Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Юровой О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Яковлеве А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ожигановой В.Л. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 декабря 2013 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления Ожигановой В. Л. к Министерству финансов Республики Марий Эл о признании недействительными результатов конкурса на включение в кадровый резерв, отмене приказа, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ожиганова В.Л. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Республики Марий Эл (далее - Министерство) о признании недействительными результатов конкурса на включение в кадровый резерв для замещения должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл в Министерстве финансов Республики Марий Эл - начальника отдела государственного долга, об отмене приказа Министерства финансов Республики Марий Эл, утверждающего результаты конкурса на включение в кадровый резерв для замещения должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл в Министерстве финансов Республики Марий Эл - начальника отдела государственного долга, о взыскании компенсации морального вреда в размере ...
В обоснование иска Ожиганова В.Л. указала, что ответчиком в марте 2013 года был объявлен конкурс на включение в кадровый резерв для замещения должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл, то есть должности начальника отдела государственного долга Министерства финансов Республики Марий Эл. Она приняла участие в конкурсе, по итогам которого не была включена в кадровый резерв. Полагает, что подверглась дискриминации по сравнению с другими участниками конкурса, поскольку в конкурсе принимала участие Перепелица С.С., являющаяся родственницей министра финансов Республики Марий Эл Габдул-Бариевой Г.Р. Несмотря на имеющийся у нее большой опыт работы в отделе государственного долга - с 2000 года, наличие деловых и профессиональных качеств ей не была дана объективная оценка в целях назначения на должность родственницы министра. Предпочтения, отданные другим участникам конкурса, преследовали цель дискредитировать реального конкурента Перепелицы С.С. в ее лице. По результатам конкурса в кадровый резерв были включены: Бакланова Т.В., Богданов В.В., Григорьев В.Г., Жинкина И.В., Никитина А.Х., Перепелица С.С. В дальнейшем Перепелица С.С. назначена на должность начальника отдела государственного долга Министерства. Квалификационные требования к должности, по которой проводился конкурс, установлены должностным регламентом начальника отдела государственного долга Министерства. Эти квалификационные требования вытекают из задач отдела госдолга. Между тем указанные квалификационные требования изменились непосредственно перед конкурсом путем внесения в список возможного образования претендента по образованию "юриспруденция". Перепелица С.С. имеет юридическое образование, опыта работы и образования по направлению "экономика" Перепелица С.С. не имеет. Тогда как работа в отделе государственного долга требует знаний в области экономики. Полагает, что квалификационные требования к должности начальника отдела государственного долга необоснованно поменялись специально под конкретного претендента - Перепелицу С.С. Выводы конкурсной комиссии о соответствии Перепелицы С.С. квалификационным требованиям считает неправомерными. Кроме того при проведении конкурса нарушен принцип равного доступа к гражданской службе. В связи с тем, что результатом конкурса явился несправедливый и необоснованный отказ во включении ее в кадровый резерв, ей причинен моральный вред, размер компенсации которого оценивает в ...
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней Ожиганова В.Л. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования, указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В возражениях на жалобу Министерство финансов Республики Марий Эл приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав Ожиганову В.Л. и ее представителя Тустову О.Е., поддержавших доводы жалобы, представителей Министерства финансов Республики Марий Эл Полетило О.О. и Ковину Н.В., просивших оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.
В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии (часть 8 статьи 22 указанного Федерального закона).
В силу части 10 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, которым определен порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах.
Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл в Министерстве финансов Республики Марий Эл, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Марий Эл от 11 августа 2009 года N 78 о/д определяются сроки, порядок работы конкурсной комиссии, а также методика проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл в Министерстве финансов Республики Марий Эл.
Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что Ожиганова В.Л. работала в Министерстве финансов Республики Марий Эл с 00.00.00. С 00.00.00 замещала должность заместителя начальника отдела государственного долга Министерства финансов Республики Марий Эл.
22 марта 2013 года Министерством финансов Республики Марий Эл объявлен конкурс на включение в кадровый резерв для замещения должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл - начальника отдела государственного долга Министерства, информация размещена на сайте Министерства. В период с 22 марта по 11 апреля 2013 года было подано 9 заявок на участие в конкурсе. По итогам первого этапа конкурса все 9 претендентов были допущены к участию в конкурсных процедурах, поскольку соответствовали квалификационным требованиям, предъявляемым к должности начальника отдела финансового долга.
Приказом Министерства от 14 мая 2013 года N 65 о/д "О проведении второго этапа конкурса" определена дата и время проведения второго этапа конкурса на включение в кадровый резерв для замещения должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл - начальника отдела государственного долга Министерства. Определен метод оценки профессиональных и личностных качеств претендентов - тестирование и индивидуальное собеседование. По итогам заседания комиссии 30 мая 2013 года в кадровый резерв на замещение должности включено 6 человек - Бакланова Т.В., Богданов В.В., Григорьев В.Г., Жинкина И.В., Никитина А.Х., Перепелица С.С.
