Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Савельевой Н.В., Щепалова С.В.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 февраля 2014 г. по иску Ч. к Главе Республики Карелия и Администрации Главы Республики Карелия о восстановлении на работе.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ч. обратился с иском к Главе Республики Карелия и Администрации Главы Республики Карелия по тем основаниям, что с ХХ.ХХ.ХХ замещал должность ( ... ), Указом Главы Республики Карелия N от ХХ.ХХ.ХХ он был освобожден от этой должности на основании подпункта "в" пункта 7 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и пункта 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия. Поскольку в этот период формирование нового состава Правительства Республики Карелия не произошло, отставка этого Правительства не случилась, истец полагал незаконным освобождение его от должности и увольнение по указанным основаниям. Кроме того, пункт 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия также не является основанием для увольнения, а закрепляет за Главой Республики Карелия статус представителя нанимателя в отношениях с заместителями. Истец просил признать увольнение незаконным, отменить Указ Главы Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ N, восстановить его в должности ( ... ) с ХХ.ХХ.ХХ, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула - ( ... ) руб., невыплаченную заработную плату - ( ... ) руб., проценты за задержку выплат - ( ... ) руб., компенсацию в возмещение морального вреда - ( ... ) руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено Правительство Республики Карелия.
Решением суда иск удовлетворен частично. С администрации Главы Республики Карелия в пользу истца взысканы ( ... ) руб. материальной помощи, ( ... ) руб. проценты и ( ... ) руб. компенсация морального вреда.
С таким решением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить в части отказа в иске о восстановлении на работе, вынести в этой части новое решение о восстановлении его в прежней должности, взыскании в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула в размере ( ... ) руб., компенсации морального вреда в размере ( ... ) руб. Полагает, что суд неверно истолковал Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2014 N 75-О, которое не дает оснований Главе Республики Карелия для увольнения неугодных работников без объяснения причин и без соблюдения их прав и интересов. Пункт 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия не может служить основанием для увольнения лица, замещающего государственную должность, поскольку не содержит каких-либо условий для такого увольнения. При разрешении спора не установлена обоснованность его увольнения, которое не может быть безмотивным и при отсутствии доказательств утраты доверия. Законодательством Республики Карелия не предусмотрено право Главы Республики Карелия по собственной инициативе освобождать своих заместителей от должности в связи с утратой политического и личного доверия. К спорным правоотношениям подлежат применению положения трудового законодательства, соблюдение которых является обязательным для Главы Республики Карелия. Ответчик не довел до него полную и достоверную информацию об условиях работы, включая основания увольнения. Формулировка "утрата политического и личного доверия" не содержится в исчерпывающем перечне случаев увольнения, регламентированных статьей 10 Закона Республики Карелия "О Правительстве Республики Карелия". В решении суда не дана оценка доказательствам добросовестного исполнения истцом своих обязанностей. В силу положений Конвенции МОТ N 111 увольнение истца в связи с его политическими взглядами является дискриминацией. Противоречивыми являются выводы суда: при взыскании компенсации морального вреда и процентов за задержку выплат денежного довольствия суд применил положения трудового законодательства; при этом указал, что несостоятельна позиция о применении предписаний Трудового кодекса РФ в случае увольнения истца. К спорным правоотношениям не подлежит применению Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.03.2005 N 3-П, поскольку истец не работал в коммерческой организации. Судом допущено расширительное, вольное толкование норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Петрозаводска А. полагает, что при рассмотрении дела суд всесторонне, полно, объективно оценил все доказательства, решение суда является законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Администрации Главы Республики Карелия, действующая по доверенности Б., представитель Главы Республики Карелия, Правительства Республики Карелия, действующий по доверенностям Д., с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения.
Участвующий в деле прокурор В. в своем заключении полагала решение суда законным и обоснованным, поскольку не имеется правовых оснований для восстановления истца на работе.
Заслушав участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, исследовав материалы гражданского дела N, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Установление общих принципов организации государственной власти относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (статья 2); система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации (статьи 5); структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 17); высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "в "пункта 7 статьи 18 Закона).
