Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Лелеков Н.Г., при секретаре Пузыревой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рыбаковой Т.В. на постановление государственного инспектора Медведевского муниципального района по пожарному надзору N 0343 от 23 декабря 2013 года и решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2014 года, вынесенных отношении
Рыбаковой Т. В., 00.00.00 года рождения, родившейся ... , проживающей по адресу: ... , заведующей ...
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Медведевского муниципального района по пожарному надзору N 0343 от 23 декабря 2013 года заведующая ... Рыбакова Т.В. привлечена к административной ответственности по частям 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2014 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба Рыбаковой Т.В. - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением государственного инспектора по пожарному надзору и решением судьи, Рыбакова Т.В. обратилась в Верховной Суд Республики Марий Эл с жалобой, в которой просит постановление и решение отменить и прекратить производство по делу, указывая на отсутствие ее вины в совершении административного правонарушения, а также на малозначительность это правонарушения.
Выслушав объяснения Рыбаковой Т.В., поддержавшей жалобу, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 и частями 3 - 8 статьи 20.4 данного Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон N 69-ФЗ) установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, а именно руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников мерам пожарной безопасности, а также содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно статье 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Таким образом, бремя ответственности за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Как следует из материалов дела в период с 00.00.00 по 00.00.00 в отношении ... " была проведена плановая проверка по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности. В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
руководителем учреждения не утверждены инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ, в том числе для каждого складского помещения в нарушение Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" пункт 2;
части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности (помещения складов для хранения горючих материалов - Ф 5.2 и помещения детского сада - Ф 1.1) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (двери складов не сертифицированные) в нарушение СНиП 21-01-97* пункт 7.4.
Кроме того, установлено: применяются горючие материалы для покрытия пола (деревянный настил) на путях эвакуации (1 этаж) в нарушение Федерального закона N 123-Ф3 от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" статья 134, таб. 29; СНиП 21-01-97* пункт 6.25*, СП 1.13130.2009 пункт 4.3.2;
допускается применение покрытия полов (линолеум, деревянный настил) в помещениях (группах) детского сада (средняя группа, подготовительная группа, ясельная группа, вторая младшая группа, вторая младшая группа, старшая группа) с неизвестным показателем класса пожарной опасности в нарушение Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" статья 134 части 6, 7 таб. 28,29.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом проверки от 23 декабря 2013 года N 283/ПБ, протоколом об административном правонарушении от 23 декабря 2013 года N 0344 по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, протоколом об административном правонарушении от 23 декабря 2013 года N 0343 по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, предписанием от 23 декабря 2013 года N 283/1/1-4 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Указанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия Рыбаковой Т.В. были правильно квалифицированы по частям 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы о незаконности применения СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 г. N 18-7 (введены в действие с 01 января 1998 года), со ссылкой на положения части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" являются несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 151 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" со дня вступления его в силу до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям Федерального закона.
Из приведенных законоположений следует, что Строительные нормы и правила, содержащие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности и действовавшие в сфере регулирования Федерального закона до его вступления в силу, подлежат применению в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений этого Закона, в части, ему не противоречащей, и при условии установления Федеральным законом более высоких требований пожарной безопасности.
Следовательно, Строительные нормы и правила, не теряя своего технического характера, приобрели качественные признаки нормативного правового акта, предусмотренного частью 2 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", содержат технико-юридические нормы, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, и применяются в нормативном единстве с данным Законом.
Данная правовая позиция закреплена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2013 года N АКПИ13-662.
С учетом этого нормы СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" распространяются на здания, запроектированные и построенные до 01 января 1998 года, к которым относится здание МДОБУ "Азановский детский сад "Колосок".
Поскольку здание детского сада является образовательным учреждением для детей дошкольного возраста, несоблюдение вышеприведенных требований в случае возможного возникновения пожара может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, в данном случае действие правил пожарной безопасности, предусмотренных вышеприведенными нормативными актами, обязательны для соблюдения руководителем учреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вина Рыбаковой Т.В. в совершении административного правонарушения заключается в том, что она не надлежащим образом исполнила свои служебные обязанности по обеспечению своевременного выполнения требований пожарной безопасности.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению Рыбаковой Т.В. требований пожарной безопасности, в материалах дела не имеется.
Отсутствие достаточного бюджетного финансирования не освобождает от административной ответственности и не свидетельствует об отсутствии у Рыбаковой Т.В. возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
С учетом характера правонарушения, совершенного в области пожарной безопасности, степени его потенциальной общественной опасности, обстоятельств рассматриваемого дела, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП не имеется.
Штраф определен административным органом с учетом конкретных обстоятельств выявленного правонарушения в минимальном размере санкции, установленной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
По вышеприведенным мотивам следует признать, что обжалуемые постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи являются законными и обоснованным, жалоба Рыбаковой Т.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Медведевского муниципального района по пожарному надзору N 0343 от 23 декабря 2013 года и решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2014 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Рыбаковой Т. В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.