Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Цакировой О.В. и Шовгуровой Т.А.
при секретаре Сангаджиеве В.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Сангаджиева Владимира Очировича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа о включении в выслугу лет стажа работы в партийных и комсомольских органах и возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет по апелляционной жалобе ответчика на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения представителя УФСИН РФ по Республике Калмыкия Гречко В.В., истца Сангаджиева В.О., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Сангаджиев В.О. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа в зачете в выслугу лет стажа работы в партийных и комсомольских органах и обязании произвести перерасчет выслуги лет.
В обоснование иска указал, до поступления на службу в органы внутренних дел, он работал в комсомольских и партийных органах. С *** года по **** года проходил службу в МВД республики, в последующем в УИН Минюста России по РК. При увольнении на пенсию, выслуга лет в календарном исчислении составила *** года ** месяцев ** дня, в льготном исчислении *** лет ** месяцев 6 дней. Время работы в партийных и комсомольских органах республики в выслугу лет включено не было. 28 августа 2012 года он подал заявление в УФСИН России по РК с ходатайством перед ФСИН России зачесть ему в выслугу лет период работы в партийных и комсомольских органах республики. 11 июля 2013 года он обратился на имя начальника УФСИН России по РК с заявлением о включении данных периодов работы в выслугу лет, получил отказ ввиду отсутствия правовых оснований. Просит признать незаконным отказ УФСИН РФ по РК в зачете в выслугу лет стажа его работы в партийных и комсомольских органах республики, обязать ответчика произвести перерасчет выслуги лет с 28 августа 2012 года, т.е. с момента обращения.
В судебном заседании истец Сангаджиев В.О. поддержал заявленные требования..
Представители УФСИН России по РК Крылов Э.И. и Лиджеев В.В. иск не признали, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 февраля 2014 года исковые требования Сангаджиева Владимира Очировича удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия в зачете в выслугу лет для назначении пенсии стажа работы Сангаджиева В.О. в партийных и комсомольских органах. На Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия возложена обязанность произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии Сангаджиеву В.О. с 28 августа 2012 года.
В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права и принять новое решение об отказе в иске. Указывает, статьей 18 Закона РФ от 12 декабря 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", определен исчерпывающий перечень периодов работы, подлежащих зачету в выслугу лет, период работы в партийных и комсомольских органах не предусмотрен. Периоды работы в указанных органах подлежат включению в выслугу лет при условии, если они были ранее учтены в соответствии с ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной надбавки за выслугу лет. Согласно документам, имеющимся в личном деле Сангаджиева В.О. в период его работы в МВД РК, в заключении об установлении стажа для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, оспариваемый период не учтен. Кроме того, оспариваемый стаж засчитан пенсионным органом как страховой и в соответствии с пунктом 1 статьи 12 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации Сангаджиев В.О. с 15 ноября 2010 года получает страховую часть трудовой пенсии.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение лиц начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел СССР и их семей до 01 января 1991 года регулировалось Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 30 мая 1985 года N 493 (далее Положение) и Инструкцией о порядке исчисления стажа для установления окладов денежного содержания рядовому и младшему начальствующему составу и для выплаты процентной надбавки среднему, старшему и высшему начальствующему составу органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД СССР от 15.10.1974 N 295 (далее Инструкция)..
В соответствии с п. 43 Раздела VI Положения, в выслугу лет, дающую право на пенсию в соответствии с настоящим Положением, лицам начальствующего и рядового состава засчитывалось время работы в партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органах, суде и прокуратуре в соответствии с решениями Правительства СССР и в порядке, определяемом Министром внутренних дел СССР.
Пункт 7 Инструкции предусматривал, что в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет лицам среднего, старшего и высшего начальствующего состава, независимо от перерывов в службе, засчитываются периоды работы в партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органах, прокуратуре и суде в случаях, предусмотренных постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
28 апреля 1990 года принят Закон СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих", согласно статье 19 которого, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий, в том числе лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, определяется Советом Министров СССР.
Принятым во исполнение указанного Закона, Постановлением Совета Министров СССР от 24 июля 1990 г. N 725 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям" предусмотрено, что при назначении пенсий, в том числе лицам начальствующего состава органов внутренних дел, время их работы в партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органах до зачисления на службу, начиная с 1 января 1991 года, в выслугу лет не засчитывается.
