СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Нагорновой О.Н., Смирновой Н.И.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 29 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Инта" на решение Интинского городского суда Республики Коми от 14 марта 2014 года, которым
признано незаконным решение администрации МО ГО "Инта" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" об отказе Чупрову В.П. в постановке на учет на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ;
на администрацию МО ГО "Инта" возложена обязанность принять Чупрова В.П. на учет на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ с составом семьи ... человек, включая ... Чупрову О.Б., ... Семенюк Н.В., ... Чупрова Б.В., ... Ершову Л.В., ... Семенюк М.А., ... Чупрова М.А., ... Семенюка А.А..
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чупров В.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации МО ГО "Инта" об отказе в постановке на учет на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий, возложении обязанности принять на учет на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий составом семьи 8 человек.
Ответчиком иск не признан.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Инта" ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение норм материального права. По мнению ответчика, при определении права истца на получение социальной выплаты применению подлежит п.4, ч.13 ст.2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Чупров В.П. проживает по адресу: "Адрес обезличен". Указанная квартира находится в муниципальной собственности. В настоящее время в данном жилом помещении зарегистрированы: с "Дата обезличена" Чупров В.П., с "Дата обезличена" Чупрова О.Б. ( ... ) и Чупров Б.В. ( ... ), с "Дата обезличена" Ершова Л.В. ( ... с "Дата обезличена" Семенюк Н.В. ( ... ), а также ... Семенюк М.А. и Семенюк А.А., с "Дата обезличена" Чупров М.А. ( ... ), с "Дата обезличена" Ершова В.О. ( ... ).
В период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" ... истца - Чупрову Б.В. принадлежала на праве собственности квартира по адресу: "Адрес обезличен" в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" - квартира по адресу: "Адрес обезличен". С "Дата обезличена" по "Дата обезличена" квартира по адресу: "Адрес обезличен" принадлежала ... заявителя Чупровой О.Б.
Постановлением администрации МО ГО "Инта" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" жилой "Адрес обезличен" признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок для переселения граждан в соответствии со ст. 86-89 ЖК РФ до "Дата обезличена" года.
"Дата обезличена" Чупров В.П. обратился в администрацию МО ГО "Инта" с заявлением о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья составом семьи ... человек согласно п.п. "б" п.1 ст.1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".
17.01.2014 ответчиком в постановке на учет отказано на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Чупрова В.П. в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что заявитель имеет право состоять на учете на получение социальных выплат в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ, при этом отсутствуют основания полагать, что члены семьи Чупрова В.П. ухудшили свои жилищные условия с намерением постановки на учет на получение субсидии.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия принимает во внимание следующее.
В соответствии со ст. 86 Жилищного Кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по вышеуказанному основанию, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ст. 89 ЖК РФ).
Статьей 1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" предусмотрено, что право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют следующие категории граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми: состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья, в том числе лица, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде.
Таким образом, из буквального толкования приведенных положений следует, что правом состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по нормам Закона N 30-РЗ обладают граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде.
В свою очередь, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного Кодекса граждане: малоимущие и иные, относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ст.52 ЖК РФ).
Таким образом, законом предусмотрены предоставление жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 57 ЖК РФ) и проживающим в аварийном жилье, тогда в этом случае жилье предоставляется по нормам предоставления, а также порядок предоставления равнозначного жилья взамен жилого помещения, пришедшего в непригодное для проживания состояние, на основании статьи 89 ЖК РФ.
Заявитель на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял и не состоит, малоимущим не признан.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичные положения содержатся в п.4, ч.13, ч.14 ст.2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", согласно которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. При ухудшении жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья граждане, в отношении которых уполномоченным органом было принято решение об отказе в принятии на учет, вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с запросом о принятии на учет не ранее чем через пять лет со дня вынесения уполномоченным органом указанного решения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19.04.2007 года N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Разрешая спор, суд первой инстанции сделал вывод о том, что Чупров В.П. и члены его семьи не ухудшили свои жилищные условия с намерением постановки на учет на получение субсидии, поскольку на момент приобретения и продажи жилых помещений по "Адрес обезличен" и "Адрес обезличен", "Адрес обезличен" аварийным признан не был.
Судебная коллегия признает эти выводы ошибочными.
Семья Чупрова фактически располагала тремя квартирами. Продав жилые помещения по адресам: "Адрес обезличен" (общая площадь ... кв. метра), и "Адрес обезличен" (общая площадь ... кв. метра) и зарегистрировавшись составом семьи ... человек в жилом помещении по "Адрес обезличен" общей площадью ... кв. метров, семья Чупровых явно ухудшила свои жилищные условия. Так, до продажи общая площадь всех жилых помещений на семью составляла ... кв. метров, что более учетной нормы ( ... кв.м.) на каждого члена семьи ( ... ), следовательно, оснований для признания их нуждающимися не имелось.
Продавая указанные квартиры, члены семьи заявителя действовали осознанно и не могли не знать о том, что вследствие этих сделок у них появится основание для принятия на учет, поскольку уровень обеспеченности станет менее ... кв.м. на человека.
"Адрес обезличен" с годами подвергался естественному износу и обветшанию. Ситуации непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения (например, в случае пожара) по настоящему делу не усматривается. Поскольку до совершения сделок по отчуждению квартир обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи была более учетной нормы, совершение указанных действий, безусловно, следует рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий. Об этом также свидетельствуют даты регистрации членов семьи в "Адрес обезличен".
В такой правовой ситуации Чупров В.П. не вправе претендовать на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по нормам Закона Республики Коми N 30-РЗ (п.п. "б" п.1 ст.1), поскольку такой вид субсидирования направлен на улучшение жилищных условий и не может расцениваться как равнозначная компенсация жилья, признанного аварийным.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Интинского городского суда Республики Коми от 14 марта 2014 года отменить с вынесением нового решения, которым
отказать Чупрову В.П. в удовлетворении требований о признании незаконным решения администрации МО ГО "Инта" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" об отказе в постановке на учет на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий, возложении обязанности принять заявителя на учет на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий с составом семьи ... человек.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.