Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Юровой О.В.,
при секретаре Яковлеве А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 января 2014 года, которым постановлено:
Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл в пользу Авраменко А. В. недополученную сумму пенсии за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года с индексацией в размере ... , расходы по оплате помощи представителя в размере ... , по оформлению нотариальной доверенности в размере ...
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Авраменко А.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее - МВД по Республике Марий Эл), просил взыскать недополученную сумму пенсии за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года с индексацией в размере ... , расходы на оплату услуг представителя в размере ... , нотариальные расходы в размере ... В обоснование иска указал, что является пенсионером Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл, получает пенсию за выслугу лет через Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл.
Согласно норм Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в спорный период при определении денежного довольствия для исчисления истцу пенсии ответчик неправомерно учитывал оклад по воинскому званию без учета его увеличения, чем нарушил право истца на получение государственной пенсии в полном размере.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе МВД по Республике Марий Эл просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Авраменко А.В., ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Считает, что перерасчет пенсии истцу обоснованно произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999г. N72. Иных нормативных актов, предусматривающих повышение окладов военнослужащим, Правительством РФ, к компетенции которого относится данный вопрос, не принималось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя МВД по Республике Марий Эл Александрова А.А., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении спора суд правильно определил и истолковал подлежащие применению нормы материального права, установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам, при этом не допустил нарушений процессуального права и постановил обоснованное решение.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался ст.ст.43, 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и учитывал, что пенсии военнослужащим исчисляются из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в частности, оклады по должности, воинскому или специальному званию; назначенные пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих исходя из уровня увеличения, учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением. Таким образом, увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии влечет пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей.
Из дела видно, что Авраменко А.В. с 00.00.00 получает пенсию за выслугу лет.
В силу ст.43 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу" и п.9 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии, лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров" в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Указом Президента РФ от 24.12.1998г. N 1638 "О повышении денежного довольствия военнослужащих" Правительству РФ было поручено повысить:
- с 1 января 1999г. в 1,62 раза месячные оклады по воинским должностям;
- с 1 июля 1999г. в 2,02 раза месячные оклады по воинским званиям.
Во исполнение этого Указа Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999г. N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих":
- с 1 января 1999г. были повышены в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих;
- с 1 июля 1999г. установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащих.
Согласно п.2 ст.12 Закона РФ от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее 5 МРОТ, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Из содержания данной нормы следует, что минимальный предел окладов по воинским званиям (не менее половины окладов по воинским должностям) предусмотрен не только в отношении первичных воинских званий, но установлен для всех военнослужащих. Иное толкование абз.2 п.2 ст.12 Федерального закона от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не соответствует буквальному тексту закона и противоречит принципу равенства всех перед законом (ст.19 Конституции Российской Федерации).
Установленные Постановлением N 72 оклады по первичным воинским должностям и по первичному воинскому званию соответствовали требованиям п.2 ст.12 Закона N 76-ФЗ.
Однако оклад по воинскому званию в новом размере был установлен истцу только с 1 июля 1999 года.
Решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999г. N ВКПИ 99-18 п.2 Постановления N 72 в части повышения окладов по воинскому званию лишь с 1 июля 1999 года как противоречащий требованиям абз.2 п.2 ст.12 Закона N 76-ФЗ был признан недействительным.
Нормы абз.2 п.2 ст.12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" о том, что оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям правильно применены судом в соответствии с ч.2 ст.120 Конституции Российской Федерации, ст.5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ч.2 ст.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации как нормативный акт, имеющий большую юридическую силу, чем Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638 и Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, не предусмотревшие с 01 января 1999 года увеличение размеров окладов по воинским званиям до половины окладов по воинским должностям.
То обстоятельство, что п.2 Постановления Правительства Российской Федерации не подлежит применению только с момента вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года, не препятствовало суду применить при разрешении спора норму абз.2 п.2 ст.12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" как норму, имеющую большую юридическую силу по сравнению с названной нормой акта Правительства Российской Федерации.
Требование абз.2 п.2 ст.12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" являлось обязательным для ответчика, производившего начисление пенсии, вследствие чего ссылка ответчика на неповышение военнослужащим с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям не может рассматриваться как законное основание для неувеличения пенсии истцу в соответствии с названным положением закона.
Из представленной справки о размере пенсии истца следует, что размер ежемесячной недоплаты пенсии истцу с 01.01.1999г. по 30.06.1999г. составляет 128 руб. 12 коп., общая сумма недополученной пенсии за указанный период составила ... , с учетом индексации - ...
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, с учетом выраженной в решении Верховного Суда РФ правовой позиции, сделал обоснованный вывод о том, что МВД по Республике Марий Эл в указанный период не доплачивало истцу пенсию, и правильно взыскал задолженность.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец имеет право на исчисление пенсии из оклада по воинскому званию только с 01.07.1999г. основаны на неправильном понимании закона.
Согласно ч.2 ст.58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований Авраменко А.В. о взыскании в его пользу недополученной пенсии за период с 01.01.1999г. по 30.06.1999г. с учетом индекса роста потребительских цен в общем размере ... , является правильным, соответствующим нормам пенсионного законодательства.
Остальные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, по существу доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств, но не опровергают выводы суда, изложенные в решении. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено. Решение суда является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий Соснин А.Е.
Судьи Клюкина О.В.
Юрова О.В.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.