Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Сангаджиева А.В.,
судей Кашиева М.Б., Панасенко Г.В.,
при секретаре Цедеевой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Велегурина Виктора Александровича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия, Федеральному государственному казенному учреждению "1 Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия", о расчете и выплате задолженности по заработной плате за сверхурочную работу, компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Велегурина В.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 5 февраля 2014 г.
Заслушав доклад судьи Панасенко Г.В., объяснения истца Велегурина В.А.и его представителя Велегурина В.А., поддержавших доводы жалобы, возражения представителей Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия Обушинова С.П., Федерального государственного казенного учреждения "1 Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" Чудляева О.Н., Бербенцева А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Велегурин В.А. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим.
С **** г. он стал проходить службу в СВПЧ-1 ОПО МВД КАССР в должности пожарного, позже - старшего инструктора по вождению пожарных машин - водителя. С " " г. перешел на службу в пожарную часть-1 УГПС МЧС России по РК. В 2010-2011 г. служил в должности старшего инструктора по вождению пожарного автомобиля - водителя в пожарной части N1 Центра управления силами федеральной противопожарной службы по РК, с " " г. продолжил службу в пожарной части N1 Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по РК, с " " г. - пожарной части N1 ФГКУ "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по РК". С " " г. проходил службу в должности старшего инструктора по вождению пожарного автомобиля - водителя в пожарной части N1 ФГКУ "1 ОФПС по РК". Уволен со службы с " " г на основании п. "б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по достижению предельного возраста. Служебными контрактами было предусмотрено, что продолжительность его рабочего времени составляет 40 часов в неделю, работа осуществляется в соответствии с графиками сменности: сутки через три дня отдыха. Между тем, в период службы на основании приказов руководства он систематически выполнял служебные обязанности сверх установленной контрактом нормальной продолжительности рабочего времени, в частности, работал сутки через два дня отдыха, на час раньше приходил на работу и позже уходил с работы. В нарушение требований трудового законодательства ответчиками надлежащий учет сверхурочной работы не велся, оплата этой работы и праздничных дней не производилась, отгулы за переработку часов не предоставлялись, что нашло свое подтверждение в материалах проверки за 2013 г., проведенной прокуратурой г.Элисты и Государственной трудовой инспекцией по РК. По результатам проверки ему произведена доплата за работу в праздничные дни за 2013 г. Просил признать действия Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия (далее по тексту - ГУ МЧС России по РК) по невыплате ему заработной платы за сверхурочную работу за период работы - до " " г. незаконными и обязать его произвести расчет и выплату заработной платы за выполненную сверхурочную работу за период работы - до " " г., взыскать с ГУ МЧС России по РК заработную плату за сверхурочную работу за период работы с " " г. в сумме *** руб. ** коп. и компенсацию за задержку выплат - *** руб. ** коп., всего *** руб. ** коп.; признать действия Федерального государственного казённого учреждения "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" (далее по тексту - ФГКУ "1 ОФПС по РК") по невыплате заработной платы за сверхурочную работу за период с " " г. до увольнения незаконными и обязать его выплатить ему заработную плату за сверхурочную работу за указанный период в сумме *** руб. ** коп. и компенсацию за задержку выплат - *** руб. 00 коп., всего *** руб. ** коп., а также компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
В судебное заседание истец Велегурин В.А. не явился, его представитель Велегурин В.А. заявленные требования поддержал.
Представители ГУ МЧС России по РК Обушинов С.П., ФГКУ "1 ОФПС по РК" - Чудляев О.Н. и Бербенцев А.Н. исковые требования не признали.
Представитель ответчика - Пожарной части N1 ФГКУ "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по РК", извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 5 февраля 2014 г. в удовлетворении иска Велегурину В.А. отказано.
В апелляционной жалобе Велегурин В.А. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Указывает, что судом нарушено его право на судебную защиту. В частности, суд отказал в удовлетворении его ходатайства об отложении рассмотрения дела ввиду болезни и рассмотрел дело без его участия.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как видно из протокола судебного заседания от 5 февраля 2014 г. представителем истца Велегуриным В.А. было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела по причине болезни истца, однако суд в удовлетворении ходатайства отказал и рассмотрел дело в отсутствие истца Велегурина В.А.