В соответствии с положениями Конституции Республики Карелия исполнительную власть в Республике Карелия осуществляют Глава Республики Карелия, возглавляемое им Правительство Республики Карелия и иные органы исполнительной власти (статья 46); высшим должностным лицом Республики Карелия является Глава Республики Карелия (статья 47); постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Карелия является Правительство Республики Карелия, в состав которого входят Глава Республики Карелия, первый заместитель Главы Республики Карелия, заместители Главы Республики Карелия, а также по решению Главы Республики Карелия руководители органов исполнительной власти Республики Карелия и официальные представители Республики Карелия за ее пределами (статья 54).
Глава Республики Карелия, являясь высшим должностным лицом Республики Карелия, формирует Правительство Республики Карелия, возглавляет и руководит его деятельностью, принимает решение об отставке Правительства Республики Карелия (пункт 8 статьи 51 Конституции Республики Карелия, статья 14 Закона Республики Карелия "О Правительстве Республики Карелия").
Для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Республики Карелия Конституцией Республики Карелия, законами Республики Карелия в соответствии с положениями федеральных законов "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 1), "О системе государственной службы Российской Федерации" (статья 1), Закона Республики Карелия "О некоторых вопросах государственной гражданской службы и правового положения лиц, замещающих государственные должности" (статья 1), устанавливаются государственные должности Республики Карелия.
Должность первого заместителя Главы Республики Карелия в силу статьи 3 Закона Республики Карелия "О некоторых вопросах государственной гражданской службы и правового положения лиц, замещающих государственные должности", включена в сводный перечень государственных должностей Республики Карелия. Согласно части 4 статьи 4 Закона Республики Карелия "О Правительстве Республики Карелия", Положению о первом заместителе Главы Республики Карелия, утвержденному Указом Главы Республики Карелия от 24.07.2012 N 109, первый заместитель Главы Республики Карелия является членом Правительства Республики Карелия, осуществляющим свою деятельность в сфере, определяемой Главой Республики Карелия в соответствии с распределением компетенции между членами Правительства Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия Глава Республики Карелия назначает первого заместителя Главы Республики Карелия и освобождает его от должности.
Согласно части 1 статьи 5 Закона Республики Карелия "О Правительстве Республики Карелия" первый заместитель Главы Республики Карелия назначается на должность Главой Республики Карелия с согласия Законодательного Собрания Республики Карелия на срок, соответствующий сроку полномочий Главы Республики Карелия. В силу Указа Главы Республики Карелия от 24.07.2012 N 109 первый заместитель Главы Республики Карелия освобождается от должности Главой Республики Карелия в соответствии с действующим законодательством
Как видно из материалов дела и установлено судом Указом Главы Республики Карелия N от ХХ.ХХ.ХХ Ч. был назначен на должность ( ... ), с ним был заключен трудовой договор на срок полномочий Главы Республики Карелия, по занимаемой должности он вошел в состав Правительства Республики Карелия.
Указом Главы Республики Карелия от 17.06.2013 было сформировано новое Правительство Республики Карелия, должность ( ... ), которую занимал истец, в нем отсутвовала.
Указом Главы Республики Карелия N от ХХ.ХХ.ХХ он был освобожден от должности ( ... ) на основании пункта 14 части 1 статьи 81, пункта 2 статьи 278, части 1 статьи 281 Трудового кодекса РФ, пункта 10 статьи 51, части 1 абзаца 1 части 2 статьи 4 Конституции Республики Карелия, статьи 4, части 3 статьи 10, части 7 статьи 11 Закона Республики Карелия "О Правительстве Республики Карелия". Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ Ч. было отказано в удовлетворении исковых требований о восстановлении на работе. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ Ч. был восстановлен на работе в должности ( ... ), в пользу истца взыскан средний заработок за время вынужденного прогула.
В последующем, Указом Главы Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ N истец освобожден от данной должности ( ... ) по подпункту "в" пункта 7 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и пункту 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец, замещая государственную должность Республики Карелия, являлся ( ... ), по должности входил в состав Правительства Республики Карелия, соответственно в силу возложенных на него должностных обязанностей по решению вопросов государственного значения, обладал особым публично-правовым статусом, имеющим конституционную природу.
