Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.
судей Глушенко Н.О., Черонко Е.В.
при секретаре Тихоновой К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Бураковой З.Ф. на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 08 октября 2013 года по иску Бураковой З.Ф. к администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия о взыскании доплаты к трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица Буракова З.Ф. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что с 01.08.1994 по 30.12.2005 замещала муниципальную должность управляющей Святозерской сельской администрацией. С 07.05.1998 по 06.05.2002 исполняла обязанности управляющей сельской администрацией в связи с избранием, то есть замещала выборную должность. 30.12.2005 уволена в связи с сокращением численности или штата работников организации. 17.06.2006 ей назначена трудовая пенсия по старости и ежемесячная доплата к трудовой пенсии в соответствии с ранее действовавшим Законом Республики Карелия от 03.01.2001 N 456-ЗРК "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия". Письмом от 23.06.2011 за подписью главы администрации Пряжинского национального муниципального района заявителю отказано в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, поскольку она вышла на трудовую пенсию не в период прохождения муниципальной службы. Данное решение было обжаловано, с 03.04.2013 Бураковой З.Ф. назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере ( ... ) руб. ( ... ) коп. Письмом от 05.06.2013 разъяснено, что доплата назначена распоряжением администрации Пряжинского национального муниципального района от 03.04.2013 N 85 в соответствии с Приложением N 1 к Решению Совета Пряжинского национального муниципального района 21 сессии 2 созыва N 24 от 26.04.2011. Заявитель полагает, что распоряжение администрации Пряжинского национального муниципального района от 03.04.2013 N 85 является незаконным и противоречит действующему законодательству, нарушает ее право на получение доплаты к трудовой пенсии за период с 17.06.2011 по 03.04.2013. Сумма невыплаченной доплаты за указанный период составляет ( ... ) руб. Буракова З.Ф. просила суд признать незаконным распоряжение администрации Пряжинского национального муниципального района N 85 от 03.04.2013; обязать администрацию Пряжинского национального муниципального района устранить нарушение ее права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за период с 17.06.2011 по 03.04.2013; обязать ответчика выплатить доплату к трудовой пенсии в сумме ( ... ) руб.; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины ( ... ) руб. ( ... ) коп.
В последующем истица изменила заявленные требования, просила суд признать незаконным распоряжение администрации Пряжинского национального муниципального района N 85 от 03.04.2013 в части основания назначения доплаты; обязать администрацию Пряжинского национального муниципального района установить размер доплаты к трудовой пенсии в размере 35% месячного должностного оклада; обязать администрацию Пряжинского национального муниципального района выплатить в ее пользу ежемесячную доплату к трудовой пенсии за период с 17.06.2011 по 03.04.2013 в сумме ( ... ) руб. ( ... ) коп. Истица уточнила, что в результате несвоевременного назначения доплаты понесла убытки в виде неполученных доходов за период с 17.06.2011 по 03.04.2013 в сумме ( ... ) руб. ( ... ) коп.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С данным решением не согласна истица. В апелляционной жалобе просит его отменить, приняв новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указывает, что работала на выборной муниципальной должности. В апреле 1998 года принимала участие в выборах, что подтверждается представленными в суд первой инстанции документами, а именно протоколом территориальной избирательной комиссии о результатах выборов в Святозерском одномандатном избирательном округе, сообщением Пряжинской территориальной избирательной комиссии, а также записями в трудовой книжке. О том, что в апреле 1998 года она принимала участие не в выборах, а в голосовании с целью дачи согласия главе местного самоуправления района на назначение управляющего сельской администрацией, ей стало известно только из обжалуемого решения суда.
Администрацией Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия представлены возражения на жалобу, в которых выражено согласие с постановленным решением. Ссылается на то, что голосование, проходившее в Святозерском одномандатном округе 26.04.1998, являлось формой получения главой местного самоуправления района согласия граждан на назначение управляющего сельской администрацией, а не выборами указанного должностного лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица и её представитель Важинский И.В. доводы жалобы поддержали, пояснили, что истица была избрана на должность управляющей Святозерской сельской администрацией, имеет необходимый стаж работы для назначения доплаты к пенсии в размере 35% должностного оклада.