Из справки ФКУ "Медико-санитарная часть МВД РФ по РК" видно, что 5 февраля 2014 г. Велегурин В.А. находился на приеме у участкового терапевта участка N** Н.М.А. и ему установлен диагноз - ОРВИ, фаринготрахеит, что подтверждает неявку истца в судебное заседание по уважительной причине.
Таким образом, имеется основание, предусмотренное ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, для рассмотрения настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ суд апелляционной инстанции определением от 10 апреля 2014 г. перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 июля 2013 г. является незаконным и подлежит отмене в связи с существенным нарушением судом норм процессуального права.
В настоящем судебном заседании Велегурин В.А. и его представитель Велегурин В.А. поддержали заявленный иск.
Представители ГУ МЧС России по РК - Обушиев С.П., ФГКУ "1 ОФПС по РК"- Чудляев О.Н. и Бербенцев А.Н. иск не признали.
Представитель ответчика - Пожарной части N1 Федерального государственного казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по РК", извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
На основании ч.3 ст. 167, ст.327 ГПК РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ГУ МЧС России по РК, о расчете и выплате задолженности по заработной плате за сверхурочную работу, компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что Велегурин В.А. в трудовых отношениях с указанным лицом не состоял, в силу чего последний не несет перед истцом какой-либо обязанности по выплате заработной платы, в том числе за сверхурочную работу.
С этими выводами следует согласиться.
С учетом особого правового статуса сотрудников системы органов Государственной противопожарной службы МЧС России, обусловленного спецификой службы, отношения, связанные с прохождением службы, регулируются специальными Федеральными законами - от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе МЧС России, утвержденной приказом МЧС России N 668 от 3 ноября 2011 г., приказом МЧС РФ от 5 апреля 2011 г. N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны".
Как установлено судом апелляционной инстанции, " " г. Велегурин В.А. был принят на службу в ОПО МВД КАССР, служил в должности пожарного первой самостоятельной военизированной пожарной части, затем - водителя и старшего инструктора по вождению пожарного автомобиля-водителя.
С " " г. стал проходить службу в должности старшего инструктора по вождению пожарного автомобиля в Пожарной части-1 УГПС МЧС России по РК; с " " г. - в той де должности в Пожарной части-1 ГПС МЧС Республики Калмыкия; с " " г. в той же должности - в Пожарной части-1 Управления по делам ГО и ЧС г.Элисты ; с " " г. - в Пожарной части-1 ОГСП МЧС России по Республике Калмыкия; с " " г. - в должности старшего инструктора по вождению пожарного автомобиля - водителя в Пожарной части N1 Центра управления силами федеральной противопожарной службы по РК, с " " г. - в той же должности в пожарной части N1 Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по РК, с " " г. - в той же должности в пожарной части N1 ФГКУ "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по РК".
С " " г. Велегурин В.А. проходил службу в должности старшего инструктора по вождению пожарного автомобиля - водителя в ФГКУ "1 ОФПС по РК". Уволен со службы с ** ххх **** г на основании п. "б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по достижению предельного возраста.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными материалами дела.
В обоснование заявленных требований к ГУ МЧС по РК истец указал, что в период с " " г. состоял в трудовых отношениях с данным лицом, которое имеет перед ним задолженность по оплате сверхурочной работы, ссылался при этом на заключенные им контракты на прохождение службы, имеющиеся в материалах дела, служебное удостоверение.
В соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра МЧС РФ от 6 августа 2004 г. N 372, ГУ МЧС России по РК является государственным органом, входящим в систему МЧС России, осуществляющим в установленном порядке руководство подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, пожарно-спасательными, поисково-спасательными, аварийно-спасательными формированиями и иными подразделениями и организациями МЧС России, дислоцированными на территории Республики Калмыкия. Главное управление является юридическим лицом. К полномочиям руководителя Управления отнесено утверждение должностных окладов, надбавок и дополнительных выплат военнослужащим, сотрудникам, государственным служащим и работникам ГУ МЧС России по РК, предоставление им отпусков, направление в командировки.
