Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Братухина В.В. и Петровой О.А.,
при секретаре Янчук Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению Горномарийского межрайонного прокурора на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 13 марта 2014 г., по которому постановлено:
заявление начальника МО МВД России "Козьмодемьянский" удовлетворить частично;
дополнить установленные решением Горномарийского районного суда от 7 февраля 2013 г. административные ограничения в отношении Ульданова С.Ю., находящегося под административным надзором, административным ограничением в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации три раза в месяц;
в удовлетворении заявления в остальной части отказать.
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Горномарийского районного суда от 7 февраля 2013 г., вступившим в законную силу, в отношении Ульданова С.Ю. установлен административный надзор на срок до "дата", установлены административные ограничения в виде: запрета пребывания в местах, заведениях, осуществляющих розлив спиртных напитков; запрета пребывания вне жилого помещения ( "адрес") с 22 часов до 6 часов утра следующего дня; запрета выезда за пределы территории Горномарийского района без уведомления зонального участкового уполномоченного полиции; возложения обязанности являться два раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации.
МО МВД России "Козьмодемьянский" обратился в суд с заявлением о продлении Ульданову С.Ю. срока административного надзора на ... месяцев, установлении дополнительного административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации три раза в месяц, указывая, что Ульданов С.Ю. нарушает установленные административные ограничения, неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.19.24, ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, на путь исправления не встал.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении Горномарийский межрайонный прокурор Кузьмин Р.Н. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления МО МВД России "Козьмодемьянский" в части установления Ульданову С.Ю. дополнительного административного ограничения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По утверждению заявителя, поскольку решение суда вступило в законную силу 14 апреля 2014 г., то есть в день истечения срока административного надзора, заявление отдела полиции не подлежало удовлетворению и в части установления дополнительного административного ограничения.
В соответствии со ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы представления, выслушав старшего помощника прокурора Республики Марий Эл Назарова А.А., поддержавшего представление, судебная коллегия приходит к убеждению, что оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения не имеется.
Основания и порядок применения мер административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Согласно ст.3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (ч.1).
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (ч.2).
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (ч.3).
В соответствии с ч.1 ст.5 названного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении:
1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;
2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно ч.2 ст.5 названного Федерального закона в случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии со ст.7 названного Федерального закона административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно ч.3 ст.4 названного Федерального закона суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Как следует из решения Горномарийского районного суда от 7 февраля 2013 г., судимость Ульданова С.Ю. погашается "дата", административный надзор в отношении него установлен до срока погашения судимости.
Следовательно, административный надзор не мог быть продлен Ульданову С.Ю. на срок ... месяцев, что повлекло отказ в удовлетворении заявления отдела полиции в этой части.
Вместе с этим, по смыслу закона в течение срока административного надзора не исключается дополнение ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений на основании заявления органа внутренних дел.
Из обстоятельств и материалов дела следует, что Ульданов С.Ю. в период действия административного надзора неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений против порядка управления и общественного порядка, характеризуется по месту жительства посредственно, склонен к совершению правонарушений, на путь исправления не встал.
То обстоятельство, что "дата" истекал срок погашения судимости Ульданова С.Ю. и, соответственно, истекал срок административного надзора, не препятствовало суду первой инстанции при вынесении решения 13 марта 2014 г. установить дополнительное административное ограничение, поскольку для этого имелись достаточные правовые и фактические основания.
Истечение срока погашения судимости Ульданова С.Ю. на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что влечет прекращение административного надзора, не свидетельствует о незаконности вынесенного судом первой инстанции решения.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, постановленным без нарушения норм материального и процессуального права, не подлежит отмене, представление прокурора следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 13 марта 2014 г. оставить без изменения, апелляционное представление Горномарийского межрайонного прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Братухин В.В.
Петрова О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.