Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.
судей
Дорджиева Б.Д.
Басанговой И.Б.
при секретаре
Убушиевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манджиева Эдги Андреевича к Администрации г. Элисты о внеочередном предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе представителя истца Чимидова О.Б. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи
Басанговой И.Б. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истца Чимидова О.Б. об отмене решения суда, представителя Администрации г. Элисты Деликовой А.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Манджиев Э.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Элисты о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав, что является инвалидом **** по заболеванию, входящему в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, и дающему право на предоставление жилья во внеочередном порядке. Он проживает со своим несовершеннолетним сыном **** года рождения, в арендуемом жилье по адресу: г. Элиста, ****. Согласно заключению врачебной комиссии от **** года N *** имеет диагноз: ***. На основании Постановления Администрации г. Элисты от 17 января 2014 года N 107 он состоит на учете в Администрации г. Элисты в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с составом семьи 1 человек. Просил обязать Администрацию г. Элисты предоставить ему вне очереди жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В судебное заседание истец не явился, его представитель Чимидов О.Б. иск поддержал, представитель ответчика Деликова А.В. иск не признала.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 марта 2014 года в удовлетворении иска Манджиева Э.А. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Чимидов О.Б. просит решение суда отменить и иск удовлетворить. Указывает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Истец состоит на учете в Администрации г. Элисты в качестве нуждающегося в жилье по заболеванию, дающему право на внеочередное получение жилья. Считает, что органам местного самоуправления фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, *****, на органы местного самоуправления законом не возложены и в установленном порядке им не делегированы. Поскольку иск заявлен к ненадлежащему ответчику, в удовлетворении требований истца отказано.
Указанные выводы суда судебная коллегия находит правильными по следующим основаниям.
Согласно п. "к" ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В силу ст. 14 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилое помещение муниципального жилищного фонда предоставляется малоимущим гражданам, признанным таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Жилое помещение государственного жилищного фонда РФ или субъекта РФ предоставляется иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным ЖК РФ, федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Таким образом, жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляется только малоимущим гражданам. Иным гражданам предоставление жилья из муниципального жилищного фонда возможно только в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями в установленном законодательством порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, перечислены в ст. 51 ЖК РФ. К их числу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ относит граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Для данной категории граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, то есть особый, льготный порядок реализации жилищных прав (ч.2 ст. 57 ЖК РФ).
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378. К таким заболеваниям отнесены, в частности, *****
В силу п. 5 ст. 14 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.ст. 4, 5 Закона Республики Калмыкия от 03 ноября 2011 г. N 296-IV-З "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма предоставляются больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза.
Орган местного самоуправления принимает на учет граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма, и ежемесячно представляет списки очередников в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющий управление государственным жилищным фондом Республики Калмыкия.
Таким образом, полномочие по предоставлению отдельного жилого помещения больным заразной формой туберкулеза является государственным полномочием.
Как установлено судом, истец Манджиев Э.А. признан инвалидом ****группы. Он страдает заболеванием, которое по Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) имеет код *** и указано в *** Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378. На основании Постановления Администрации г. Элисты от 17 января 2014 года N 107 истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с составом семьи 1 человек, по Списку заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378.
В судебном заседании представитель ответчика Деликова А.В., не оспаривая основания постановки истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по договору социального найма, возражала на предоставление ему жилого помещения из муниципального жилищного фонда.
Отказывая в удовлетворении требований истца о внеочередном предоставлении ему жилого помещения из муниципального жилищного фонда, суд первой инстанции обоснованно указал, что на органе местного самоуправления в лице Администрации г. Элисты лежит обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Полномочия же по предоставлению жилья категории граждан, к которым относится истец, в установленном законом порядке ответчику не делегированы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возложение на органы местного самоуправления обязанности по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, фактически означает передачу им государственных полномочий по предоставлению таких жилых помещений, основаны на неправильном толковании закона.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения и могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями и лишь с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Как правильно установлено судом, предоставление жилья истцу не входит в полномочия органа местного самоуправления г. Элисты.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 24 декабря 2013 года N 30-П "По делу о проверке конституционности статей 4,5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в связи с запросами Правительства Волгоградской области и Правительства Сахалинской области", полномочие по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза, не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и к вопросам местного значения, а является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации.
Федеральному законодателю предписано определить порядок осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза, и выделения необходимых для этого материальных и финансовых средств.
Названное Постановление Конституционного Суда РФ вступило в силу, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
С учетом вышеизложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Чимидова О.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи: Б.Д. Дорджиев
И.Б. Басангова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.