Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Омарова Д.М. и Мустафаевой З.К.,
при секретаре Юсупове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главы МО "с.Карланюрт" Хасавюртовского района РД Мамаева С.Э. на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 7 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Хасавюртовского района РД в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации МО "сельсовет Карланюртовский" Хасавюртовского района РД об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог сельского поселения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования МО "сельсовет Карланюртовский" Хасавюртовского района РД в срок до 05.12.2014 года произвести паспортизацию автомобильных дорог внутри населенного пункта с. Карланюрт Хасавюртовского района РД в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования".
Заслушав доклад судьи Зайнудиновой Ш.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Хасавюртовского района РД обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации МО "сельсовет Карланюртовский" Хасавюртовского района РД об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог сельского поселения, мотивируя свои требования тем, что на территории поселения МО "сельсовет Карланюртовский" Хасавюртовского района не соблюдаются требования по надлежащему обеспечению безопасности дорожного движения, и на основании представленной местной администрацией информации выявлено, что паспортизация автомобильных дорог указанного поселения не произведена.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года за N131-ФЗ к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. А в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования (Части 1 и 2 ст.5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 года N 257-ФЗ). Согласно ч.8 ст.6 указанного Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В силу ч.9 ст.5 названного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Согласно ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 года N257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Технический паспорт автомобильных дорог, расположенных внутри с. Карланюрт Хасавюртовского района, отсутствует. Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" установлено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83). Указанная инструкция возлагала проведение паспортизации на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. Однако после возникновения института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. В связи с этим паспортизацию дорог, находящихся в собственности органов местного самоуправления, должны проводить органы местного самоуправления. Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 года N150, определено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Учитывая, что спорные дороги расположены в границах населенного пункта, являются собственностью администрации МО "сельсовет Карланюртовский" Хасавюртовского района, истец считает, что паспортизацию должен осуществлять ответчик. В целях защиты прав неопределенного круга лиц требуется применения мер прокурорского реагирования. По указанным основаниям он просит обязать администрацию муниципального образования МО "сельсовет Карланюртовский" Хасавюртовского района в срок до 05.12.2014 года произвести паспортизацию автомобильных дорог внутри населенного пункта с. Карланюрт Хасавюртовского района РД в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Главы МО "с.Карланюрт" Хасавюртовского района РД Мамаева С.Э. выражается несогласие с решением суда, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование своих доводов указывает о том, что в настоящее время в бюджете администрации МО "Село Карланюрт" Хасавюртовского района РД не имеется достаточных денежных средств, необходимых для выполнения работ по паспортизации автомобильных дорог внутри населенного пункта с.Карланюрт Хасавюртовского района РД, меры для устранения указанных нарушений не принимались и в настоящее время отсутствует реальная возможность выполнить эти работы в указанные в решении суда сроки.
Тендерные мероприятия по размещению муниципального заказа на выполнение работ по паспортизации автомобильных дорог будут проведены после выделения ассигнований из бюджета муниципального образования "Хасавюртовский район".
Технический паспорт на автомобильные дороги общего пользования внутри населенного пункта с.Карланюрт Хасавюртовского района РД отсутствует. В материалах дела отсутствуют доказательства нарушения каких-либо прав неопределенного круга лиц и влияние на безопасность дорожного движения из-за отсутствия паспорта дороги. Проведение паспортизации автомобильных дорог внутри населенных пунктов района законом возложено на дорожное Управление Хасавюртовского района и в этом нет вины администрации села.
Стороны, извещенные надлежаще, на заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки не известили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" установлено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1 -83).
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 года N 150, определено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно учел, что, поскольку спорная дорога расположена в границе сельского поселения, она является собственностью МО "Село Карланюрт" Хасавюртовского района, в связи с чем ее паспортизацию должен осуществлять ответчик.
Ссылка главы администрации на отсутствие в бюджете местной администрации достаточных денежных средств для выполнения вышеуказанных работ, необходимости произвести перераспределение денежных средств для выполнения решения суда, само по себе не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог и не может быть служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств, оснований для которых судебная коллегия не усматривает.
Каких-либо нарушений норм процессуального права при принятии решения судом допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 7 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы МО "Село Карланюрт" Хасавюртовского района Республики Дагестан Мамаева С.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.