Постановление Президиума Верховного Суда Республики Дагестан от 30 апреля 2014 г.
(Извлечение)
Президиум Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Мирзаева P.M.,
членов президиум Августиной И.Д., Гаджиевой Ш.В., Гарунова И.З., Гончарова И.А., Мамаева И.М., Сулейманова С.М.,
при секретаре Аскерхановой Д.Ю.,
рассмотрел по кассационной жалобе и.о.главы администрации МО " ".". гражданское дело по иску "." к администрации МО " "адрес"" о взыскании ежемесячной доплаты к пенсии и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад члена президиума Августиной И.Д., объяснения ФИО1, его представителя адвоката ФИО13, просивших отклонить кассационную жалобу, президиум
УСТАНОВИЛ:
"." обратился в суд с иском к администрации МО " "адрес"" о взыскании ежемесячной доплаты к пенсии в размере 18.745 рублей 5 копеек и компенсации морального вреда в размере 70 000 рублей.
В обоснование иска указал, что постановлением главы администрации МО " "адрес"", вынесенным в соответствии с Законом Республики Дагестан от "дата" N "О государственной службе Республики Дагестан" ему была установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 80 % месячного денежного содержания, исходя из муниципальной службы 40 лет. Перерасчет ежемесячной доплаты к его пенсии за выслугу лет централизованной бухгалтерией администрации МО " "адрес"" произведен с нарушением действующего законодательства, т.е. без применения 0,8 денежного вознаграждения (денежного содержания). За период с октября 2012 года по май 2013 года ответчиком ему не выплачено 18.745 рублей 5 копеек. Указанная сумма слагается из подлежавших выплате ему сумм ежемесячных доплат к пенсии. За период с октября 2012 года по декабрь 2012 года ежемесячно к его пенсии недоплачено 761 рублей 95 копеек, что в итоге составляет 2.285 рублей 85 копеек, а за период с января по май 2013 года ежемесячно ему недовыплачено 3.291 рубль 24 копейки, что в итоге составляет 16.456 рублей 20 копеек. Незаконные действия ответчика привели его к переживаниям, он перенес инсульт. Размер компенсации причиненного ему морального вреда он оценивает в сумме 70.000 рублей.
Решением Кайтагского районного суда от "дата" постановлено:
"В удовлетворении иска "." о взыскании с администрации МО " "адрес"" ежемесячной доплаты к пенсии в сумме 18.745 рублей 5 копеек и компенсации морального вреда в размере 70.000 рублей отказать".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от "дата" постановлено:
"Решение Кайтагского районного суда от "дата" в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании с администрации МО " "адрес"" ежемесячной доплаты к пенсии за период с октября 2012 года по май 2013 года в общей сумме 18.745 рублей 5 копеек отменить.
В отмененной части принять новое решение.
Исковые требования удовлетворить.
В остальной части решение суда оставить без изменения".
В кассационной жалобе и.о.главы администрации МО " "адрес"" ФИО14 просит отменить апелляционное определение в части удовлетворения требований ФИО1 с оставлением без изменения решения суда первой инстанции.
В обоснование жалобы указывается, что судебная коллегия, принимая во внимание расчет задолженности доплаты к пенсии, представленный истцом, ошибочно исходила из того, что он является лицом, замещавшим муниципальную должность, в связи с чем на него распространяются положения Закона Республики Дагестан от "дата" N "О государственных должностях Республики Дагестан". ФИО2 А.А. замещал должность зоотехника УСХ "адрес", относящейся к должностям муниципальной службы, пенсионное обеспечение которых регулируется Законом Республики Дагестан от "дата" N "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан".
Представитель администрации МО " "адрес"" не соглашался с расчетами, представленными истцом, поскольку они противоречат пенсионному законодательству Республики Дагестан и Положению о порядке установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, утвержденным решением "адрес" собрания от "дата" N 67. Судебной коллегией не принято во внимание решение комиссии при администрации МО " "адрес"" по назначению, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в МО " "адрес"", от "дата" и заключение председателя контрольно-счетной палаты МО " "адрес"" по расходованию средств бюджета МО " "адрес"" на выплату пенсии за выслугу лет бывшим муниципальным служащим и доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, от "дата", представленных в суд апелляционной инстанции. Оставлено без оценки судебной коллегией и то обстоятельство, что с 2002 года по "дата" никаких правовых актов администрацией МО " "адрес"" о перерасчете доплаты к пенсии ФИО1 не издавалось, перерасчет доплаты к его пенсии производило муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия" "адрес", не имея на это никаких законных оснований. Само "Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы" разработано и утверждено решением "адрес" собрания только лишь "дата". В результате игнорирования данной ситуации прежним руководством района из бюджета района истцу были произведены необоснованно завышенные доплаты к пенсии.
