Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А.К.
судей - Хираева Ш.М., Ашурова А.И.
при секретаре - Азизовой Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя муниципального образования сельского поселения " "адрес"" (далее МО СП " "адрес"") Шигаева И.Ш. на решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от 03 февраля 2014 года по делу по заявлению заместителя прокурора Ногайского района Республики Дагестан Заргишиева Р.Э. о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - МО СП " "адрес"" Ногайского района Республики Дагестан, выразившееся в неопубликовании сведений о бюджете муниципального образования на 2014 год и обязании МО СП " "адрес"" опубликовать сведения о бюджете сельского поселения на 2014 год в установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации порядке,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Ногайского района Республики Дагестан Заргишиев Р.Э. обратился в суд с вышеуказанным заявлением сославшись на то, что в ходе проведенной проверки было установлено, что бюджет муниципального образования сельского поселения " "адрес"" Ногайского района Республики Дагестан на 2014 год не был опубликован в средствах массовой информации, что противоречит положениям статей 15, 5 и 36 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которыми бюджеты муниципальных образований подлежат обязательному опубликованию для всеобщего сведения.
В связи с этим прокурор просил признать незаконным бездействие МО СП " "адрес"" Ногайского района РД по не опубликованию принятого бюджета на 2014 год, обязать МО СП " "адрес"" Ногайского района РД опубликовать бюджет муниципального образования на 2014 год в установленном Бюджетным кодексом РФ порядке.
Решением суда заявление прокурора удовлетворено. Суд признал бездействие органа местного самоуправления - МО СП " "адрес"", выразившееся в не опубликовании сведений о принятом бюджете МО СП " "адрес"" на 2014 год - незаконным и обязал МО СП " "адрес"" опубликовать принятое решение о бюджете муниципального образования на 2014 год в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
С таким решением суда не согласно МО СП " "адрес"" Ногайского района РД, в апелляционной жалобе которой поставлен вопрос об отмене решения суда, как постановленного в нарушение закона.
В обоснование доводов апелляционной жалобы представитель МО СП " "адрес"" Шигаев И.Ш. указывает, что МО СП " "адрес"" Ногайского района РД был принят предварительный бюджет на 2014 год, 31 декабря 2013 года Собранием депутатов принят бюджет в окончательной форме, однако к этому времени не поступили контрольные цифры с Министерства финансов РД, которые необходимо было указать в бюджете, в связи с чем решение о принятии бюджета своевременно не было опубликовано. Указанные сведения поступили только 29 января 2014 года. К моменту рассмотрения дела Ногайским районным судом принятый бюджет уже был направлен в адрес редакции газеты "Голос степи" на опубликование. Таким образом МО СП " "адрес"" сделано все возможное для своевременной публикации бюджета, и указанное прокурором нарушение законодательства допущено муниципальным органом по независящим от него обстоятельствам.
Глава МО СП " "адрес"" Ногайского района РД, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
В силу указанного дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Алиевой Ф.Д., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с частью 3 ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В части 2 ст.24 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с общими нормами действующего законодательства бюджет муниципального образования является нормативным правовым актом, непосредственно касающимся прав и свобод населения муниципального образования.
В части 2 ст.5 Бюджетного кодекса РФ установлено, что решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 5 дней после его подписания в установленном порядке.
Согласно ст.28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах прозрачности (открытости).
Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов (ст.36 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с частью 2 ст.47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В части 6 ст.52 вышеуказанного Федерального закона установлено, что и проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Собрания депутатов МО СП " "адрес"" Ногайского Района РД от 31 декабря 2013 года утвержден бюджет муниципального образования сельского поселения " "адрес"" на 2014 год который не был официально опубликован в средствах массовой информации для всеобщего сведения.
При этом никаких мер для своевременного опубликования бюджета муниципального образования ни в средствах массовой информации, ни в сети "Интернет" МО СП " "адрес"" Ногайского Района РД не принималось.
Из пояснений представителя МО СП " "адрес"" Шигаева И.Ш. в судебном заседании следует, что решение о принятии бюджета своевременно не было опубликовано в связи с тем, что ко времени его принятия из Министерства финансов РД не поступили контрольные суммы межбюджетных трансфертов, которые необходимо было указать в бюджете
Между тем с такой позицией согласиться нельзя, поскольку исполнение обязанностей по информированию населения о деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими решениях, непосредственно касающихся интересов граждан, не должно ставиться в зависимость от решения каких либо организационных вопросов, послуживших причиной такого неисполнения.
Ответчиком суду не представлено доказательств принятия мер по своевременному получению информации об указанных контрольных цифрах межбюджетных трансфертов на 2014 год.
С указанными в апелляционной жалобе доводами судебная коллегия не соглашается, поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства нормативные правовые акты, непосредственно касающиеся интересов граждан, в том числе бюджеты муниципальных образований, должны быть официально опубликованы в средствах массовой информации. Возможность иным образом обнародовать указанные акты предусматривается только в исключительных случаях, когда не имеется возможность их опубликования. В данном случае суд такого исключительного случая не установил. Более того, из материалов дела видно, что администрацией муниципального образования даже не предпринимались меры для официального опубликования принятого бюджета.
При таких обстоятельствах суд правильно удовлетворил заявление прокурора и оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от 03 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования сельского поселения " "адрес"" Ногайского района Республики Дагестан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.