Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Куницыной Т.Н.,
судей коллегии Ивановой В.А. и Семенова Б.С.
при секретаре Григорьевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к ИП Манзарову Ю.А. об обязании устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности
по апелляционному представлению прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Хобракова Д.Ц.
на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 28 января 2014 года, которым исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Семенова Б.С., выслушав пояснения прокурора Габаевой Д.Н. ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционного определения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП Манзарову Ю.А. с требованием обязать ответчика
- обратиться в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации для проведения категорирования объекта транспортной инфраструктуры;
- обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости в течении трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры;
- разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течении трех месяцев и реализовать его в течении шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
В судебном заседании помощник прокурора Алсагаева Е.К., поддержала исковые требования в полном объеме.
Ответчик ИП Манзаров Ю.А., представитель привлеченного судом к участию в деле Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор Хобраков Д.Ц. не согласен с решением суда, считает его основанным на неправильном применении норм материального права и просит его отменить.
В заседание суда апелляционной инстанции прокурор Габаева Д.Н. доводы апелляционного представления поддержала.
Ответчик ИП Манзаров Ю.А., представитель Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, полагает, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 03 февраля 2014 года N 15-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно ч. 1 ст. 4 данного Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Как установлено материалами дела, ИП Манзаров Ю.А. осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, то есть в соответствии с вышеуказанными положениями является субъектом транспортной инфраструктуры.
Положениями ФЗ "О транспортной безопасности" установлены обязанности субъекта транспортной инфраструктуры по обеспечению транспортной безопасности, а именно проведение категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ст. 6), оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (ст. 5), разработка и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (ст. 9).
Согласно пп. 5.7, 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08 февраля 2011 года N 42, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ (объектов транспортной инфраструктуры) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Вывод суда о том, что у ответчика отсутствует обязанность по проведению категорирования, основан на неправильном толковании закона и на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Прокурор не просил возложить на ответчика обязанность непосредственно осуществить категорирование объекта транспортной инфраструктуры, а просил возложить обязанность обратиться с соответствующим заявлением в компетентный орган.
Между тем, в силу Закона обеспечение транспортной безопасности транспортных средств, в том числе принятие мер по их категорированию путем обращения за этим в соответствующий орган на момент постановки решения суда возлагалось на субъекты транспортной инфраструктуры.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание то, что на момент рассмотрения жалобы в суде апелляционной инстанции вступил в силу Федеральный закон от 03 февраля 2014 года N 15-ФЗ, которым в ФЗ "О транспортной безопасности" введен п. 4 ч. 2 ст. 12, вменивший субъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам в обязанность предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного ст. 6 указанного ФЗ.
Таким образом, судебная коллегия данное решение по вышеуказанным основаниям не может признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 28 января 2014 года по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к об обязании устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности отменить и постановить новое решение.
Исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Обязать ИП Манзарова Ю.А.:
- в срок до 01 июня 2014 года обратиться в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации для проведения категорирования объекта транспортной инфраструктуры;
- обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости в течении трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры;
- разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течении трех месяцев и реализовать его в течении шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Председательствующий судья: Т.Н. Куницына
Судьи коллегии: В.А. Иванова
Б.С. Семенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.