Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе:
Председательствующего Гасановой Д.Г., судей Галимовой Р.С. и Магамедова Ш.М., при секретаре Шахрурамазанове К.М. рассмотрела в открытом судебном заседании от 01.04.2014г. дело по апелляционным жалобам представителя МВД по РД Карчигаевой М.А. и представителя ОАО "Росгосстрах" Курбановой М.А. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 22.10.2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Селимова Рамазанбубы Шахбубаевича удовлетворить.
Восстановить Селимову Рамазанбубе Шахбубаевичу срок выплаты страховой суммы, посчитав временем наступления страхового случая со дня выдачи ему Справки МСЭ-2011 N 4040394 "Главное бюро "медико-социальной экспертизы по республике Дагестан", то есть с 12.07.2012г.
Заслушав доклад судьи Галимовой Р.С., объяснения представителя МВД по РД Карчигаевой М.А., просившей решение суда отменить, Селимова Р.Ш., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО10 P.III. обратился в суд с иском к ОАО "Росгосстрах", МВД по РД о восстановлении срока выплаты страховой суммы, считать время наступления страхового периода с момента выдачи справки МСЭ-2011 N 4040394 "Главное бюро "медико-социальной экспертизы по республике Дагестан" от 12.07.2012г. указывая, что 04.04.2013г. он обратился в УРЛС МВД по Республике Дагестан с заявлением о назначении страховых выплат. 17.07 2013 года УРЛС МВД по Республике Дагестан с приложением копии ответа ОАО "РОСГОССТРАХ", известило его об отказе в выплате страховой суммы, со ссылкой на то, что инвалидность ему установлено по истечении года после увольнения. Считает, данное решение незаконным, так как срок проведения освидетельствования он пропустил по объективным причинам. Он уволен из органов внутренних дел приказом МВД по РД N 318 от 14 мая 2010г. по п. "б" ст. 19 Закона Российской Федерации "О милиции" (по достижении предельного возраста).
Однако в момент увольнения из ОВД в период времени с 26.04.2010г. по 26.04.2011г. он необоснованно был задержан и арестован в качестве подозреваемого по факту убийства министра внутренних дел РД и сопровождающих его лиц, а с 26.04.2011г. по 28.05.2012г. находился под домашним арестом. После снятия ареста, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N77 от 31.01.2007г., врачебной комиссией МСЧ МВД РД решением N 4195 от 27.06.2012г. (протокол N 91) его освидетельствовали на предмет установления степени тяжести заболевания. По результатам освидетельствования, его направили в главное бюро медика - социальной экспертизы по РД для освидетельствования и установления группы инвалидности.
По результатам освидетельствования (справка серия МСЭ - 2011 N4040394, основание акт освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы N 20396 от 03.07.2012г.) ему установлена инвалидность впервые, группа инвалидности третья, причина инвалидности - "военная травма", дата выдачи выписки - 12.07.2012г.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МВД по РД Карчигаева М.А. просит отменить решение по тем основаниям, что на основании п.2.ст.2 ФЗ N52 страхователями по обязательному государственному страхованию являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрены военная служба, служба. Согласно ст. 4 ФЗ N62 страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования среди прочих является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы.
В соответствии с п. 17 приказа МВД РФ от 16.12.1998г. N 825 "Об обяза-
тельном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России" для получения страховой суммы застрахованный (выгодоприобретатель) запрашивает в соответствующем кадровом органе, финансовой (пенсионной) службе, ВВК и представляет страховщику необходимые документы.
На основании п.3 ст. 7 ФЗ N в целях своевременной выплаты страховых сумм воинские части, военные комиссариаты, военно-медицинские учреждения и иные организации страхователя, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны оказывать застрахованным лицам (в случае гибели(смерти) застрахованных лиц - выгодоприобретателям) содействие в истребования и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм.
Таким образом, обязанностями МВД по Республике Дагестан является только страхование жизни здоровья сотрудников, а также своевременное предоставление сотруднику необходимых ему для осуществления страховой выплаты документов.
