Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Сангаджиева А.В.,
судей Панасенко Г.В. и Кашиева М.Б.,
при секретаре Клиповой Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цай Л.Б. о признании незаконными решений Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации по апелляционной жалобе представителя Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия Куртушова А.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи Кашиева М.Б., объяснения представителя Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия Куртушова А.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Цай Л.Б. - Слизского В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Цай Л.Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконными решений Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия (Далее ОФМС России по Республике Калмыкия) о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации. Заявление мотивировал тем, что он, являясь гражданином Республики Узбекистан, 11 февраля 2014 года обратился в ОФМС России по Республике Калмыкия с заявлением о получении разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. 25 февраля 2014 года ОФМС России по Республике Калмыкия приняты решения о неразрешении ему въезда в Российскую Федерацию сроком на 3 года до 7 августа 2016 года и о сокращении срока его временного пребывания в Российской Федерации. Считает указанные решения незаконными, поскольку привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений не связанных с нарушением миграционного законодательства. В связи с этим просил признать решение ОФМС России по Республике Калмыкия от 25 февраля 2014 года о неразрешении въезда в РФ сроком на 3 года и решение ОФМС России по Республике Калмыкия от 25 февраля 2014 года о сокращении срока временного пребывания в РФ незаконными.
В судебное заседание заявитель Цай Л.Б. извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причине своей неявки суду не сообщил.
В судебном заседании его представитель Слизский В.А., заявленные требования поддержал.
Представители ОФМС России по Республике Калмыкия Мутырова И.М. и Куртушов А.В. просили отказать в удовлетворении заявления.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 марта 2014 года заявление Цай Л.Б. удовлетворено. Решения ОФМС России по Республике Калмыкия от 25 февраля 2014 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину Республики Узбекистан Цай Л.Б. сроком на три года до 7 августа 2016 года и от 25 февраля 2014 года о сокращении гражданину Республики Узбекистан Цай Л.Б. срока временного пребывания в Российской Федерации признаны незаконными.
В апелляционной жалобе представитель ОФМС России по Республике Калмыкия Куртушов А.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Указывает, что гражданин Республики Узбекистан Цай Л.Б. в течение последних трех лет неоднократно привлекался к административной ответственности, в связи с чем оспариваемые действия ОФМС России по Республике Калмыкия соответствуют положениям пункта 4 статьи 26 Федерального Закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Привлечение Цай Л.Б. к административной ответственности подтверждается материалами дела, и заявителем не оспаривалось.
Заявитель Цай Л.Б. представил письменные возражения, в которых просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что решением ОФМС России по Республике Калмыкия от 25 февраля 2014 года Цай Л.Б. не разрешен въезд в Российскую Федерацию до 7 августа 2016 года в связи с привлечением к административной ответственности два и более раза в течение трех лет за совершение административных правонарушений на территории Российской Федерации.
В этот же день решением ОФМС России по Республике Калмыкия Цай Л.Б. сокращен срок временного пребывания в Российской Федерации.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что оспариваемые действия ОФМС России по Республике Калмыкия противоречат Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции а защите прав человека и основных свобод, поскольку не отвечают требованиям справедливости, соразмерности, не соответствуют характеру совершенных деяний. Сведения Автоматической системы центрального банка данных учета иностранных граждан "Мигрант" о привлечении Цай Л.Б. к административной ответственности являются недопустимыми доказательствами, так как не подтверждены копиями протоколов и постановлений административных органов. Привлечение Цай Л.Б. к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения и появление в общественном месте в состоянии опьянения не нарушает интересы национальной безопасности, экономического благосостояния страны, права и свободы других лиц. Цай Л.Б. административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств не совершал, подозреваемым, обвиняемым, осужденным по уголовным делам, не являлся.
С указанными выводами суда согласиться нельзя.
В силу пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен, в том числе в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении него в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом; решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Из материалов дела видно, что Цай Л.Б., 1 февраля, 1991 года рождения, является гражданином Республики Узбекистан, состоит на миграционном учете по адресу: Республика Калмыкия, Октябрьский район, пос. Большой Царын, ул. Джангара, д. 8, кв. 2., срок временного пребывания в Российской Федерации до 6 мая 2014 года.
По сведениям Автоматической системы центрального банка данных учета иностранных граждан "Мигрант" Цай Л.Б. пять раз в течение трех лет привлекался к административной ответственности за совершение на территории Российской Федерации административных правонарушений в области дорожного движения и общественного порядка (2 июля 2012 года по статье 20.21 КоАП РФ, 27 июля 2013 года по статье 12.5 КоАП РФ, 28 июля, 29 июля, 31 июля 2013 года по статье 12.1 КоАП РФ).
Привлечение Цай Л.Б. к административной ответственности более двух раз в течение 3 лет, помимо сведений Автоматической системы центрального банка данных учета иностранных граждан "Мигрант", подтверждается письменным объяснением Цай Л.Б. от 25 февраля 2014 года, в котором он факт неоднократного привлечения к административной ответственности не оспаривал.
Указанное не оспаривалось представителем Цай Л.Б. - Слизским С.А. в суде апелляционной инстанции и подтверждается представленными в суд апелляционной инстанции копиями постановлений по делам об административных правонарушениях о привлечении Цай Л.Б. к административной ответственности.
Поскольку Цай Л.Б., являясь иностранным гражданином, более двух раз в течение трех лет привлекался к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административных правонарушений на территории Российской Федерации, решение ОФМС России по Республике Калмыкия о запрете Цай Л.Б. в течение трех лет въезжать на территорию Российской Федерации соответствует требованиям пункта 4 статьи 26 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Принятие решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию влечет правовые последствия, предусмотренные пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", согласно которому срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть сокращен.
Вопреки выводам суда первой инстанции решение о запрете въезда на территорию Российской Федерации в отличие от предусмотренных пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" оснований к отказу в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание, связывается с фактом совершения административных правонарушений вне зависимости от их состава.
В этой связи доводы представителя заявителя о том, что ОФМС не учтен характер совершенных правонарушения и их тяжесть, основаны на неправильном толковании закона.
Утверждения о том, что оспариваемые решения могут повлечь нарушение прав заявителя на уважение личной и семейной жизни, предусмотренных Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права, признать обоснованными нельзя.
Как усматривается из материалов дела, Цай Л.Б. близких родственников на территории Российской Федерации не имеет, его мать и брат проживают в Республике Узбекистан, следовательно, оснований полагать, что действиями ОФМС России по Республике Калмыкия нарушены права заявителя на уважение личной и семейной жизни, не имеется.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые решения ОФМС России по Республике Калмыкия, вынесенные в отношении гражданина иностранного государства Цай Л.Б., являются законными и обоснованными, в связи с чем решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 марта 2014 года отменить.
В удовлетворении заявления Цай Леонида Борисовича о признании незаконными решений Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации отказать.
Апелляционную жалобу - удовлетворить.
Председательствующий А.В. Сангаджиев
судьи Г.В. Панасенко
М.Б. Кашиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.