Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей коллегии Усольцевой Л.А., Захарова Е.И.,
при секретаре Помишиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению по иску Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "город Улан-Удэ" об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации МО "город Улан-Удэ" Гармаевой Л.В. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 февраля 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия
удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования "город Улан-Удэ" в срок до ... принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов обшей площадью 20 кв.м. вблизи жилых домов по адресу: " ... ".
Обязать Администрацию муниципального образования "город Улан-Удэ" в срок до ... принять меры к организации сбора и вывоза мусора, бытовых отходов от жильцов домов " ... ": установить дворовую помойницу с водонепроницаемым выгребом для сбора жидких отходов, контейнер для сбора твердых бытовых отходов, установить дворовую уборную " ... " с соблюдением нормативного расстояния не менее 20 метров от жилого дома " ... ", устранить разрушения и организовать уборку дворовой уборной, оборудовать водонепроницаемый выгреб для дворовой уборной.
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя ответчика Гармаевой Л.В., представителя истца Санжиевой Е.А., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском, Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия в интересах неопределенного круга лиц просил возложить обязанность на Администрацию МО "город Улан-Удэ" по принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов общей площадью 20 кв.м. вблизи жилых домов по адресу: " ... ", и " ... ", принять меры к организации сбора и вывоза мусора, бытовых отходов от жильцов домов " ... ": установить дворовую помойницу с водонепроницаемым выгребом для сбора жидких отходов, контейнер для сбора твердых бытовых отходов, установить дворовую уборную " ... " с соблюдением нормативного расстояния не менее 20 метров от жилого " ... ", устранить разрушения и организовать уборку дворовой уборной, оборудовать водонепроницаемый выгреб для дворовой уборной в срок до ...
Заявленные требования мотивированы тем, что по обращению гр. Бухашеевой О.С. в ходе осмотра территории дома " ... " выявлена несанкционированная свалка на площади 20 кв. метров, объемом отходов 7,5 куб.м., надворный туалет находится на расстоянии 5 метров от жилого дома, помещения надворного туалета не содержатся в чистоте, не производится его уборка, наземные части туалета местами разрушены, выгреб туалета не оборудован водонепроницаемым покрытием, дворовая помойница отсутствует. Органами местного самоуправления МО "город Улан-Удэ" не принимаются необходимые меры для санитарной чистки и уборки территорий населенных мест, ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов. В результате нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представители истца Санжиева Е.А. и Цыдыпова Е.Ц., действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Гармаева Л.В. исковые требования не признала, пояснив, что истцами неверно избран способ защиты права. Суду пояснила, что в законодательстве нет прямого указания о возложении обязанности на органы местного самоуправления по ликвидации несанкционированных свалок. Наличие несанкционированной свалки по указанному адресу свидетельствует о нарушении требований законодательства со сторон третьих лиц. Считала, что предъявленные требования должны рассматриваться в порядке главы 25 ГПК РФ.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Гармаева Л.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Требования не подлежали рассмотрению и разрешению в порядке искового судопроизводства, могли быть рассмотрены судом только в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. Неверный выбор формы обращения в суд, привел к неправильному применению норм материального права, неверному установлению обстоятельств, имеющих значение для дела. Наличие несанкционированных свалок свидетельствует о нарушении требований законодательства со стороны лиц, проживающих в указанных домах. Обязанность по содержанию территории возле домов возложена на собственников многоквартирного дома.
На жалобу представителем истца Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия по доверенности Санжиевой Е.А. принесены возражения, в которых высказано мнение о законности и обоснованности постановленного судом решения.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации МО "город Улан-Удэ" Гармаева Л.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Управления Роспотреб надзора по РБ Санжиева Е.А., считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Проверив материалы дела, изучив апелляционную жалобу, возражение, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
Из материалов дела следует, что на прилегающей к домам N ... и 11 по " ... " территории находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, что не соответствует санитарным нормам содержания территорий и поддержания чистоты и порядка. Данный факт представителем ответчика не отрицался.
В ст. 42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002г. N 7-ФЗ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.ст.1,2 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, ст.ст. 3,4,7,13,51 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, ст.2 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, п.25 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования "город Улан-Удэ", согласно которым к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст.13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21 апреля 2010 года N 280-21 были утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ. В пункте 1.5 данных Правил определено, что общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г.Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов, а контроль за уборкой территорий, обеспечением чистоты и порядка хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений) подведомственных структурным подразделениям Администрации г. Улан-Удэ осуществляют руководители соответствующих структурных подразделений (п.1.6). Методическое обеспечение, организация данных работ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ (п.1.7).
Районный суд правильно применил вышеперечисленные нормы и пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
При этом суд правомерно отклонил довод представителя ответчика о том, что на МО "город Улан-Удэ" не может быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок. Организация таких мер вытекает из обязанности органа местного самоуправления организовать сбор и вывоз мусора, что предусмотрено ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст.5 Устава муниципального образования.
Довод жалобы о том, что настоящие требования не подлежали рассмотрению в порядке искового производства, а должны были быть рассмотрены в порядке главы 25 ГПК РФ, следует отклонить.
Из п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.09 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", правильное определение вида судопроизводства зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.
В настоящем случае Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия не обжалует действия (бездействие) органа местного самоуправления, а им предъявлены требования об устранении выявленных в ходе проверки нарушений и требования о принятии мер к ликвидации свалки. Следовательно, обоснованно был заявлен иск, который и надлежало рассмотреть по правилам искового производства.
Таким образом, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения принятого в соответствии с нормами материального и процессуального права не находит, считает, что доводов, влекущих отмену либо изменение решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить абзац третий резолютивной части решения, исключив из него слова "установить дворовую помойницу с водонепроницаемым выгребом для сбора жидких отходов, контейнер для сбора твердых бытовых отходов, установить дворовую уборную дома " ... " с соблюдением нормативного расстояния не менее 20 метров от жилого дома " ... ", устранить разрушения и организовать уборку дворовой уборной, оборудовать водонепроницаемый выгреб для дворовой уборной", так как ответчик вправе сам решать каким образом будут приниматься меры к организации сбора и вывоза мусора, бытовых отходов.
В остальном решение оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21 февраля 2014 года изменить, исключив из абзаца третьего резолютивной части решения слова "установить дворовую помойницу с водонепроницаемым выгребом для сбора жидких отходов, контейнер для сбора твердых бытовых отходов, установить дворовую уборную дома " ... " с соблюдением нормативного расстояния не менее 20 метров от жилого дома " ... ", устранить разрушения и организовать уборку дворовой уборной, оборудовать водонепроницаемый выгреб для дворовой уборной".
В остальном решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Булгытова
Судьи Л.А. Усольцева
Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.