Представитель ответчика администрации Пряжинского национального муниципального района Мартынова А.В. с жалобой не согласна, пояснила, что представленные документы подтверждают, что истица занимала выборную муниципальную должность, но поскольку с 1999 года законом данная должность отнесена к категории муниципальных должностей муниципальной службы, у истицы отсутствует необходимый для назначения доплаты по выборной должности стаж, просила оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене ввиду нарушения норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Согласно ч. 5.1 ст. 40 названного Федерального закона гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного органа должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был принят Закон РК от 12.11.2007 N 1128-ЗРК "О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия". Согласно ст. 4 указанного Закона РК дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) могут предусматриваться за счет средств местного бюджета в установленном уставом муниципального образования порядке.
Статьей 44 Устава Пряжинского национального муниципального района предусмотрено, что порядок назначения, выплаты, размер ежемесячной доплаты лицам, замещающим муниципальные должности и лицам, замещающим выборные муниципальные должности, устанавливается решением Совета Пряжинского национального муниципального района.
Как следует из представленной трудовой книжки, истица 01.08.1994 была назначена управляющей Святозерской сельской администрацией. 07.05.1998 вступила в должность управляющей Святозерской сельской администрацией в связи с избранием. Уволена 12.09.2002 в связи с окончанием срока полномочий с предоставлением социальных гарантий по ч.3 ст. 10 Закона РК от 03.01.2001 N 456-ЗРК "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в РК" распоряжением главы местного самоуправления Пряжинского района от 09.09.2002 N 101-лс, на основании п.2 ст. 77 Трудового кодекса РФ, п.3 ст.4 Закона РК
"О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в РК", решения 36 сессии 2 созыва Пряжинского районного Совета местного самоуправления от 16.05.2002 "О полномочиях управляющих сельскими и поселковыми администрациями". 13.09.2002 назначена управляющей Святозерской сельской администрацией на основании распоряжения администрации местного самоуправления Пряжинского района. Уволена 30.12.2005 по сокращению.
17.06.2006 истице назначена трудовая пенсия по старости. После назначения трудовой пенсии истице с 29.09.2006 была назначена и выплачивалась до 2010 года ежемесячная доплата к трудовой пенсии в соответствии с Законом РК "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в РК". Данный Закон РК утратил силу в связи с изданием Закона РК от 12.11.2007 N 1128-ЗРК "О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в РК".
Решением Совета Пряжинского муниципального района 6 сессии 1 созыва от 28.02.2007 было утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и размере ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности, назначенной на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы. Положением предусмотрена выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, имеющим стаж работы по выборной муниципальной должности (до 3 лет и свыше 3 лет), а также лицам, имеющим стаж муниципальной службы.
В период назначения истицы на должность управляющей Святозерской сельской администрации в Республике Карелия действовал также Закон РК от 05.12.1996 N160-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия". В ст.5 данного Закона (в редакции на май 1998 года) определено, что муниципальная должность - должность в органе местного самоуправления, профессиональная деятельность в котором направлена на реализацию задач, функций и полномочий органов местного самоуправления, соответствующая требованиям, предъявляемым к муниципальной службе, и включенная в реестр муниципальных должностей Республики Карелия. Должность управляющий поселковой (сельской) администрацией отнесена к ведущим муниципальным должностям. Законом РК от 18.10.1999 N 376-ЗРК ст. 5 Закона РК была изложена в новой редакции, согласно которой муниципальные должности подразделяются на: 1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате выборов должностных лиц местного самоуправления, а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов; 2) муниципальные должности муниципальной службы - должности, учреждаемые органами местного самоуправления для исполнения и обеспечения их полномочий и включенные в Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Карелия, замещаемые путем заключения трудового договора. Данный Закон утратил силу с 01.06.2007 в связи с изданием Закона РК от 26.07.2007 N 1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия".
Решением Совета Пряжинского национального муниципального района 21 сессии 2 созыва N 24 от 26.04.2011 утверждено новое Положение о порядке назначения, выплаты и размере ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности, назначенной на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, ранее принятое решение от 28.02.2007 "Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии" признано утратившим силу. В соответствии с п. 2 Положения, правом обращения за установлением ежемесячной доплаты к трудовой пенсии обладают лица: а) имеющие стаж работы по выборной должности в органах местного самоуправления Пряжинского национального муниципального района не менее двух лет. Размер ежемесячной доплаты при замещении муниципальной должности от двух лет и более составляет 35% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; б) имеющие стаж муниципальной службы не менее 10 лет у женщин, вышедшие на пенсию в период прохождения муниципальной службы в органах местного самоуправления Пряжинского национального муниципального района, в размере доплаты 30% должностного оклада при продолжительности муниципальной выслуги 10 лет.
