Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 09 апреля 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.
судей Казанцевой Т.Б., Захарова Е.И.
при секретаре Помишиной Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Республики Бурятия о принятии мер по приведению скотомогильников в надлежащее состояние
по апелляционной жалобе первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Егорова И.М.
на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 20 января 2014 года, которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения представителя Правительства РБ Халтакшиновой В.В., прокурора Габаевой Д.Н., представителя Управления Россельхонадзора по Иркутской области и РБ Баженовой Н.В., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
1. Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просил суд обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по приведению шести скотомогильников, находящихся на территории Баргузинского района РБ, в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Требования мотивированы тем, что скотомогильники эксплуатируются с нарушениями указанных Правил, ни у кого на балансе не числятся, ни за кем не закреплены.
Ответственным за организацию мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, является Правительство РБ, поэтому на него должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Представитель Правительства РБ иск не признала.
Районный суд иск удовлетворил, возложил на Правительство РБ обязанность в срок до 31 декабря 2014 года привести скотомогильники в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и указал перечень конкретных мероприятий.
В апелляционной жалобе первый заместитель Председателя Правительства РБ просит отменить решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства РБ поддержала доводы жалобы, прокурор возражала против отмены решения.
2. Судебная коллегия находит, что решение суда в целом постановлено правильно.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ц" пункта 2 статьи 26.11 данного Федерального закона для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
Из указанных норм следует, что организация мер по устройству и содержанию скотомогильников, в том числе определение лиц, в ведении которых должны находиться скотомогильники, является обязанностью субъекта РФ.
При таких обстоятельствах районный суд принял правильное решение об удовлетворении иска.
3. Доводы жалобы о том, что законом не предусмотрена обязанность субъектов РФ по содержанию скотомогильников, нельзя принять во внимание, поскольку перечисленные выше правовые нормы устанавливают обязанность субъекта РФ организовать мероприятия, направленные на надлежащее содержание скотомогильников.
Ссылка на то, что должны быть установлены собственники скотомогильников, подлежит отклонению, поскольку такая обязанность может быть возложена только на сам субъект РФ, который определяет лиц, в ведение которых передаются скотомогильники.
Довод о том, что содержание скотомогильников не относится к мероприятиям по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, несостоятелен, поскольку скотомогильник отнесен к имуществу, необходимому для проведения указанных мероприятий, в соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, оснований для отмены решения не имеется.
4. Вместе с тем заслуживает внимания довод жалобы о том, что суд необоснованно возложил на Правительство РБ исполнение обязательства в натуре.
Закон не предусматривает, что субъект РФ должен непосредственно содержать скотомогильники, поэтому оснований для возложения на Правительство РБ обязанности осуществить конкретные работы по содержанию скотомогильников не имеется.
В связи с этим резолютивная часть решения должна быть изложена в другой редакции.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Изложить абзац второй резолютивной части решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 20 января 2014 года по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству РБ о принятии мер по приведению скотомогильников в надлежащее состояние в следующей редакции:
- обязать Правительство Республики Бурятия в срок до 31 декабря 2014 года организовать мероприятия по приведению в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, шести скотомогильников, расположенных на территории Баргузинского района РБ: 1) в 2 км. от с. Читкан, в 2 км. от дороги, площадью 600 кв.м., 2) в 2 км. от с. Уро, в 2,5 км. от дороги, в 1 км. от р. Уринка, площадью 600 кв.м., 3) в 3 км. от с. Суво, в 1,2 км. от дороги, в 3 км. от р. Суво, площадью 600 кв.м., 4) в 2 км. от с. Улюкчикан, в 1 км. от дороги, в 2 км. от р. Баргузин, площадью 600 кв.м., 5) в 1,8 км. от с. Баргузин, в 0,08 км. от дороги, в 1,8 км. от р.Баргузин, площадью 600 кв.м., 6) в 5 км. от п. Усть-Баргузин, в 1 км. от дороги, площадью 600 кв.м.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу первого заместителя Председателя Правительства РБ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.