Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Злобина А.В.,
судей Леоновой Л.П. и Касянчук Е.С.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 21 января 2014 г. по иску Раснера М.И. к открытому акционерному обществу "Карельская энергосбытовая компания" о защите прав потребителей.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
иск заявлен по тем основаниям, что многоквартирный дом, в котором проживает истец, оснащен коллективным прибором учета электроэнергии и во всех помещениях установлены индивидуальные приборы учёта. С ХХ.ХХ.ХХ года в связи с вводом в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, которыми был установлен порядок определения объема коммунальной услуги, коммунальные платежи потребителей были разделены на индивидуальные и общедомовые нужды, включая и коммунальную услугу по электроснабжению. 16.04.2013 Правительством РФ принято Постановление N344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" по вопросам предоставления коммунальных услуг", которым в действующий порядок определения объема коммунальной услуги, потребленной МКД на общедомовые нужды, были внесены изменения, которые вступили в силу с 01.06.2013. Пункт 44 Правил (в новой редакции) налагает ограничения на максимально возможный объём коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, который может быть предъявлен к оплате собственникам и пользователям помещений МКД. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления. Такой порядок расчетов не распространяется на случаи, когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, а также если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение об оплате всего объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, по старой схеме, действовавшей до 01.06.2013, то есть на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учёта независимо от расчетов по нормативу. Указывает, что ответчик не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению и общее собрание не проводилось. На основании изложенного, истец просил обязать ответчика произвести перерасчёт размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ года на сумму ( ... ) руб., обязать все дальнейшие начисления на оплату спорной коммунальной услуги осуществлять с учётом ограничения предельного размера платежа, налагаемого пунктом 44 Правил в новой редакции.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласен истец, В апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в решении суд не дал оценку доказательствам, представленным истцом в судебном заседании. Ссылается на то, что между управляющей компанией МУП ЦМР МО "Костомукшский городской округ" и ОАО "КЭСК" не заключен договор ресурсоснабжения, вместо него отношения сторон регулируются агентским договором от ХХ.ХХ.ХХ, по условиям которого управляющая компания (принципал) передала гарантирующему поставщику ОАО "КЭСК" (агенту) функции по предоставлению коммунальной услуги "энергоснабжение" в части поставки коммунального ресурса (электроэнергии) в интересах потребителей многоквартирных домов, в отношении которых принципал является исполнителем, и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий в части определения стоимости коммунальной услуги, организации начисления и получения платы за потребленную электроэнергию от потребителей жилых помещений, находящихся на обслуживании управляющей организации по договору управления многоквартирным домом (п.п. 1.2, 2.1.1-2.1.12 договора). Полагает, что условия агентского договора не противоречат нормам действующего законодательства и не нарушают права потребителей.
В возражениях на апелляционную жалобу истца ОАО "Карельская энергосбытовая компания" просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Истец в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика Юдина Е.А. в судебном заседании возражала против доводов жалобы.
Заслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Раснер М.И. является собственником кв. N, расположенной в многоквартирном жилом доме N по ул. ( ... ) в г. ( ... ). С ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ года истцу ОАО "КЭСК" направлялись счета на оплату электроэнергии на общедомовые нужды.
Согласно ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст.540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст.546 ГК РФ.
На основании п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением.
В соответствии со ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
По общему правилу, установленному ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N261-ФЗ предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, до 01.07.2012 обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой воды, электрической энергии.
С 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (ч.9 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ).
Согласно п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N354 от 06.05.2011 (далее - Правила), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абз.2 п.44 Правил).
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N2 к настоящим Правилам (абз. 4 п.44 Правил).
С учетом установленных обстоятельств, указанных выше законоположений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска, принимая во внимание, что действия ОАО "КЭСК" по выставлению истцу счетов на оплату потребленной электроэнергии соответствуют требованиям законодательства и не нарушают прав и законных интересов истца, учитывая, что ответчик является ресурсоснабщающей организацией, осуществляющей исполнение коммунальной услуги, в связи с чем размер платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, не ограничивается нормативом потребления.
Фактические обстоятельства выяснены судом первой инстанции полно и правильно, а доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании законоположений регулирующих спорные правоотношения и не содержат в себе обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены применительно к положениям ст.330 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 21 января 2014 г. по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.