17.06.2011 истица повторно обращалась в администрацию Пряжинского национального муниципального района с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Письмом от 23.06.2011 за N 3100 истице было отказано в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с тем, что она вышла на трудовую пенсию не в период прохождения муниципальной службы со ссылкой на п.п. "б" п.2 Положения о порядке назначения, выплаты и размере ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности, назначенной на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы.
Истица была не согласна с данным отказом. 31.01.2013 прокуратурой Пряжинского района РК в адрес главы администрации Пряжинского национального муниципального района вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства в отношении Бураковой З.Ф. В представлении указано, что отказ в установлении истице ежемесячной доплаты к трудовой пенсии является незаконным со ссылкой на выводы, указанные в постановлении Конституционного Суда РК от 07.10.2010 по делу о проверке соответствия Конституции РК положений абз.1 ст. 4 Закона РК от 12.11.2007 N 1128-ЗРК "О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в РК" в связи с обращением Титова А.М. Факт вступления в силу решения Совета Пряжинского национального муниципального района 21 сессии 2 созыва N 24 от 26.04.2011 не может рассматриваться как основание для отмены ранее установленных гарантий по ежемесячной доплате к трудовой пенсии. Статус лиц, замещающих муниципальные должности, служит гарантией самостоятельности местного самоуправления и подлежит конституционно-правовой защите, уровень их социальной защищенности не должен снижаться по отношению к уже достигнутому общему уровню их социальных гарантий.
Глава администрации Пряжинского национального муниципального района ( ... ) в порядке исполнения представления сообщил в прокуратуру 05.03.2013 о возобновлении выплат истице в соответствии с ранее действующим законодательством.
Распоряжением администрации Пряжинского национального муниципального района от 03.04.2013 N 85 "Об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии" на основании заявления от 29.03.2013, истице назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии как имеющей стаж муниципальной службы 11 лет 4 месяца в сумме ( ... ) руб. ( ... ) коп. (30% месячного должностного оклада) с 03.04.2013. С указанной даты истице выплачивается доплата к пенсии в сумме ( ... ) руб. ( ... ) коп.
С учетом уточненных требований, вышеуказанное распоряжение истица оспаривает в части основания назначения доплаты - не по муниципальной должности муниципальной службы, а по выборной муниципальной должности.
Отказывая в удовлетворении требований, суд мотивировал решение тем, что отсутствуют правовые основания для назначения истице доплаты к пенсии, как имеющей необходимый стаж по выборной муниципальной должности, поскольку голосование, проходившее в Святозерском одномандатном избирательном округе 26.04.1998, являлось формой получения главой местного самоуправления района согласия граждан на назначение управляющего сельской администрацией, а не выборами; кроме того с 27.10.1999 законодательно исключена возможность отнесения управляющих сельскими администрациями к выборным должностям местного самоуправления.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
На момент избрания истицы на должность управляющей Святозерской сельской администрацией вопросы местного самоуправления в Республике Карелия регулировались Законом РК от 20.01.1994 N ХII-23/623 "О местном самоуправлении в Республике Карелия". Абзацем 4 ч. 5 ст. 9 указанного Закона установлено, что для реализации своих полномочий глава местного самоуправления может назначить своих представителей (управляющих) в населенном пункте (группе населенных пунктов), входящих в самоуправляющуюся территорию. Назначение представителей главы местного самоуправления в населенном пункте (группе населенных пунктов), в которых избраны органы территориального общественного самоуправления, производится с согласия этих органов. Уставом местного самоуправления может быть предусмотрен иной порядок назначения представителя главы местного самоуправления (управляющего), в том числе выборы населением либо органом территориального общественного самоуправления соответствующих населенных пунктов (группы населенных пунктов).
В соответствии со ст. 9 Устава местного самоуправления Пряжинского района (в редакции 1997 года) полномочия местного самоуправления осуществляют в т.ч. управляющие сельскими и поселковыми администрациями.