Из контрактов на прохождение службы от " ", на которые ссылается истец, видно, что они были заключен им в первом случае с начальником Пожарной части 1 ОГПС МЧС России по РК на прохождение службы в Государственной противопожарной службе - в указанном подразделении до " " г., во втором случае - в лице начальника Пожарной части N1 Федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия" на прохождение службы в данном подразделении до " " г.
Из должностных обязанностей старшего инструктора по вождению пожарной машины - водителя Пожарной части N1 ФГКУ ""1 ОФПС по РК", следует, что назначение на указанную должность и увольнение с нее производится приказом начальника данного учреждения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом доказательств того, что он состоял в трудовых отношениях с ГУ МЧС по РК в вышеназванные периоды своей трудовой деятельности, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ГУ МЧС по РК, к которому предъявлены исковые требования о расчете и выплате задолженности по заработной плате за сверхурочную работу за период с " " г., компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда, не может по ним отвечать, а истец настаивает на данном ответчике, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.
Разрешая исковые требования о расчете и выплате задолженности по заработной плате за сверхурочную работу за период с " " г., компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда, предъявленные к ФГКУ ""1 ОФПС по РК", и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из недоказанности факта наличия у ответчика задолженности перед истцом по оплате сверхурочной работы.
Указанные выводы суда следует признать правильными.
В соответствии с пп. 118-121 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе МЧС России, утвержденной приказом МЧС России N 668 от 3 ноября 2011 г. в каждой организации МЧС России устанавливается регламентированный внутренний распорядок дня с учетом особенностей оперативно-служебной деятельности и оперативной обстановки, местных условий и других обстоятельств. Распорядок дня определяет время начала и окончания работы, начало и продолжительность обеденного перерыва, сменность в несении службы отдельных категорий сотрудников, часы проведения занятий в системе служебно-боевой подготовки с личным составом. Сотрудники могут при необходимости привлекаться к службе сверх установленного рабочего времени по письменному приказу руководителя соответствующей организации МЧС России с предоставлением соответствующих компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно разд. 4 п. 4.1, 4.2 приказа МЧС РФ от 5 апреля 2011 г. N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны" караульная служба осуществляется личным составом караулов (дежурных смен) подразделений посредством посменного несения дежурства. Продолжительность дежурства определяется работодателем на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ.
Согласно ст. 99 и 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Как следует из материалов дела, с " " г. Велегурин В.А. проходил службу в должности старшего инструктора по вождению пожарного автомобиля - водителя в ФГКУ "1 ОФПС по РК", уволен со службы по достижению предельного возраста пребывания на службе.
Для данной категории сотрудников был установлен суточный режим несения службы с предоставлением трех суток отдыха, введен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один год; предусмотрено, что продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов, общая продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, что подтверждается приказом руководителя ФГКУ "1 ОФПС по РК" от 1 января 2013 г. N1 (п.10.1, п.5).
Согласно пояснениям представителей ФГКУ "1 ОФПС по РК" Чудляева О.Н. и Бербенцева А.Н. на сотрудников, несущих посменную караульную службу, распространяется режим, установленный приказом МЧС РФ от 5 апреля 2011 г. N 167.
В приложении N3 к вышеназванному приказу указано, что осуществление караульной службы личным составом караулов (дежурных смен) подразделений производится посредством посменного несения суточного дежурства - с 8 час.00 мин. до 8 час. 00 мин. При этом смена караула производится в указанный период времени.
В соответствии с Порядком исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 г. N588н, а также производственным календарем на 2013 г., опубликованным в Бюллетене трудового и социального законодательства РФ, 2012 г., N 10, норма рабочего времени в 2013 г. при 40-часовой рабочей неделе составила 1970 час.