Конкурсная комиссия отклонила кандидатуру Ожигановой В.Л. для включения в кадровый резерв, в связи с тем, что голоса шести членов комиссии разделились поровну, но при этом голос председателя комиссии, голосовавшего "против", является решающим.
Суд, тщательно исследовав и в необходимом объеме проверив соответствие действий конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение вакантной должности начальника отдела государственного долга Министерства финансов Республики Марий Эл требованиям указанных выше нормативных правовых актов, пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования Ожигановой В.Л. не подлежат удовлетворению.
Доводы жалобы о том, что в конкурсной комиссии участвовал только один независимый эксперт, что не соответствует требованиям законодательства, что в комиссии не принимал участие представитель структурного подразделения - отдела государственного долга, о том, что министр финансов Республики Марий Эл Габдул-Бариева Г.Р., являясь председателем конкурсной комиссии, не обеспечила соблюдение законодательства, допустила наличие конфликта интересов, поскольку в конкурсе принимала участие ее родственница Перепелица С.С. повторяют позицию истца, которая была ей представлена при разбирательстве дела в суде первой инстанции. Указанные доводы проверялись судом и обоснованно по мотивам, подробно изложенным в решении, были им отклонены как необоснованные.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 16 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Суд правильно исходил из того, что поскольку истцом не представлены доказательства подтверждающие факт родства или свойства между Габдул-Бариевой Г.Р. и Перепелицей С.С., не имеется оснований для признания результатов конкурса недействительными в силу непринятия Габдул-Бариевой Г.Р. мер по урегулированию конфликта интересов.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии Министерства финансов Республики Марий Эл от 30 мая 2013 года в ее состав входит 8 членов, из которых присутствовали 6, отсутствовали 2 по уважительной причине. В состав комиссии входил представитель работодателя (председатель комиссии Габдул-Бариева Г.Р.), представитель органа по управлению государственной службой ( Дергачев С.В.), представитель научных и образовательных учреждений - независимый эксперт ( Гумарова Ф.З.) В качестве представителя структурного подразделения в состав комиссии включена Ковина Н.В., являющаяся непосредственным руководителем по отношению к начальнику отдела государственного долга, а также другие лица.
С учетом этого заседание конкурсной комиссии являлось правомочным, поскольку на нем присутствовало более двух третей от общего числа ее членов. Вопреки доводам жалобы состав конкурсной комиссии является законным, поскольку из восьми ее членов, двое являются независимыми экспертами, то есть их число составляет не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Отсутствие на заседании одного из двух независимых экспертов, включенных в состав конкурсной комиссии, не могло препятствовать проведению конкурса.
Таким образом, состав конкурсной комиссии и процедура проведения конкурса полностью соответствовали требованиям действующего законодательства.
Суд верно указал на то, что вопросы соответствия квалификационным требованиям кандидатов на замещение вакантной должности начальника отдела государственного долга Министерства финансов Республики Марий Эл были разрешены при рассмотрении заявок на участие в конкурсе, то есть на первом этапе конкурса и каких-либо нарушений на данном этапе конкурсной комиссией допущено не было. В связи с этим доводы жалобы о том, что кандидат Перепелица С.С., не имея высшего экономического образования, не соответствовала квалификационным требованиям должности начальника отдела государственного долга и незаконно была допущена к участию в конкурсе, являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители" входит наличие высшего образования. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.
В должностном регламенте начальника отдела государственного долга, утвержденном приказом Министерства финансов Республики Марий Эл от 15 октября 2007 года N 96 о/д (с изменениями и дополнениями), предусмотрено, что для выполнения начальником отдела своих должностных обязанностей необходимы специальные знания, подтвержденные дипломом государственного образца по специальностям направления подготовки "Экономика", "Юриспруденция" или "Государственное и муниципальное управление". С учетом указанного определение специальности по высшему образованию входит в полномочия руководителя государственного органа. Кандидаты, имеющие высшее образование по любой из указанных в должностном регламенте специальностей, соответствуют квалификационным требованиям.
Оценка профессиональных и личностных качеств кандидата на замещение вакантной должности государственной гражданкой службы относится к компетенции конкурсной комиссии. Суд, проверяя законность проведения конкурса, не вправе давать оценку правильности и полноте ответов кандидата, данных им при проведении конкурсных процедур. Доводы жалобы о дискриминации истца, выразившейся в предвзятом отношении к ней конкурсной комиссии и предпочтении кандидатуре Перепелицы С.С., которая дала неправильные ответы, отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
То, что суд разрешил дело без допроса в качестве свидетелей Габдул-Бариевой Г.Р. и матери Перепелицы С.С., о чем ходатайствовала истец, не привело к неправильному разрешению дела. Допрос указанных лиц обоснован истцом необходимостью установления факта родственных отношений между Габдул-Бариевой Г.Р. и Перепелицей С.С. Между тем истцом не оспаривалось того, что эти лица не находятся в близком родстве или свойстве, следовательно, данный факт не имеет правового значения для данного дела, поскольку не относится к ограничениям, связанным с гражданской службой, и не свидетельствует о конфликте интересов.
С учетом изложенного решение постановлено судом первой инстанции на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ожигановой В. Л. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Юрова
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.