Определением судьи Верховного Суда Республики Дагестан Августиной И.Д. от "дата" кассационная жалоба с делом передана на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Дагестан.
Президиум находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие основания по делу имеются.
На момент отставки ФИО1 пенсионное обеспечение муниципальных служащих регламентировалось ст.19 Закона Республики Дагестан от "дата" N "О государственной службе Республики Дагестан".
В соответствии со ст.19 названного закона государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет. Условия, порядок назначения и выплаты указанной пенсии определяются в соответствии с законодательством.
При выходе на пенсию государственный служащий имеет право на ежемесячную доплату к пенсии из республиканского бюджета Республики Дагестан при наличии стажа государственной службы 12,5 лет для мужчин и 10 лет для женщин.
Лицам, замещающим государственные должности категории "А", предусмотренные Реестром государственных должностей Республики Дагестан, устанавливается ежемесячная доплата к пенсии, обеспечивающая общую сумму пенсии и доплаты в размере 80 % денежного содержания независимо от стажа государственной службы.
При стаже государственной службы 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 55 % месячного денежного содержания государственного служащего.
Сумма пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии увеличивается на 3 % месячного денежного содержания государственного служащего за каждый полный год стажа государственной службы сверх 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин. При этом сумма пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии не может превышать 80 % месячного денежного содержания государственного служащего.
Государственные служащие, имеющие выслугу лет на государственной службе мужчины не менее 12,5 года, женщины - 10 лет - имеют право выхода на пенсию досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию по старости.
Месячное денежное содержание государственного служащего для исчисления размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии определяется по должности, занимаемой им на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, по выбору лица, обратившегося за установлением доплаты к пенсии.
При изменении в соответствии с законодательством должностного оклада по соответствующей государственной должности или государственной пенсии размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается.
В случае смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю смерти кормильца. Условия, порядок назначения и выплаты указанной пенсии определяются законом.
В соответствии с Законом Республики Дагестан от "дата" N "О муниципальной службе в Республике Дагестан" в целях обеспечения социальных прав лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Республике Дагестан, постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N утверждено "Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Республике Дагестан".
В соответствии с п.5 вышеуказанного Положения ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Республике Дагестан, предусмотренные Единым реестром, устанавливается при наличии стажа муниципальной службы не менее 12 лет 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин.
При стаже муниципальной службы 12 лет 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 55 % месячного денежного содержания муниципального служащего. Сумма пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии увеличивается на 3 % месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 12 лет 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин. При этом сумма пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии не может превышать 80 % месячного денежного содержания муниципального служащего.
Из материалов дела видно, что постановлением главы администрации МО " "адрес"" от "дата" N в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N ФИО1, замещающему муниципальную должность главного зоотехника УСХ районной администрации "адрес", исходя из стажа муниципальной службы более 40 лет, установлена ежемесячная доплата, составляющая сумму с учетом государственной пенсии 80 % месячного денежного содержания.
При этом месячное денежное содержание ФИО1 согласно постановлению от "дата" N составляет 3.014 рублей, в том числе должностной оклад 1.520 рублей (л.д.7).
В постановлении администрации МО " "адрес"" от "дата" N размер ежемесячной доплаты не установлен, а определены критерии его расчета - стаж работы, процентное отношение доплаты от денежного содержания, месячное денежное содержание и должностной оклад.
Оспаривая обоснованность перерасчета произведенного централизованной бухгалтерией МО " "адрес"" размера ежемесячной доплаты за выслугу лет к его пенсии, ФИО2 А.А. не указал, какая ежемесячная доплата ему была установлена в 2002 году, не привел данные о размере его государственной пенсии по старости, данные об индексации месячного денежного содержания муниципальных служащих.