Суду апелляционной инстанции представлено решение Пряжинского районного Совета местного самоуправления 19 сессии 1 созыва от 03.02.1998, которым утверждено Положение о выборах управляющих сельскими и поселковыми администрациями на территории Пряжинского района. Указано, что данное Положение является приложением к Уставу местного самоуправления Пряжинского района, решено провести выборы управляющих сельскими и поселковыми администрациями 26.04.1998. Согласно ст. 1 Положения о выборах, выборы управляющих сельскими и поселковыми администрациями проводятся по общетерриториальным избирательным округам, границы которых совпадают с границами территории, в которую включаются населенные пункты соответствующей администрации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Управляющие сельскими и поселковыми администрациями избираются на срок полномочий депутатов и главы местного самоуправления. В ст.16 Положения предусмотрено, что в случае признания выборов не состоявшимися по какому-либо избирательному округу управляющие сельскими или поселковыми администрациями назначаются главой местного самоуправления в порядке, определенном Уставом местного самоуправления Пряжинского района.
Из протокола территориальной избирательной комиссии о результатах выборов в Святозерском одномандатном избирательном округе следует, что 26.04.1998 года были проведены выборы управляющих сельскими (поселковыми) администрациями Пряжинского района и по результатам голосования Буракова З.Ф. признана избранной на должность управляющей Святозерской сельской администрацией, о чем имеется также сообщение Пряжинской территориальной избирательной комиссии. Выборы состоялись и не признаны недействительными. Распоряжением главы самоуправления Пряжинского района от 07.05.1998 N 22-лс Буракова З.Ф. считается вступившей в должность управляющей Святозерской сельской администрации с 07.05.1998.
Уволена с данной должности в связи с окончанием срока полномочий с предоставлением социальных гарантий в соответствии с Законом РК "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в РК".
Таким образом, представленными доказательствами подтверждено, что Буракова З.Ф. 07.05.1998 была избрана в установленном законом порядке на должность управляющей Святозерской сельской администрацией и исполняла данные обязанности по 12.09.2012. Период замещения выборной должности муниципальной службы Бураковой З.Ф. составляет 4 года 4 мес.5 дней.
Вступившие в силу с 27.10.1999 изменения в Закон РК "О муниципальной службе в РК", касающиеся должности управляющего сельской администрацией, в данном случае не могут являться безусловым основанием для исключения у истицы периода работы после 27.10.1999 из стажа по выборной должности, т.к. данное изменение в правовом регулировании не может рассматриваться в качестве основания к отмене предоставленных ранее гарантий и компенсаций, и снижать уровень социальной защищенности для данной категории лиц, возникший из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, о чем неоднократно указывалось в правовых позициях Конституционного Суда РФ.
Положения Закона РК "О территориальном общественном самоуправлении в РК" от 10.19.1996 N 150-ЗРК к возникшим правоотношениям не подлежат применению.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в иске нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене в силу пп. 3,4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, с вынесением нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.
Распоряжение администрации Пряжинского национального муниципального района N 85 от 03.04.2013 подлежит признанию незаконным в части основания назначения доплаты к трудовой пенсии Бураковой З.Ф., как имеющей стаж муниципальной службы, поскольку установлено наличие необходимо для назначения доплаты стажа работы по выборной муниципальной должности. С указанной даты, с 03.04.2013, следует обязать ответчика производить истице ежемесячную доплату к трудовой пенсии, как имеющей стаж работы по выборной муниципальной должности, в размере ( ... ) руб. ( ... ) коп. из расчета должностного оклада ( ... ) руб. х 65% (районный коэффициент и процентная надбавка) х 35%. Для восстановления нарушенного права, в пользу истицы также подлежит взысканию доплата в пределах заявленных исковых требований в соответствии с ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ с 17.06.2011 (с даты подачи заявления о назначении выплаты в соответствии с Положением о порядке назначения, выплаты и размере ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности, назначенной на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы от 26.04.2011) и до 03.04.2013 в сумме ( ... ) руб. ( ... ) коп. по представленному ответчиком расчету, с которым истица согласна.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 08 октября 2013 года по настоящему делу отменить и вынести новое решение.
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение администрации Пряжинского национального муниципального района N 85 от 03.04.2013 в части основания назначения доплаты к трудовой пенсии Бураковой З.Ф., как имеющей стаж муниципальной службы.
Обязать администрацию Пряжинского национального муниципального района производить выплату Бураковой З.Ф. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, как имеющей стаж работы по выборной муниципальной должности, в размере ( ... ) руб. ( ... ) коп. с 03.04.2013.
Взыскать с администрации Пряжинского национального муниципального района в пользу Бураковой З.Ф. доплату к трудовой пенсии, как имеющей стаж работы по выборной муниципальной должности, за период с 17.06.2011 по 03.04.2013 в сумме ( ... ) руб. ( ... ) коп.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.