Во исполнение первого был заключен государственный контракт, а во исполнение второго МВД по Республике Дагестан направило документы в страховую компанию. Но страховая компания вернула документы, ссылаясь на то, что инвалидность ФИО10 P.Ш. установлена по истечении года.
В соответствий с выпиской из приказа МВД по Республике Дагестан от 7 июня 2013г. N 1010 л/с Селимов Р.Ш. уволен из ОВД с 14 мая 2.010г.
Согласно справке МСЭ -2011г. N от 12.07.2012г., третья группа инвалидности установлена Селимову Р.Ш. "дата", т.е. по истечении одного года после увольнения со службы (через 2 года).
Установление инвалидности по истечении одного года после увольнения со службы не является страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования, в соответствии с указанным Федеральным законом.
В апелляционной жалобе ОАО "Росгосстрах" также содержится просьба об отмене постановленного судом первой инстанции решения, как незаконного и необоснованного. Указывается на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска Селимова Р., поскольку в силу ст. 4 ФЗ N52 страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования среди прочих является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы. Селимову инвалидность установлена за пределами указанного срока, что не подпадает под действие ФЗ N52.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах ответчиков по делу, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене с принятием по делу нового решения по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
При вынесении решения судом допущены указанные нарушения закона.
Согласно положений п. 3 ст. 927 ГК РФ, законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).
В соответствии с положениями ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями. Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию.
Как следует из положений п. 1 ст. 934 ГК РФ, по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
Из положений п. 3 ст. 936 ГК РФ следует, что объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом, а в случае, предусмотренном п. 3 ст. 935 настоящего Кодекса, законом или в установленном им порядке.
Статьей 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено государственное личное страхование военнослужащих за счет средств федерального бюджета (п. 1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы
"
жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном
страховании лиц
подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы,
службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - служба), военных сборов
по день окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
В силу ст.4 названного федерального закона страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются, в том числе, установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов(абз.2);
установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов(абз.3;
получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии);
При наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 4 настоящего Федерального закона, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица
считаются застрахованными
в течение одного года после окончания военной службы,
службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что истец Селимов Р.Ш. проходил службу в органах МВД по РД, являлся лицом, застрахованным в системе государственного обязательного страхования до увольнения со службы, а по страховым случаям, предусмотренным абз. 3 ст. 4 Закона, до истечения одного года после увольнения со службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Селимов Р.Ш. уволен из органов внутренних дел по ст.19 п."б" Закона РФ "О милиции"(по достижении предельного возраста) приказом N 318 МВД по РД с 14 мая 2010 года.
Инвалидность Селимову Р.Ш. установлена 03.07.2012 года, то есть по истечении двух лет одного месяца 19 дней после увольнения (за пределами годичного срока с момента увольнения).
С учетом того, что страховой случай в виде установления истцу инвалидности 3 группы в редакции военная травма наступил по истечении одного года после увольнения истца со службы ОАО "Росгосстрах" не признало данное событие страховым случаем и отказало в выплате страхового возмещения(л.д.43).
Судебная коллегия, учитывая данные обстоятельства, а именно что истец уволен из органов внутренних дел 14.05.2010г. и ему установлена 3 группа инвалидности 03.07.2012г., то есть, по истечении одного года после увольнения со службы, полагает данное событие в силу приведенных выше норм материального права не относящимся к страховому случаю, в связи с чем вывод суда первой инстанции о незаконности отказа в выплате Селимову Р. страховых сумм находит ошибочным не соответствующим обстоятельствам дела и основанным на неверном толковании норм материального права.
Судом в нарушение требований ст.198 ГПК РФ не мотивирован и вывод о восстановлении истцу срока выплаты страховой суммы со ссылкой на соответствующие нормы закона, которые предусматривали бы возможность такого восстановления.
Таким образом решение суда об удовлетворении исковых требований Селимова Р.Ш. является незаконным и необоснованным, в связи с чем подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в иске, а апелляционная жалоба ответчиков - удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 22.10.2014г. отменить, по делу принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Селимову Р. Ш. отказать.
"."
"."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.