В приведенном истцом расчете исковой суммы указано, что размер его денежного содержания составляет 12.178 рублей 7 копеек, что не соответствует данным, содержащимся в указанном постановлении администрации МО " "адрес"".
Также не приведены доказательства, подтверждающие динамику изменения размера государственной пенсии истца в юридически значимый период.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что МО " "адрес"" не принят нормативно-правовой акт, регулирующий пенсионные правоотношения муниципальных служащих.
Такой вывод суда не основан на законе, поскольку отсутствие муниципального нормативного правового акта не лишает муниципального служащего прав по пенсионному обеспечению, предусмотренных в соответствующих федеральных законах и законах субъекта Российской Федерации.
Также суд первой инстанции указал, что применительно к муниципальному служащему ФИО1 предусмотренные законами Российской Федерации и Республики Дагестан расчеты, начисления и выплаты пенсии произведены правильно.
Как видно, решение суда первой инстанции является немотивированным и не отвечает предусмотренным ст.198 ГПК РФ требованиям. Судом в нарушение требований ст.ст.147-150 ГПК РФ не проведена подготовка дела к судебному разбирательству, не определены обстоятельства, имеющие юридическое значение по делу.
По этим основаниям судебная коллегия отменила решение суда и приняла новое решение, которым исковые требования удовлетворила в полном объеме.
При этом в основу принятого судом апелляционной инстанции нового решения был положен расчет истца.
Между тем, правильность приведенных в расчете истца базовых данных с учетом требований закона судебная коллегия не проверила.
Как указано выше, для определения размера полагающейся муниципальному служащему доплаты за выслугу лет необходимо учитывать стаж его муниципальной службы, размер его государственной пенсии по старости, размер его месячного денежного содержания на момент увольнения (либо с учетом индексации, если таковая была проведена), предельный размер денежного содержания, принимаемый к расчету.
Судебная коллегия указанные показатели не выяснила и соответствующий расчет в апелляционном определении не привела, необоснованно сославшись на признание исковых требований представителем ответчика.
Как следует из протокола судебного заседания от "дата", представитель ответчика согласился с тем, что размер денежного содержания в должности, замещаемой истцом в указанные в расчете периоды, указан правильно, но при этом представитель ответчика не соглашался с обоснованностью и законностью представленного истцом расчета задолженности, что подтверждается также его речью в судебных прениях (л.д.92-94).
Также судебная коллегия не учла изменения в законодательстве, регламентирующем пенсионное обеспечение за выслугу лет лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Дагестан (муниципальной службы): Законы Республики Дагестан от "дата" N 5, "дата" N 32, "дата" N 7, "дата" N 55.
В соответствии с Законом Республики Дагестан от "дата" N "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан "О государственной службе Республики Дагестан"" были изменены условия назначения и выплаты доплаты к пенсии за выслугу лет.
В частности, общая сумма ежемесячной доплаты к пенсии и трудовой пенсии была снижена с 80 % до 75 %, а предельное денежное содержание, принимаемое к расчету, составило 1,8 должностного оклада.
Вместе с тем, в ст.3 Закона Республики Дагестан от "дата" N "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан "О государственной службе Республики Дагестан"" предусмотрено, что в случае, если размер ежемесячной доплаты к пенсии при перерасчете в соответствии с указанным Законом уменьшается по сравнению с ранее установленным, ежемесячная доплата к пенсии выплачивается в размере, установленном до вступления в силу настоящего Закона.
Следовательно, при уменьшении по сравнению с ранее установленным размером доплаты к пенсии за выслугу лет такая доплата должна выплачиваться пенсионеру в ранее назначенном размере до тех пор, пока в результате индексации месячного денежного содержания размер доплаты, исходя из новых критериев ее определения, не увеличится.
Указанные нормы материального права необоснованно не применены судом апелляционной инстанции, в результате чего не все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, были определены и исследованы судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационную жалобу и.о.главы администрации МО " "адрес"" ФИО14удовлетворить частично.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от "дата" в части принятия нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании с администрации МО " "адрес"" ежемесячной доплаты к пенсии за период с октября 2012 года по май 2013 года в общей сумме 18.745 рублей 5 копеек отменить.
Дело в отменной части направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
ФИО15 ФИО17
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.