Из табелей учета рабочего времени в ФГКУ "1 ОФПС по РК" за **** год следует, что истец отработал следующие часы: в январе - *** час., феврале - *** час., марте - *** час., апреле - ** час. С 17 апреля по день увольнения истец не работал по причине болезни и нахождения в ежегодном отпуске. Всего отработано истцом в указанный период *** час.
Представленный Велегуриным В.А. расчет причитающихся ему сумм, который он произвел исходя из разницы между нормой рабочих часов в период с 1 января по 12 августа 2013 г. (установленной производственным календарем за вычетом времени нахождения в отпуске и болезни) и фактически отработанными часами в тот же период, что составило ** час., с прибавлением времени, затраченного на пересменки, - ** час., в связи с чем пришел к выводу о выполненной сверхурочной работе продолжительностью *** часов, не может быть принят во внимание. поскольку противоречит положениям ст. 99 и 104, 152 Трудового кодекса РФ, а также служебному распорядку.
Исходя из буквального толкования понятия сверхурочной работы указанными нормами закона, определение часов переработки будет возможным только после окончания учетного периода.
Учитывая, что на момент увольнения Велегурина В.А. учетный период - календарный год не был завершен, определение количества часов переработки за 2013 г. является неправомерным, и, следовательно, оснований для взыскания доплаты за сверхурочную работу за указанный период не имеется.
Кроме того, судебная коллегия учитывает следующее.
В силу положений п. 3 ч. 1 ст. 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Аналогичные положения предусмотрены приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
Пунктом 97 названного приказа закреплено, что исчисление часовой ставки для оплаты сверхурочной работы производится путем деления должностного оклада на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.
С учетом изложенного, среднемесячное количество рабочих часов по производственному календарю в отношении истца составляет 164,17 час.
Материалами дела подтверждается, что с учетом указанной среднемесячной нормы часов за период с " " г. норма рабочего времени составляет *** часов, а фактически истцом отработано *** час., разница составляет ** час.
Вместе с тем, из материалов дела, пояснений сторон видно, что ответчик произвел истцу доплату за 72 час. работы в нерабочие праздничные дни за период с 1 января по 12 августа 2013 г. в двойном размере в сумме **** руб. ** коп. (январь - 48 час., февраль - 16 час., март - 8 час.).
Согласно п. 4 разъяснения "О компенсации за работу в праздничные дни", утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 8 августа 1966 г. N 465/П-21, при подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку работа в праздничные дни оплачена истцу в двойном размере, то есть как выполненная сверх месячной нормы рабочего времени, довод истца о наличии у ответчика перед ним задолженности по заработной плате за сверхурочные часы является необоснованным.
Поскольку правовая природа сверхурочной работы и работы в нерабочие праздничные дни едина, оплата в повышенном размере одновременно как на основании ст. 152 Трудового кодекса РФ, так и ст. 153 того же кодекса, будет являться необоснованно чрезмерной.
Доказательств же того, что при осуществлении службы ответчик возлагал на истца обязанность работать за пределами продолжительности рабочего времени -приходить на 1 час раньше и задерживаться после смены, установленного служебным распорядком, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Не может быть принят во внимание довод жалобы о незаконном отказе в выплате компенсаций за задержку выплат и морального вреда. Поскольку эти требования производны от основного требования имущественного характера, в удовлетворении которого отказано, то они также не подлежат удовлетворению.
При таких данных суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 5 февраля 2014 г. подлежит отмене с отказом в удовлетворении исковых требований Велегурина В.А.
Руководствуясь ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 5 февраля 2014 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Велегурина Виктора Александровича к Федеральному государственному казенному учреждению "1 Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия", Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия о признании незаконными действий по невыплате заработной платы за сверхурочную работу и взыскании задолженности по заработной плате за сверхурочную работу, компенсации за задержку выплаты заработной платы за сверхурочную работу, компенсации морального вреда, о возложении обязанности на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия произвести расчеты по выплате заработной платы за сверхурочную работу отказать.
Председательствующий А.В. Сангаджиев
Судьи М.Б. Кашиев
Г.В. Панасенко
Копия верна: Судья Г.В. Панасенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.