Аналогичная норма закреплена в п. 3.7 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих внутренних войск МВД СССР, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей, утвержденной Приказ МВД СССР от 03.01.1991 N 8 "О пенсионном обеспечении военнослужащих МВД СССР, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей". Также указано, что засчитанная в установленном порядке до 1 января 1991 года выслуга лет с учетом этой работы, при назначении пенсии пересмотру не подлежит.
12 февраля 1993 года принят Закон Российской Федерации N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", который введен в действие с 1 февраля 1993 года и действует в настоящее время в редакции от 10 января 2003 года. Статья 18 данного закона содержит исчерпывающий перечень периодов службы (работы) для зачета и исчисления выслуги лет для назначения пенсии.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии по указанному закону, определен Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941). Из пункта 9 данного Порядка следует, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включается оклад по штатной должности, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Изучение и анализ приведенных нормативно-правовых актов указывает на то, что до 1 января 1991 года в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет лицам среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел и в выслугу лет для назначения пенсии засчитывались периоды работы в партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органах. С 1 января 1991 года названный период в выслугу лет для назначения пенсии не засчитывается. Засчитанная до 1 января 1991 года в установленном порядке по ранее действовавшему законодательству выслуга лет с учетом этой работы, пересмотру при назначении пенсии не подлежит.
Согласно материалам дела и обозренным в судебном заседании суда апелляционной инстанции материалов личного и пенсионного дела Сангаджиева В.О. видно, что с 17 ноября 1972 года по 31 августа 1973 года Сангаджиев В.О. работал в должности ****, с 19 марта 1980 года по 09 января 1984 года - в должности ****. Приказом МВД КАССР от 18 января 1984 года он принят на службу в органы внутренних дел на должность **** с 09 января 1984 года. Заключением комиссии при МВД КАССР от 10 апреля 1984 года в стаж истца для выплаты процентной надбавки за выслугу лет засчитан период работы в должности **** с *** по **** года (* месяца). На основании заключения, приказом МВД КАССР N** от 10 апреля 1984 года, по состоянию на ***** года ему установлен стаж на выплату процентной надбавки за выслугу лет *** месяца.
Таким образом, до 01 января 1991 года в соответствии с ранее действовавшим законодательством оспариваемая работа в выслугу лет для выплаты процентной надбавки и назначения пенсии не засчитана, и заявитель не получал за указанный период работы процентную надбавку за выслугу лет.
Положения части 4 статьи 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) определяют, что лица, проходившие службу в органах внутренних дел, при достижении ими возраста 60 и 55 лет (мужчинами и женщинами) и при наличии не менее пяти лет страхового стажа имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет, в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Пенсионное законодательство не предоставляет возможности включения одного и того же периода как в стаж для назначения пенсии за выслугу лет, так и в стаж для назначения страховой части трудовой пенсии.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Гречко В.В. пояснила, что оспариваемый стаж учтен пенсионным органом при назначении ему страховой части трудовой пенсии, которую Сангаджиев В.О. получает с **** года.
Справкой УФСИН РФ по РК от 28 января 2010 года N *** имеющейся в материалах пенсионного дела подтверждается, что при назначении Сангаджиеву В.О. пенсии за выслугу лет включены периоды службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с *** года по **** года; **** года по **** года, работы и иной деятельности с *** года по *** года.
Из письма Государственного учреждения-Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Калмыкия следует, что Сангаджиев В.О. получает страховую часть трудовой пенсии по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с **** года.
Истец Сангаджиев В.О. в судах первой и апелляционной инстанции эти обстоятельства не отрицал.
При таких обстоятельствах, вывод суда о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия в зачете в выслугу лет для назначении пенсии стажа работы Сангаджиева В.О. в партийных и комсомольских органах и обязании его произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии Сангаджиеву с 28 августа 2012 года является незаконным ввиду отсутствия правовых оснований.
Более того, пенсия за выслугу лет истцу назначена с 05 июля 2003 года, поэтому указание суда об удовлетворении требований для назначения пенсии, не соответствует действительности.
С учетом изложенного, решение суда ввиду несоответствия вывода суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права подлежит отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 февраля 2014 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Сангаджиева Владимира Очировича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия в зачете в выслугу лет стажа работы в партийных и комсомольских органах республики, обязании Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия произвести перерасчет выслуги лет с 28 августа 2012 года, т.е. с момента обращения, отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи О.В. Цакирова
Т.А. Шовгурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.