Отношения по формированию высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по своей природе являются публично-правовыми. В силу федерального законодательства и законодательства Республики Карелия полномочия по формированию и организации деятельности высшего исполнительного органа государственной власти Республики Карелия означают право Главы Республики Карелия подбирать и назначать своих заместителей, определять их количество и распределять между ними обязанности, по собственной инициативе освобождать от должности, в том числе принимать решение об освобождении их от должности, исходя при этом не только из деловых, профессиональных и личных качеств конкретных лиц, но и на основе политического и личного доверия.
Суд первой инстанции обоснованно руководствовался правовой позицией, которая была выражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2014 N 75-О, в силу которой лица, замещающие государственные должности обладают особым (публично-правовым) статусом, имеющим конституционную природу, на них возлагаются обусловленные спецификой государственной власти обязанности по решению вопросов государственного значения, их статус обусловлен целями, задачами, функциями и компетенцией органов государственной власти.
Учитывая изложенное, оценивая представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности освобождения Ч. от должности ( ... ) на основании подпункта "в" пункта 7 ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и пункта 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований о восстановлении на работе, не имелось правовых оснований для взыскания в пользу истца заработной платы за время вынужденного прогула.
При этом, не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы истца о недопустимости безмотивного освобождения его от занимаемой должности. Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае освобождение истца от должности не было обусловлено его виновными действиями и не являлось мерой юридической ответственности. Судом учтено, что особый публично-правовой статус лиц, замещающих государственные должности, предполагает и особое правовое регулирование назначения их на должность и освобождения их от должности. Соответственно, положения пункта 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия являются достаточными основаниями для принятия Главой Республики Карелия соответствующего решения в отношении истца.
Не влияют на постановленное судебное решение доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством Республики Карелия не предусмотрено право Главы Республики Карелия по собственной инициативе освобождать своих заместителей от должности в связи с утратой политического доверия и личного доверия. Судебная коллегия считает, что в данном случае право Главы Республики Карелия как высшего должностного лица Республики Карелия принимать решение об освобождении от должности своего первого заместителя не может рассматриваться как нарушение конституционных прав последнего, поскольку свидетельствует об особых условиях пребывания истца в государственной должности, связанных с особенностями формирования, организации и функционирования высшего исполнительного органа государственной власти Республики Карелия. Такая правовая позиция была выражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.01.2002 N 10-О "По запросу Центрального районного суда г. Омска о проверке конституционного положения пункта 4 статьи 57 Устава (Основного Закона) Омской области и по жалобе гражданина Короткова А.П. на нарушение этим положением его конституционных прав".
Судебная коллегия также не соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения трудового законодательства. Совершенно очевидно, что истец являлся не наемным работником, а замещал государственную должность Республики Карелия, обладал особым публично-правовым статусом, имеющим конституционную природу. Изложенное означает особое правовое регулирование назначения данного лица на должность и освобождения его от должности. Поскольку отношения по формированию Правительства Республики Карелия как высшего исполнительного органа государственной власти Республики Карелия по своей природе являются публично-правовыми, следовательно, нормативные положения, определяющие порядок назначения на должность и освобождения от должности первого заместителя Главы Республики Карелия, имеют приоритет перед соответствующими нормами Трудового кодекса РФ, регламентирующими основания увольнения работников по инициативе работодателя. Не влечет отмену судебного решения то обстоятельство, что с истцом был заключен трудовой договор в соответствии с требованиями трудового законодательства и ответчик не довел до него полную и достоверную информацию об условиях работы, включая основания увольнения. Как правильно указал суд первой инстанции, наименование заключенного сторонами документа не влияло на характер фактически сложившихся публично-правовых правоотношений и особый публично правовой статус истца ( ... ).
Не подтверждается представленными материалами утверждение истца о проявлении в отношении него дискриминации при освобождении от должности. При этом, судом обоснованно принято во внимание предоставление истцу повышенных социальных гарантий в соответствии с Законом Республики Карелия "О некоторых вопросах государственной гражданской службы и правового положения, замещающих государственные должности" и Законом Республики Карелия "О государственной гражданской службе Республики Карелия".
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Разрешая исковые требования и принимая обжалуемое судебное постановление, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 февраля 2014 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.