обязанность по проведению которых на территории Республики Бурятия возложена на Республиканское агентство лесного хозяйства, ГКУ Республики Бурятия "Лесничество".
В силу того, что законодателем на Республиканское агентство лесного хозяйства возложена обязанность по финансированию ГКУ Республики Бурятия "Лесничество" ( п. 7.4 Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 25.09.2012 г. N 552), принимая во внимание нормативные акты, регламентирующие их деятельность по охране и защите леса, обязанности по организации очистки участка лесного фонда от захламления, ликвидации несанкционированной свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий, организация работы по очистке леса от захламления, несанкционированной свалки подлежит осуществлению соответчиками в солидарном порядке.
Довод представителя соответчика РАЛХ о том, что в действующем Лесном плане РБ не запланированы мероприятия по очистке захламленных участков лесного фонда от мусора не может быть принят во внимание, поскольку, данное обстоятельство не освобождает соответчиков от выполнения предусмотренных законодательными актами обязанностей и правового значения для разрешения спора иметь не может.
Решение районного суда, постановленное с нарушением п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, подлежит отмене.
По делу подлежит принятию новое решение.
С учетом вышеизложенного, на соответчиков Республиканское агентство лесного хозяйства и ГКУ Республики Бурятия подлежит возложению обязанность по организации очистки от захламления земельного участка лесного фонда и ликвидации на его территории несанкционированной свалки в установленном районным судом местоположении и объеме.
Коллегия не усматривает оснований для возложения на ответчика - орган местного самоуправления обязательств по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке лесного фонда, принимая во внимание специальную ответственность соответчиков за очистку леса от захламления, предусмотренную законом. Статьей 84 Лесного кодекса РФ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также возможность наделения отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отношении ответчика не принимался нормативный акт о наделении его отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства леса, находящегося в федеральной собственности.
Руководствуясь ст.ст.328 - 330 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 28 января 2014 года отменить, принять новое решение.
Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства, ГКУ Республики Бурятия "Лесничество" в срок до 01.06.2014 года принять меры по организации очистки от захламления земельного участка, расположенного в районе " ... "; по ликвидации на указанной территории несанкционированной свалки площадью 0,1 га, объемом 1,5 м3.
Председательствующий судья Т.А.Урмаева
Судьи коллегии О.Р.Холонгуева
Л.А.Усольцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.