Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ихисеевой М.В.,
судей коллегии Холонгуевой О.Р., Эрхетуевой О.М.,
при секретаре Помишиной Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы по исковому заявлению ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к Администрации г. Улан-Удэ об обязании принятия объектов недвижимости по частной жалобе представителя истца Жеребцовой О.С. на определение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 05 февраля 2014 года, которым постановлено:
иск ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации оставить без движения.
Оставить без удовлетворения ходатайство об отсрочке по уплате госпошлины.
Известить заявителя о необходимости исправить недостатки заявления в срок до 03 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи Холонгуевой О.Р., ознакомившись с материалами и доводами частной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд, истец ФГКУ "СиБТУИО" Министерства обороны Российской Федерации просил возложить на Администрацию МО городской округ "город Улан-Удэ" Республики Бурятия обязанность по принятию объектов недвижимого имущества, подлежащих передаче в муниципальную собственность в соответствии с Приказом Заместителя Министра обороны РФ от 24 мая 2013 года N 452 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность МО городской округ "город Улан-Удэ" Республики Бурятия".
Заявленные требования мотивированы тем, что в добровольном порядке ответчик не предпринимает действий по принятию объектов недвижимости.
Районный суд постановил вышеуказанное определение об оставлении иска без движения.
В частной жалобе представитель истца Жеребцова О.С. просит определение суда отменить, освободить ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ от уплаты государственной пошлины при подаче иска. Автор жалобы указывает, что истец - федеральное казенное учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой из федерального бюджета, в связи с чем, на него распространяются льготы, предусмотренные п. 19 ст. 333.36 НК РФ.
В судебное заседание апелляционной инстанции в силу ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны не вызывались.
Обсудив доводы частной жалобы, проверив материалы, судебная коллегия полагает, что определение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.136 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.
Согласно ст.132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к исковому заявлению прилагаются документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, документы, подтверждающие обстоятельства на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.
В настоящем случае районный суд, полагая, что истец при подаче иска должен был уплатить государственную пошлину, представить квитанцию об оплате, а также - заверенную копию доверенности на представителя, оставил иск без движения.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
В силу подпункта 19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в суды общей юрисдикции освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о Министерстве обороны России, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Следовательно, Министерство обороны РФ относится к государственным органам, которые освобождены от уплаты государственной пошлины.
В структуру Министерства обороны РФ входят центральные органы военного управления и иные подразделения (п.1 Указа).
К таковым относится ФГКУ"Сибирское территориальной управление имущественных отношений" Минобороны России, осуществляющее свою деятельность в соответствии с Уставом, которым данный орган наделяется полномочиями и компетенцией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из Устава ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, утвержденного Министром обороны РФ от 25 мая 2012 года, следует, что названное управление учреждено РФ в лице Министерства обороны РФ; оно создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 3 Устава)
Согласно п. 20 Устава, истец осуществляет в установленном порядке действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ, выступает в суде в отношении имущества закрепленного за Учреждением.
Учитывая сферу возложенных на истца функций органа государственной управления, ФГКУ "Сибирское ТУИО" подлежало освобождению от уплаты государственной пошлины по настоящему делу на основании пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку истец подлежал освобождению от уплаты государственной пошлины, и в материалах дела имеется надлежащим образом оформленная доверенность на представителя истца Жеребцову О.С., а приложенные к иску документы частично заверены истцом, у суда не имелось оснований для оставления иска без движения (недостающие копии документов могут быть истребованы в ходе подготовки дела к слушанию).
При таких обстоятельствах определение суда об оставлении искового заявления ФГКУ"Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России без движения нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене.
Руководствуясь ст.331, 334 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 05 февраля 2014 года отменить.
Направить материалы в Советский районный суд г. Улан-Удэ для разрешения вопроса о принятии иска к производству.
председательствующий: М.В.Ихисеева
судьи О.М.Эрхетуева
О.Р.Холонгуева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.